Город Дегтярск дырой не дает назвать только уважение к его жителям.
«Где власть, депутатский корпус, бизнесмены? - то и дело хмурится главный федеральный инспектор, когда ездит по Дегтярску. – Жалко, что без Роспотребнадзора приехал». Стадион порос травой по щиколотку, лозунг «Выше знамя советского спорта» с 1974 года, когда был написан, выцвел. Скрипучие ворота коррекционной школы открывают вид на беговую площадку в «колдобинах». Внутри детсада начали расти деревья – в 2010 году предприниматель выкупил заброшенное здание, но воз и ныне там. Единственная больница, которая стоит на холме, по заверению Виктора Миненко, могла бы стать декорациями для фильма ужасов: облупленный фасад, текущие трубы и оборудование, которым лечили, как признается Миненко, еще маленького инспектора.
Всюду за Виктором Миненко ездит дегтярский мэр Валерий Трофимов в белоснежной рубашке и хороших брюках. На вопросы инспектора он что-то бурчит про нехватку финансирования и опускает голову вниз. Руководители школы, больницы, стадиона за него отвечают: мол, федеральные деньги периодически приходят, а муниципальных не видели давно – Дегтярск мало в каких программах участвует.
После такого обхода и не надеешься, что дом быта – это новейший бизнес-центр. Так и есть, советское захудалое здание, за которое екатеринбургский предприниматель никогда в жизни биться бы не стал. В Дегтярске все иначе. Пройдя одежный (нитки – 12 рублей, сарафан с анютиными глазками - 450), ритуальный магазины (деревянный крест – 1700 рублей) и комнату моментального фото (снимок на паспорт – 75 рублей) попадаем в магазин мебели (двухместный диван – 8500 рублей). Среди кресел и диванов сидят четыре женщины с бейджами «Голодающая» - арендаторы дома быта.
- 31 июля нас обещают «выселить». Мэр с нами даже не говорил – пришел впервые к нам, - жалуется предприниматель Лилия. – Но останавливаться не собираемся – Голодаем седьмой день, голова кружится.
- Голубушки, так вы еще работаете? – в своей манере спрашивает Виктор Миненко.
- Ну а как свое дело бросить? – удивляется Лилия.
- Тогда это не считается голодовкой, если вы продолжаете работать. По телевизору хоть видели, как правильно голодают? А так это ваше личное дело – есть или не есть. Со мной на собрание в дом культуры поедете?
- Конечно, хотим услышать ваше мнение, - говорят женщины.
- А как вы его услышите, если голодные, не готовы?
В итоге, в дом культуры собирается предводитель голодающих – бледный предприниматель Николай Пахомов.
По пути в дом культуры Валерий Трофимов зло срывает разноцветные листовки, в которых мэр сравнивается со свиньей и называется преступником. Подходя к дому культуры его зам держит целую охапку таких. Но у пункта назначения мы встречаем целый пикет…
У колонн дома культуры Виктора Миненко встречает толпа ребятишек с плакатами «Долой мэра!». После короткой беседы с молодежью выясняется, что кто-то заплатил мальчуганам 150 рублей за этот пикет. Виктор Александрович настаивает, чтобы местная прокуратура разобралась и устроила показательный процесс.
«Вспоминаю, когда был в шестом классе, - обращается инспектор к ребятне, – захотел велосипед, а у мамы не было денег. Я тогда с плакатом не стоял. Уговорил руководителя Дорстроя взять меня на работу. Получил аванс 32 рубля и зарплату – еще 84, по тем временам большие деньги. Купил не только велосипед, но и рубашку, и брюки на двух пуговицах с ремнем. Помните, тогда клешеные в моде были?».
Подростки тех времен, конечно, не помнят, но вслед за своим мэром краснеют и опускают головы. В дом культуры заходят двое из них. Тем не менее, большую часть зала заняла промэрская сторона: представители администрации и дружественные бизнесмены.
Виктор Миненко извиняется перед дегтярцами, что не приезжал сюда раньше. Теперь обещает бывать регулярно. Голодовку предпринимателей из дома быта он называет лишь одной причиной приезда сюда – в Дегтярске 19 июля
разбился вертолет, так что разобраться с голодовкой и другими проблемами города главному федеральному инспектору по Свердловской области было с руки.
«Я вас слышу, люблю и хочу, чтобы вы относились ко мне и к своему городу таким же образом, - говорит дегтярцам Виктор Александрович. – Время – хороший доктор, но плохой косметолог. Я свою жену упрекаю, что она стареет, а на самом деле ее нужно просто любить – и тогда расцветет. Так же и с муниципалитетом. Я побывал в ваших учреждениях. Знаете, дом сержанта Павлова отдыхает! И это не вина руководителей учреждений – муниципальная власть спит, а не обивает пороги областной власти, - заявляет Миненко, и все понимают, что сегодня же Николай Винниченко узнает о неэффективном мэре… - Что касается голодовки, отставить мэра требует максимум десять человек, поэтому накалять обстановку, тем более, политизировать нельзя ни в коем случае».
Тем не менее, представители администрации, ликвидатор дома быта и бизнесмены, перебивая друг друга, пытаются изложить свою версию событий. Молчат только застенчивый мэр Трофимов и голодающий предприниматель Пахомов. Виктор Миненко предлагает высказать каждому, но по одному. Так проходит часа три.
В итоге, по версии администрации оказывается, что на 30 июня задолженность дома быта перед коммунальными службами составила 6,5 миллионов рублей.
«В 2006 году было 400 тысяч, а сейчас 6,5 миллионов?», - удивляется Виктор Миненко.
Николай Пахомов объясняет, что баня и дом быта раньше находились на одном балансе муниципалитета. Баню продали, а долги ее перешли дому быта. Краснеющий прокурор обещает разобраться в этом.
Пока же ясна позиция администрации: дом быта будут ликвидировать. Поскольку у голодающих предпринимателей образовалась задолженность, они не получат преференций на торгах. Да и как признается Пахомов, 16 миллионов рублей (во столько эксперты оценили дом быта) ни у кого из голодающих предпринимателей нет.
«Понимаете, - несколько раз перебивает выступающих ликвидатор дома быта Наталья Купавых. – Предприниматели своими голодовками диктуют администрации, как быть. Они не могут выкупить учреждение, поэтому идут на шантаж. Я ликвидирую дом быта уже 1,5 года, из-за них начала практически жить в суде. Они и так платят аренду в 100 рублей за квадратный метр, когда таких цен в Дегтярске уже давно нет».
«Я не позволю предпринимателям заниматься вымогательством, играя с властью, - ближе к десяти вечера, внимательно выслушав всех, подводит итог Виктор Миненко. – Но вместе с тем, я их поддерживаю, потому что у них есть проблемы. Они пообещали мне раньше, что не будут голодать, но нарушили обещание. В следующий раз, если это произойдет, государственная машина повернется к ним другой стороной…».
Виктор Миненко верно замечает, что в Дегтярске царит «сумасшедший правовой нигилизм». Его жертвами стали и продолжают быть арендаторы дома быта: голодать они бросили, но
ежедневные пикеты за отставку мэра обещают. Из-за сострадания к юридически неграмотным людям, которыми, возможно, кто-то управляет (разберется прокуратура), главный федеральный инспектор по Свердловской области, просит администрацию посодействовать предпринимателям, подобрав им новые места для бизнеса.
JustMedia.Ru продолжит следить за развитием событий в Дегтярске.
Фоторепортаж смотрите
здесь.