Галина Пахальчак: «Уезжайте на выходные из Екатеринбурга»

Интервью с замминистра природных ресурсов Свердловской области

Галина Пахальчак: «Уезжайте на выходные из Екатеринбурга» - Фото 1

Областное министерство природных ресурсов подводит итоги уходящего года. Сотрудники ведомства уверяют: свердловчанам стало легче дышаться – вредные выбросы в атмосферу снижаются. И места под солнцем стало больше, в прямом смысле: мусорные свалки хоть и сохраняются, но переработка отходов растет. Впрочем, как шутят в народе, жить все еще вредно: просторы для деятельности министерства до сих пор остаются необозримыми, и во многих вопросах необходимо вмешательство федеральных властей. Но в первую очередь замминистра Галина Пахальчак предлагает каждому жителю Свердловской области начать с самого себя.


Галина Юрьевна, заканчивается 2006 год. С чем Свердловская область подходит к новому году?


Мы ожидаем, что у нас сохранится в этом году тенденция снижения вредных выбросов в воздух и сброса в водные объекты. Мы планируем также сохранить наш уровень переработки отходов: в прошлом году мы переработали 44,9%, в этом мы рассчитываем на 45,5 – 46%.Несмотря на прогнозы увеличения промышленного производства в Свердловской области, экологическая обстановка останется стабильной.. Единственное – нам по прежнему не удается уменьшить объемы выбросов в атмосферу от автомобильного транспорта. И решить эту проблему в масштабах отдельно взятой области невозможно. Необходимо, чтобы в РФ были приняты законы, которые бы запрещали использование автомобилей без нейтрализаторов отходящих газов. Несмотря на то, что у нас весь бензин производят неэтилированный, без свинцовых присадок, качество его оставляет желать лучшего: газы содержат до 200 ингредиентов различных загрязняющих веществ.


А что с переходом на газ? Водители жаловались, что в области недостаточно заправок и нельзя быть уверенным в том, что ты не останешься без топлива на дороге.


Сеть заправочных станций развивается, в этом направлении работает «Уралтрансгаз». Но мы рекомендуем, в первую очередь, переводить на газ муниципальный автотранспорт, который ездит в пределах административной территории. Обычно почему водители не хотят переходить на газ? Вам они говорили, что нет достаточного количества заправок. Кроме того, они говорят о том, что уменьшается грузоподъемность транспорта, поэтому транзитные, большегрузные машины теряют часть своих возможностей по перевозке. Поэтому, когда мы говорили о совершенствовании деятельности автотранспорта, мы говорили о муниципальном транспорте. И, кстати, в Екатеринбурге уже многие, наверное, видели, что «газельки» оснащены баллонами для перевода их на газ. То есть процесс идет, но идет очень медленно. Мы ведь не говорим о том, что все автомобили 100% должны быть переведены на газ. И, собственно, в Европе-то этого не происходит, автомобили работают и на бензине. Но, во-первых, они там работают все на хорошем бензине, во-вторых, все они оснащены нейтрализаторами отходящих газов. И когда автомобиль проходит по дороге – ты не ощущаешь его воздействия на себе. Они работают уже по стандарту ЕВРО-4. А мы, только к концу 2008 года планируем перейти на стандарт ЕВРО-2. Мы очень-очень отстаем. А, учитывая то, что у нас парк автомобильный растет ежегодно на 6-8%, а в Екатеринбурге – даже до 10%, то представьте себе, как увеличивается нагрузка на воздух. Ну и, конечно, необходимо завершать работу по строительству объездных дорог, чтоб транзитный транспорт не проходил через основные трассы города и не увеличивал и без того большой транспортный поток.


А что будет в следующем году по отходам? Они ведь у нас не только сохраняются, но и накапливаются еще больше.


Мы уже говорили о том, что в следующем году мы планируем приобрести и установить оборудование, позволяющее перерабатывать пластик без сортировки и без предварительной подготовки – без мытья. Я была 2 дня назад в Челябинске. Они собирают только ПЭТ-бутылку, но даже с нею одной требуется очень много трудозатрат: сначала ее нужно рассортировать по цветам, потом раздробить, помыть в трех водах, подсушить, и только после этого пакетировать так называемый флок (размолотые частицы ПЭТ-бутылок), который челябинцы доводят до состояния крошки. Эта продукция поставляется к нам, на «Уралмашзавод». На его площадке создано предприятие, которое из ПЭТ-бутылки делает химволокно. И наши производители отправляют его обратно, а челябинцы на этой основе делают ткань, которая укладывается в дороги, чтоб они были прочнее.


