Валерий Нестеров: Города моего детства уже нет

Интервью с министром образования Свердловской области.

Валерий Нестеров: Города моего детства уже нет - Фото 1

В завершении учебного года корреспондент ?JM? встретился с министром образования Свердловской области Валерием Нестеровым, который рассказал нам о своем отношении к инновациям и грантам, компьютеризации школ, утечке информации о ЕГЭ в Интернете, проблемах 38 школы Екатеринбурга и вреде книг вроде ?100 лучших сочинений?.

? Валерий Вениаминович, оглашены итоги конкурса среди общеобразовательных учреждений Свердловской области. В списке 72 школы, каждая из которых получит грант: 1 миллион рублей. На Ваш взгляд, это и есть самые лучшие школы области?

? Подобное мероприятие проводилось в первый раз, и особо бурного движения среди школ мы не наблюдали. У нас в области 1286 школ, а заявки поступили от 175-и. Видимо, сработало когда-то посеянное в народе недоверие или постеснялись.

Что значит ?самая лучшая? или ?не самая лучшая?? Вот сравните, скажем, политехническую гимназию в Нижнем Тагиле, где всего полно, и Арамашевскую школу Алапаевского района. В последней, может, и нет такого богатства ? обычная сельская школа. Но учителя и родители очень хотят, чтобы детям было комфортно в ней учиться: я имею в виду не оснащенность школы, а комфорт с точки зрения удобства организации образовательного процесса, психологический комфорт. В хорошей школе должно быть чисто, светло и радостно.

Что же касается качества образования, то у нас во всех территориях, в том числе в сельских, есть хорошие школы.

? Судя по названию конкурса, главным критерием в оценке школ была их ?инновационность?. Что же понималось под этим термином?

? Сказать по чести, само название конкурса меня несколько смутило: проблема в том, что в систему межличностных отношений усиленно внедряются всякие технические термины. Что такое ?инновации? для образования? Образование ? вещь консервативная, и всякие новшества в этой области должны внедряться медленно, спокойно и обоснованно. Ведь ни у кого из нас нет возможности пережить одну инновацию, забыть обо всем и начать учиться заново.

Речь идет, скорее, о состоянии условий для получения качественного образования, реализации права на выбор, которое есть у каждого человека. И это право должно обеспечиваться качественными преподавателями и качественной обстановкой. Поэтому при оценке школ главный критерий ? какие условия созданы в ней для учащихся и учителей, какие формы и методы используются для получения качественного образования. Что же касается школ, занимающихся чисто инновационными проектами ? их вообще не может быть много, в области их от силы десятка полтора.

? Первая ступень национального проекта ?Образование? пройдена. Но ведь сам проект еще не реализован до конца. Как вы считаете, в каком направлении стоило бы двигаться дальше?

? Главное сейчас ? необходимо осуществить коренные изменения в организации педагогического образования. Потому что никакими грантами не решить проблемы, если нет людей, соответствующих времени. Это главное, без этого вообще никакого развития не будет.

Второе ? создать нормальные условия для всех, кто получает образование. Надо серьезно вложиться в инженерное состояние зданий и сооружений. Для этого требуются огромные средства. Хорошо, когда школы будут наполнены компьютерами, тем более что к 2007 году мы обеспечим все образовательные учреждения выходом в интернет. Но плохо, когда сидишь со своим компьютером под зонтиком.

? Эта проблема характерна не только для школ?

? Приводить здания и сооружения в нормальный вид, создаватькомфортные условия придется на всех уровнях образования, и в дошкольном, и общем, и высшем. У высшей школы, например, большая проблема ? состояние общежитий, в которых живут студенты. А по законам психологии нельзя надеяться на то, что люди, которые живут в ?помоечных? условиях, будут людьми другой, высокой культуры. Общежития ? это вообще страшная штука. В нашей стране много людей, которые живут в них всю свою жизнь. Отсюда и соответствующая культура, интересы. Очень трудно найти там человека, который ходит в филармонию.

