Почему, несмотря на то что в бюджете есть деньги, городские программы проваливаются.
Информация о том, что городские целевые программы в этом году исполняются из рук вон плохо, прозвучала из уст начальника департамента финансов администрации Екатеринбурга Андрея Корюкова. Впрочем, информация эта была для справки, поэтому депутаты пропустили ее мимо ушей.
Тем не менее, ситуация в городе аховая. За полгода целевые программы исполнены лишь на 38,5 процента. Но это только верхушка айсберга — самые крупные программы, они вытягивают десятки мелких программ, которые дышат на ладан и практически не исполняются. Хотя большинство из них могли бы принести много пользы горожанам.
JustMedia выяснил, какие городские целевые программы не исполняются и почему.
«Переселение жителей из ветхого и аварийного жилья». Набившие оскомину горожанам бараки в центре, которые портят облик Екатеринбурга, сотни страдающих в нечеловеческих условиях семей. Жизненно необходимая программа за первое полугодие исполнена лишь на 26 процентов.
«Общая сумма, заложенная на реализацию этой программы в 2012 году — 143 млн. рублей,— объясняет Андрей Корюков.— Сейчас пока оплачено 38 млн., еще на 11 млн. заключены контракты. Деньги есть, но не по всем главный распорядитель программы (комитет по жилищной политике администрации Екатеринбурга — прим. ред.) заключил контракты».
Просело и здравоохранение. На «совершенствование организации амбулаторно-поликлинической службы» (так звучит программа, в рамках которой ремонтируют поликлиники и закупают в них новое оборудование) выделено 382 млн. рублей. неплохая сумма, только вот и ее осваивать не спешат. Не смотря на то, что контракты заключены на 97 млн. рублей (что тоже весьма скромно), на конец сентября выполнены работы только на 47 млн. рублей. Это всего 12 процентов! Правда, по словам Андрея Корюкова, на 47 млн. закуплено оборудование и сейчас мэрия сосредоточилась на капремонтах. Правда, успеют ли за три месяца выполнить ремонтов больше, чем на триста миллионов, большой вопрос. Главный финансист мэрии уверен, что успеют.
«Все ремонты запланированы внутри помещений, так что можем работать хоть до 1 января»,— говорит он.
Удивительно, но программа «Развитие улично-дорожной сети», за которой пристально наблюдает губернатор Евгений Куйвашев, тоже не выполняется. Точнее выполняется, но со скрипом. Из запланированных 339 млн. рублей контракты заключены только на 206 млн. рублей. Удивительно, но, несмотря на стремительно наступившую осень, холода, дожди и снегопады, которые тоже не за горами, конкурсные процедуры продолжаются. По словам Андрея Корюкова, дорожные работы будут идти вплоть до Нового года, правда, последние два месяца — без укладки асфальта.
Такая же грустная картина вырисовывается по программе «Благоустройство дворовых территорий». По словам чиновников, субсидии из областного бюджета в рамках этой программы до сих пор не пришли. Из городского бюджета на программу заложено 104 млн. рублей, заключены контракты на 90 млн. рублей.
«Нами дана команда проводить конкурсные процедуры повторного размещения на той экономии, которая была по первому этапу конкурса,— рассказывает Андрей Корюков.— Работы ведутся в полном объеме, срок поставлен до 1 октября. Курируют их Швиндт и Кожемяко, так что сомнений в том, что программа будет выполнена, нет. Все районы отчитываются, что учтут опыт прошлого года».
Впрочем, можно представить, как будут благоустроены дворы в такие короткие сроки. Хорошего результата в авральном режиме ждать не стоит.
Из 280 млн. рублей, заложенных на программу «Энергоэффективный город», только на 135 млн. заключены контракты. 70 млн. из них уже освоено.
«Это связано с тем, что работы выполнены, но приемка будет после запуска тепла, к 5 октября. Так что до ноября будут предъявлены все суммы к оплате»,— отчитывается Андрей Корюков.
