Екатеринбург не скоро увидит экономический эффект от реализации проекта.
Экс-губернатор Свердловской области, а ныне первый вице-президент РЖД Александр Мишарин вернулся в Екатеринбург, чтобы заявить о старте реализации своего любимого детища – Высокоскоростной магистрали, которая сперва появится на отрезке Москва-Казнь, затем прирастет Екатеринбургом, Челябинском и проследует до Пекина.
Напомним, идея строительства ВСМ «Москва – Пекин» возникла в августе прошлого года, уже в мае был подписан меморандум между Минтрансом РФ, РЖД, комитетом по реформам и развитию Китая и Китайской железной дорогой об условиях этапа реализации проекта. Сейчас речь идет о запуске пилотного участка «Москва – Казань» общей протяженностью 8 тысяч километров с сокращением времени в пути в 4 раза.
«От стадии обсуждения мы перешли к реальным действиям. Принято решение, проект реализации ВСМ включен в транспортную стратегию России до 2030 года», - рассказал Александр Мишарин в ходе обсуждения кооперации на Евроазиатском высокоскоростном транспортном коридоре «Москва – Пекин», которое проходит сегодня в рамках ИННОПРОМа.
По данным Минтранса РФ, в ходе Санкт-Петербургского экономического форума было подписано соглашение о старте проектирования первого отрезка ВСМ «Москва – Казань». На объекте уже начали работу более ста буровых, в августе их количество удвоится.
«Крупнейший проект в мире, по масштабам сравнимый со строительством Суэцкого или Панамского каналов, часть большой программы Шелкового пути, - заявил Александр Мишарин. – Это проект будущего, но вы должны понимать, что это не только завтрашний день, это уже начавшаяся работа. 3200 километров дороги от Пекина уже начали строить, это половина работы и предпосылки того, что проект далее реализуется в России, создав связь между государствами».
По словам Мишарина, сегодня идет проектирование ВСМ «Москва-Казань», заключен договор между РЖД и крупными проектными институтами, ведутся конкретные работы: в этом году планируется выполнить изыскания для строительства магистрали до Нижнего Новгорода, в следующем – до Казани, затем сформировать модель и приступить к строительству.
«Это самый большой проектный договор за всю историю России, над которым работали французские, немецкие и китайские коллеги, в нем заложены самые передовые идеи. Точки роста охватят 11 населенных пунктов», - подчеркнул Александр Мишарин.
Что касается финансовой поддержки проекта, первый вице-президент РЖД выразил уверенность, что деньги на его реализацию найдутся.
«Когда известно и понятно, что и как строить, деньги найдутся. Будем двигать проект с китайскими коллегами, они готовы внести 52 миллиарда рублей в уставный капитал и еще 52 миллиарда рублей внесут на втором этапе реализации проекта, итого 104 миллиарда рублей, еще 250 миллиардов рублей они готовы дать в качестве кредита под гарантии правительства. Мы планируем задействовать международные рынки для привлечения средств», - добавил Александр Мишарин.
Он уверен, что ВСМ послужит драйвером развития технологий, и в свете нынешнего тренда импортозамещения позволит создать совместное предприятие с коллегами из Китая.
«ВСМ может перезапустить нашу экономику», - добавил экс-губернатор Свердловской области.
По словам заместителя Министра транспорта России Алексея Цыденова, минимальная стоимость билета эконом-класса от Москвы до Казани составит 2 тысячи рублей.
«Это нормальная цена, при условии, что столько же стоит поездка из аэропорта Москвы до центра города», - добавил Алексей Цыденов.
Он утверждает, что строительство ВСМ приведет к развитию трудовой миграции в регионах присутствия, за счет повышений экономической активности зарплаты там сразу вырастают от 30 до 50 процентов. В сам период строительства ВСМ, по данным министерства, будет создано 80 тысяч рабочих мест, а в период эксплуатации – 30 тысяч.
«На период реализации проекта все заводы страны по изготовлению мостов будут обеспечены нагрузкой на год», - подчеркнул Алексей Цыденов.
Конечно, говоря о ВСМ, нельзя не упомянуть Свердловскую область, которая включена во второй этап масштабного проекта. По словам экспертов, экономический эффект от создания участка «Екатеринбург – Челябинск» будет колоссальным.
Для столицы Урала на деле все не так радужно. Свердловская область не попала в первый эшелон городов, которые участвуют в проекте и сроки строительства ВСМ не определены даже приблизительно. Поэтому пока регион не может рассчитывать на экономический эффект от эксплуатации магистрали.
Тем не менее, в планах разработчиков также построить линии ускорения на Тюмень, Нижний Тагил, запустить дневные экспрессы «Ласточка» до Перми и Кургана.
«По расчетам, пассажиропоток составит более 2,7 миллиона человек. ВРП регионов только в период строительства возрастет на 85 миллиардов рублей, в том числе на 55 миллиардов в Свердловской области. Увеличится прирост ВРП в 2020-2030 годы и превысит 700 миллиардов рублей. Доходы бюджетов составят 290 миллионов рублей. Стоимость проекта составляет 150 миллиардов рублей, то есть бюджетные эффекты в два раз превысят затраты на строительство трассы», - рассказал президент Центра экономики инфраструктуры Владимир Косой.
Цена билета на скоростной поезд «Екатеринбург – Челябинск» составит 700 рублей. Для реализации инициативы разработчики намерены привлекать инвестиции.
По мнению Владимира Косого, высокоскоростная траса сформирует агломерацию, урбанистический уральский район, а проект «Москва–Пекин» превратит Екатеринбурга в важный логистический центр российско-китайской торговли. Сбудутся ли прогнозы экспертов, покажет время.
Просмотров: 2728
Автор: Татьяна Рябова
Фотограф: Константин Мельницкий