Что касается профессионального образования, здесь должно состояться социальное партнерство. В масштабах страны мы не можем сегодня прогнозировать, какие специалисты и через какое время нам потребуются. Сам бизнес не может этого сделать. Но, скажем, в масштабах отдельных предприятий можно действовать согласно мировой практике. Например, в Германии очень серьезно развито так называемое дуальное образование, когда и фирма, и образовательное учреждение участвуют в процессе обучения. Я сам был на ?Мерседес Бенц?. Там ребята, изучавшие теорию в образовательном учреждении, проходят практику в специальных подразделениях, организованных самой фирмой. Логика наших предпринимателей: мы платим налоги и хотим за это получать специалистов. Но за налоги мы как раз теории учим. Можем давать и практические знания, только это будет середина прошлого века, что бессмысленно для предпринимателя. Так что ? другого варианта тут нет. Разумеется, государство должно подталкивать предпринимателей к здоровому сотрудничеству с образовательными учреждениями. Но, прежде всего, должно появиться осознание того, что иностранных рабочих на предприятия не навозишься.

? В Екатеринбурге не раз складывалась ситуация, когда учреждение образования мешало планам градостроительства. Сегодня школа ? 38 встала на пути строителей новой дорожной развязки. С одной стороны, жалко ликвидируемую школу. С другой ? город должен развиваться, а это требует определенных жертв. По-вашему, что важнее, школа или развитие города?

? Развитие города ? это очень важно. Но то, что происходит в Екатеринбурге, я не могу назвать развитием. У меня для таких оценок гораздо больше прав, чем у Аркадия Чернецкого, потому что я-то ? екатеринбуржец, причем не в одном поколении. По-моему, город ? это не когда что-то где-то настроили. Город ? это комплекс, он должен сохранять свой облик ? в нем должны жить все страницы его истории ? и иметь логику развития.

Я работал в городском управлении образования при Павле Шаманове, который получил государственную премию России за комплексную застройку города. В то время, если возводился жилой комплекс, сразу строились дошкольные и школьные учреждения, необходимое количество торговых точек и прочее, необходимое для жителей этого микрорайона. Сегодня вы можете наблюдать, как строятся целые микрорайоны, возводятся огромные дома, но при этом совершенно непонятно, где дети этого микрорайона будут учиться. По-хорошему, комплексный план должен утверждаться Правительством Свердловской области. Насколько я понимаю, такой план Правительством не утверждался. Екатеринбургу скоро будет 300 лет, но я серьезно ощущаю, что даже города моего детства уже нет. Это не развитие, это спонтанная застройка.

Что касается 38-й школы ? странно было бы думать, что идея строительства дороги вчера возникла. Вероятно, в течение какого-то времени она вынашивалась управлением архитектуры, а если так, то, на мой взгляд, принципиально нужно строить новое здание школы. Это не такой простой вопрос, но все же меньшее из зол.

Но у нас утвердилась пагубная практика, когда кто-то из выбранного нами руководства считает, что лучше знает потребности города, и не находит нужным советоваться с горожанами. Формально ? да, мы проанализировали все документы по 38 школе, никаких нарушений нет. Но в том-то и суть, что документы формальны. У нас в спорных случаях почему-то всегда начинают говорить об экономике в чистом виде. А начинать-то нужно с других формулировок: ?в интересах улучшения жизни людей предпринимаются такие-то экономические шаги, от которых люди будут иметь то-то и то-то?. У нас такой привычки нет.

? Насколько, по Вашему мнению, жизнеспособным и удачным оказался эксперимент по внедрению единого госэкзамена?

? Во-первых, завершение школьного обучения и поступление в учреждение профессионального образования ? это два разных юридических факта, и связать их в одно нельзя. Потому что задача общеобразовательной школы ? вовсе не подготовка в вуз, как многим кажется. Общее образование существует для того, чтобы выстроить некую культурную платформу человека. У профессионального образования совершенно другая задача: дать умения, сведения, навыки в какой-то определенной области. Соответственно, при окончании школы и при последующем поступлении проверяются совершенно разные вещи.

Во-вторых, тестовую методику можно использовать для анализа знания конкретных вещей на память. Но таких фактов, цифр немного, гораздо больше вещей, которые надо уметь извлекать из различных источников. Суть образования как раз и состоит в выработке способности к самообразованию. Таблицу умножения надо знать всем без исключения, а огромное количество всяких формул ? абсолютно ни к чему. Я уж не говорю о том, что знания по истории, географии, литературе невозможно проверить тестами.