Одна из самых «больных» программ администрации Екатеринбурга — «Развитие удаленных территорий». К концу сентября исполнена на 16 процентов, притом что запланировано всего 37 млн. рублей.
«Эта программа — наша головная боль,— говорит Андрей Корюков.— У районных администраций она тоже вызывает много вопросов. Сомневаюсь, что она будет исполнена на 100 процентов. Основной строительный сезон приходится на второй-третий кварталы, при этом контракты заключены лишь на треть от выделенной суммы».
Наконец, самая печальная история с программой помощи молодым семьям. Областные власти заботятся о молодежи только на бумаге. Иначе чем объяснить, что вот уже четыре года молодые семьи не имеют возможности взять ипотеку с помощью администрации, из-за того, что субсидии из вышестоящих бюджетов приходят в самом конце года.
«Денег из области не поступило, федерация обещает их только в четвертом квартале,— вздыхает Андрей Корюков.— С учетом того, что все три источника должны быть задействованы, мы опять скатываемся к четвертому кварталу и, скорее всего, будет невыполнение. Просто люди не успеют взять кредит и предоставить нам документы для компенсации. Повторяется история последних четырех лет. Область, как полномочный представитель государства, не может взять на себя обязательства. Не такие уж большие деньги. Я готов выступить с предложением, чтобы нам передали государственные полномочия на исполнение. Если бы область их передала, мы могли бы задействовать свой бюджет, выполнить программу по молодым семьям и получить спокойно деньги хоть в ноябре, хоть в декабре. Причем суммы смешные — 8-9 млн. рублей. Сами мы не имеем права обратиться напрямую в федерацию, полномочия может передать субъект федерации. Областная дума должна принять закон о передаче полномочий. Прецедент есть — мэрии переданы полномочия по компенсации по коммунальным услугам. И государственные, и областные, и на территории города мы их исполняем».
Вообще, по мнению Андрея Корюкова, существуют три причины неисполнения бюджета по целевым программам. Во-первых, уже упомянутая сезонность:
«Все, что связано с инвестициями и капитальными ремонтами, мы начинаем не в мае-июне, а в лучшем случае в июле выходим на объекты. А по некоторым работам и вовсе август-сентябрь. Ежегодный вопрос, связанный с ЖКХ. Мы все ремонты делаем в межотопительный сезон, а приемка происходит после того, как тепло запущено. Это правильно, потому что в противном случае мы заплатим деньги и будем мучиться при запуске тепла».
Второй момент — переход на субсидирование автономных бюджетных учреждений:
«Мы сегодня отмечаем, что графики финансирования, которые мы составили, некорректны. У нас зависли большие остатки на лицевых счетах бюджетных учреждений. Летом вообще сложилась ситуация, когда денег в бюджетных учреждениях было больше, чем в самом бюджете. Была система, когда мы отзывали деньги с лицевых счетов».
Наконец, третья загвоздка заключается в 94-м Федеральном законе «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
«По некоторым нашим затратам мы вынуждены проводить три-четыре конкурса. То ФАС отменяет наши конкурсы, то подрядчики не заявляются. Вроде мы не должны приводить их за руку, но уже откровенно всем говорю — ваша задача не только написать положение о конкурсе, но и за руку привести подрядчика, чтобы он принес залог, и чтобы электронные торги состоялись. Мы, извините, занимаемся полномочиями государства»,— отмечают Корюков.
Возможно, замечания главного финансиста мэрии справедливы. Но отчего-то на ум приходит поговорка: «У нашего Егорки на все отговорки». Ведь на те же дорожные ремонты и благоустройство дворов у нас нет отбоя от подрядчиков. Но в итоге выполняют их одни и те же фирмы, затягивая ремонты до зимы. А потом бац — и программы снова не выполнены.
Просмотров: 3622
Автор: Евгений Катыхин