Получается, безотходное производство?


Да, и чем мне понравились челябинские коллеги: они организовали сбор отходов не только на стационарных пунктах приема, но и передвижной сбор вторичного сырья. По микрорайонам ездят «газельки» и собирают от населения и магазинов пластик, алюминиевую банку, стекло, пленку, картон, бумагу. И все это вовлекается в переработку.

Так вот мы хотим организовать переработку всего пластика без сортировки, чтоб не расходовать столько труда и энергии на подготовку этих отходов.


Галина Юрьевна, а поподробнее про строительство заводов по переработке. Вы говорили о том, что до конца 2010 года только в Екатеринбурге должны построить 2 завода?


Мы считаем необходимым построить такие заводы в Нижнем Тагиле, Краснотурьинске, Екатеринбурге и Каменск-Уральском. Вот в Нижнем Тагиле работы уже начаты: подготовлена площадка, уже возведены фундаменты. То есть там процесс пошел. А в других городах идет проработка этого вопроса. Недавно выступал Архипов Сергей Александрович (комитет по экологии администрации Екатеринбурга – прим. автора), он как раз и говорил о том, что на территории Екатеринбурга должно быть несколько таких заводов, но пока реально, кроме обоснования инвестиций, ничего у нас нет. Будем надеяться, что следующий год станет прорывным, потому что другого пути нет. Городу необходимо решать свою проблему с отходами, потому что у него нет своих земель, на которых он мог бы разместить новый полигон. От нового полигона надо уходить путем сортировки, отбора того, что можно утилизировать.


А есть ли какие-то планы по отдельному полигону для захоронения особо опасных отходов?


На сегодняшний день такого решения нет. Мы делали попытку разместить такой объект в Качканаре, Каменск-Уральском, но органы местного самоуправления не согласовали нам это решение. И все такие особо опасные отходы хранятся на территории либо самих предприятий, либо отправляются за пределы области, туда, где могут такие отходы принимать, перерабатывать или захоранивать на специально оборудованных площадках.


Но это же большие деньги


Да, это большие деньги, но и мы, и предприятия вынуждены идти на это – нет у нас таких объектов. Мы отправляем такие особо опасные отходы на полигон «Красный бор» в Санкт-Петербург, в этом году мы отправляли в Подмосковье – там организована фирма, которая уничтожает такие отходы. Мы вывезли очередные выявленные пестициды и ядохимикаты, которые раньше применяли в сельском хозяйстве, а на сегодняшний день утратили свои свойства. Но вопрос о своем полигоне все равно рано или поздно встанет. Мы обсуждали его в свое время с УГМК. У них есть свои особо опасные отходы, и мы предлагали им инициировать строительство такого объекта на их площадке с тем, чтобы потом они могли за деньги принимать на уничтожение чужие отходы. Но пока решения никакого не принято, и мы будем продолжать переговоры дальше.


А сколько в этом году предприятия-загрязнители заплатили в бюджеты и сколько остались должны?


В бюджет области поступило порядка 210 миллионов рублей, столько же поступило в муниципальные бюджеты городов и районов. Задолженность по предприятиям есть. Дело в том, что у нас есть старая просроченная задолженность более 1 миллиарда рублей. В основном, это платежи сельскохозяйственных и муниципальных предприятий, которые обслуживают полигоны для размещения бытовых отходов. К сожалению, большинство накопило такие долги, что уплатить их они уже не смогут. И мы считаем, что администратор платежей – Ростехнадзор – должен списать старые долги, утвердить графики за последний год и помочь предприятиям выйти из этой долговой ямы. На сегодня, плату за негативное воздействие на окружающую среду вносят порядка 6000 предприятий. На следующий год мы ставим задачу увеличить число плательщиков. В принципе, по природоохранному законодательству, плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить все организации, которые в той или иной степени воздействуют на нее.


Предприятия – один вопрос, люди – другой. Мы сами очень сильно загрязняем окружающую среду. Вы говорили о Сысертском, к примеру, районе, который очень сильно загрязняют дачники, которые сами же там выращивают овощи и фрукты. Можно ли вообще есть то, что выросло на уральской земле?