В-третьих, что получилось на практике? Пошла немыслимая утечка информации по ЕГЭ через интернет. И здесь вопрос не в форме, вопрос по существу. Подобная практика сохранится до тех пор, пока наши дети не будут расти с мыслью о том, что они учатся для себя, и никому, кроме них, это не надо. Раньше говорили: учись, это твой долг перед государством. Сегодня мы пожинаем плоды такого подхода. Сейчас необходимо, чтобы хорошее образование стало определенной гарантией социальных успехов человека, для его продвижения. До тех пор люди будут идти в вузы за дипломами, и в погоне за дипломами они будут находить различные способы, как облегчить себе этот путь. Кроме того, если бы у меня была такая власть, я бы ограничил продажу таких глупостей, как ?100 лучших сочинений?, а также некоторых книг, которые называются энциклопедиями. Потому что эти книжки вредны по сути своей, они разрушают самое главное: путь познания.

Выдавать госэкзамены за панацею от всех бед неправильно. Когда говорят, что человек с Дальнего Востока, успешно сдав ЕГЭ, может поехать учиться в Московский университет, ? это ложь, уж не знаю, во спасение или нет. У МГУ, конечно, много общежитий, но они не могут вместить всю страну. Так не лучше ли, чтобы и на Дальнем Востоке были учебные заведения достаточно развитые, которые будут готовить нормальных специалистов?

? Представители военкоматов намерены через депутатов гордумы обратиться к Вам с просьбой перенести выпуск учащихся и студентов учреждений начального и среднего профобразования на срок до 15 июня, чтобы они подпадали под весенний призыв. Насколько это возможно, и каково Ваше личное отношение к этой инициативе?

? Я смотрю на это, по меньшей мере, с некоторым удивлением. Это странно: вдруг военкоматы города Екатеринбурга обратились в городскую думу с просьбой изменить то, к чему ни те, ни другие никакого отношения не имеют. Кроме того, я вижу в этой инициативе неуважение к существующему закону, попытку обойти его. На сегодняшний день законодатель не отменил льгот для студентов. Поэтому все, в том числе военкомы, должны с уважением относиться к этим положениям закона.

? Студенты УрГЭУ и их родители пытаются отсудить право учиться на военной кафедре, которая закрывается, как и большинство других военных кафедр России. Причем похожие примеры наблюдаются и в других городах России, например, в Новосибирске. Могли бы Вы оценить шансы студентов, и какова Ваша личная позиция по этому поводу?

? Здесь действует общий юридический порядок: люди заключили определенный договор, и обе стороны должны выполнить условия этого договора. У студентов, которые пришли учиться уже после закрытия военных кафедр, права требовать обучения на ней уже не будет. В целом же, наличие военных кафедр ? это вообще неплохо, если они хорошо работают.

? Согласно поправкам к закону ?О высшем и послевузовском профессиональном образовании?, кандидатуры на пост ректоров вузов перед выборами должны быть утверждены аттестационными комиссиями при органах исполнительной власти. Как Вы считаете, не приведет ли это к ограничению вузовской автономии?

? Вуз ? федеральное учреждение, так что Министерство образования и науки России отвечает за его состояние и развитие, значит, оно должно давать рекомендации, из какого круга выбирать кандидатуры. Проблема в том, чтобы это не пошло дальше. Автономности высшей школы больше тысячи лет. Не нашему поколению ставить крест на ней.

Беседовал Евгений ВИКТОРОВ

Просмотров: 2720

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Павел Пивоваров, политтехнолог:

«Здесь мало, что есть, но мы есть. Дождь для нас»

четверг, 28 марта

Сегодня

+8
+8
+8
+8
Днем
+1
+1
Вечером

Последние события

«Уралуправтодор»: «29 марта в Свердловской области ожидается гололедица и метели»

Сегодня в 18:03

«Уралуправтодор»: «29 марта в Свердловской области ожидается гололедица и метели»

Также неблагоприятные погодные условия ожидаются в других регионах УрФО.

В Бишкеке сильный ветер сорвал кровлю со здания МЧС

Сегодня в 17:55

В Бишкеке сильный ветер сорвал кровлю со здания МЧС

Пострадали крыши и других зданий в городе.

МЧС: «Ходить по Городскому пруду в Екатеринбурге, где лед уже рыхлый, опасно»

Сегодня в 17:52

МЧС: «Ходить по Городскому пруду в Екатеринбурге, где лед уже рыхлый, опасно»

Толщина льда не более 40 см, и он напитан водой.