Смотря где это растет. Меня очень удивляют наши граждане, которые высаживают картошку около дорог. Ведь санитарные врачи постоянно говорят о том, что ни картофель там выращивать нельзя, ни грибы-ягоды собирать на придорожной полосе. Это естественно: выбросы автомобилей, смыв с дорог. А выращивать овощи и фрукты в наших садах конечно можно, но нужно смотреть, где эти сады располагаются. Если они располагаются в районе, на который падают выбросы СУМЗа или других промышленных предприятий – я бы не рекомендовала употреблять их в пищу. А если вы знаете, что ваша дача находится в экологически чистом месте, и вы сами не отравляете эту местность – пожалуйста. Ведь выбрасывают не только бумагу и пластик. Умудряются выкидывать градусники и ртутьсодержащие лампы, совершено не задумываясь о том, что в конечном итоге это может оказаться в земле. В земле, на которой мы хотим отдыхать и выращивать продукты питания для себя! Поэтому и существуют места, куда нужно складировать отходы. Вот возвращаясь к Сысерти: дачники наносят окружающей среде очень большой ущерб, моя машины в неположенных метах, скидывая отходы. Но есть хорошие примеры деятельности местных властей. Например, в Верхней Сысерти глава администрации установил на выезде из города контейнеры. И дачникам, когда они выезжают, сам бог велел выбросить пакеты с мусором в эти контейнеры. Там есть инициативный человек, который обслуживает эти контейнеры: проводит сортировку, выбирает то, что можно утилизировать. И ведь это свой маленький бизнес! То есть решить проблемы можно, было бы желание. И были бы деньги и добрая воля наших граждан. Хочешь жить в чистоте – не сори.


Опять же, по поводу здоровья населения. Сейчас появляется все больше сообщений о том, что воду из-под крана пить нежелательно, даже если ее прокипятить. К тому же, появляется все больше водовозных компаний. Так можно ли всем этим водовозам доверять и действительно ли нельзя пить водопроводную воду?


Кипяченую воду пить можно, и санэпиднадзор как раз и говорит о том, что вода подлежит кипячению, после чего ее можно использовать для приготовления пищи и питья. А все водовозные фирмы контролирует Роспотребнадзор. Но я считаю, что каждый из нас может сам проконтролировать то, что ему привозят. Я в свое время отказалась от услуг одной фирмы, потому что канистры, которые они привозили, имели очень непрезентабельный вид. Они были чумазые, очень несимпатично выглядели. У меня просто не было уверенности, что они моют их надлежащим образом внутри. Я бы все-таки предпочитала покупать воду, которая закрыта герметично. Такие фирмы разливают воду не вручную, а с помощью механизмов, и с их же помощью закручивают пробку. Тут гарантии того, что это не сделано под любой колонкой больше.


А в каких районах все-таки самая плохая вода?


Вообще, население Екатеринбурга пользуется единой централизованной системой водоснабжения – из Волчихинского водохранилища. Только Сортировка пьет воду из Верх-Исетского пруда. Она, конечно, по своему качеству хуже.


Всех интересующий вопрос: где в области «вреднее» всего жить? Изменилась ли у нас как-нибудь экологическая карта области?


Новых городов, в которых экологическая обстановка оценивается как неблагополучная, не появилось. Изначально, уже порядка 20 лет мы говорим о 13 экологически неблагополучных территориях. И слава Богу, их количество не увеличивается, и даже в этих городах обстановка год от года становится лучше. В основном, эти 13 городов – Краснотурьинск, Красноуральск, Кировград - загрязняются предприятиями металлургического комплекса. А в настоящее время идет их модернизация и реконструкция. Ведь для того, чтоб экономика у них была экономная, как раньше говорили, они вынуждены идти на совершенствование старого оборудования.

И тут стоит вспомнить о том, что у нас есть концепция экологической безопасности, которая была одобрена правительством Свердловской области. И в ее рамках мы ставим задачу, чтобы к 2015 году на территории области не было неблагоприятных зон и все предприятия работали в пределах допустимых нормативов.


Получается, что предприятиям все равно выгоднее заменить оборудование, нежели чем платить штрафы за загрязнения?


На сегодняшний день, штрафы не столь велики, чтоб предприятия они сильно напрягали. Но в данном случае как раз экономика помогает экологии. И когда экстремисты от экологии ставят вопрос о закрытии предприятий, мы пытаемся им объяснить, что это не решит проблему. К примеру, нам говорят по «Хромпику»: надо его закрыть, а мы боимся закрытия «Хромпика», нам очень хочется, чтоб он работал стабильно. У нас есть примеры, когда закрываются предприятия и их основное производство ликвидировали, а последствия этого производства никуда не деваются. Остаются шлаконакопители, куда складировались отходы вредного производства, нарушенные земли. Вот, пожалуйста, Дегтярское рудоуправление. Предприятие закрыли, после него остались провалы, карьеры, овраги, которые необходимо рекультивировать. Кроме того, сохранилось шлакохранилище, в котором именно мы обязаны поддерживать водный баланс и нейтрализовать воды, которые попадают в той или иной степени в волчихинское водохранилище. Ведь если мы не будем делать этого – мы загрязним источник питьевого водоснабжения Екатеринбурга. Мы в этом году на шлакохралилища Кировградского промышленного узла и Дегтярского рудоуправления расходуем 40 миллионов рублей. А если закроется «Хромпик», то сумма может увеличиться и до 400 миллионов!


Галина Юрьевна, человеческий вопрос: за окном декабрь, а люди прыгают через лужи, +3, что это?


Глобальное потепление, что вы хотите


Но ведь погода влияет на настроение и душевное состояниеА как с экологией?


Начнем с того, что загрязненная окружающая среда влияет на здоровье человека. А здоровье человека определяет его психическое состояние. Да и эстетическое восприятие человека тоже влияет на его эмоции. Согласитесь, или вы вышли на берег реки и наблюдаете закат при красивом., чистом водоеме, на чистых берегах, вдыхаете чистый воздух Или вы вышли из леса и увидели на берегу или на опушке леса кучу мусора, грязь. Сразу же у вас вырабатывается негативная реакция. Мы выходим на улицу – и сразу охватывает тоска. Вот сравните свое состояние в солнечную погоду, и в пасмурную: уныние, тоска, безразличие. Это все последствия некрасивости, которая нас окружает. А когда человек попадает в красивое место, с красивыми людьми, он и сам становится красивее: и внутри, и снаружи. Мой вам совет: уезжайте хотя бы на выходные из Екатеринбурга на дачу, в сад, в деревню и отдыхайте там 2 дня, чтобы приехать в город с новыми силами


В таком случае, может быть можно сделать чище и экологичнее хотя бы свою квартиру?


Да, появляются новые строительные материалы и фирмы, которые заявляют об экологичности своей продукции. Она действительно несколько выше: или это материалы на синтетической основе, или на природной. Помимо вот таких вот экологичных стройматериалов появляются установки и аппараты по очистке и озонированию воздуха, по увлажнению. Сейчас и врачи, и косметологи рекомендуют установку таких аппаратов в каждой квартире. Наш пересушенный воздух очень негативно влияет и на нашу кожу, и на дыхательные пути. К слову, по воде: уже 80% населения используют воду не из-под крана, а привозят ее с родника, либо покупают бутилированную, либо используют фильтры по очистке. То есть мы начинаем защищаться, в том числе оборудуя наше жилье и кондиционерами, и увлажнителями, и озорнаторами. Кроме того, есть лампы Чижевского, которые собирают на себя пыль. Мы можем сделать свой микроклимат в квартире лучше. Но устраивая его, нельзя забывать о том, что творится вокруг наших домов, наших микрорайонов и даже населенных пунктов. Если каждый будет думать не только о себе, но и о своих близких, и будет стараться создать комфортные условия для их жизни – все будет хорошо!


Беседовала Елена ГОНЧАРОВА

Просмотров: 2943

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Павел Пивоваров, политтехнолог:

«Здесь мало, что есть, но мы есть. Дождь для нас»

пятница, 26 апреля

Сегодня

+8
+8
+8
+8
Днем
+1
+1
Вечером

Последние события

На месте промзоны во Втузгородке появится высотный квартал с трамвайной линией

Вчера в 18:05

На месте промзоны во Втузгородке появится высотный квартал с трамвайной линией

Проект вынесли на общественные обсуждения.

Путин заявил, что дефицит кадров в России нельзя будет покрыть за счет мигрантов

Вчера в 17:57

Путин заявил, что дефицит кадров в России нельзя будет покрыть за счет мигрантов

Президент призвал искать для решения кадровой проблемы другие подходы.

Мопс сжег ноутбук россиянки за 100 000 рублей и чуть не устроил пожар

Вчера в 17:47

Мопс сжег ноутбук россиянки за 100 000 рублей и чуть не устроил пожар

Питомец по кличке Пахом случайно включил плиту, на которой лежало устройство.

В Академическом прокуратура проверит пекарню в здании туалета

Вчера в 17:38

В Академическом прокуратура проверит пекарню в здании туалета

Еду здесь готовят в антисанитарных условиях.

Опубликован шорт-лист исполнителей, которые выступят на Ural Music Night – 2024

Вчера в 17:24

Опубликован шорт-лист исполнителей, которые выступят на Ural Music Night – 2024

Организаторы назвали музыкантов, которые точно выступят в этом году.