Григорий Мазаев: “Если вы спросите архитектора, надо ли строить дом, он всегда скажет: “да”.

Интервью с главным архитектором Свердловской области о подготовке к саммиту ШОС, проблемах «МЕГИ» и многом другом.

Григорий Мазаев: “Если вы спросите архитектора, надо ли строить дом, он всегда скажет: “да”. - Фото 1

Умеют ли на Урале строить, какие архитектурные перемены ждут Екатеринбург в ближайшие годы, в чем причина строительных аварий, где должны находиться те, кто открыл Мегу и что бывает за незаконное строительство заводов с вредным производством об этом и многом другом мы беседуем с первым заместителем министра строительства и ЖКЖ Свердловской области Григорием МАЗАЕВЫМ.

Григорий Васильевич, в последние годы мы видим, как меняется Екатеринбург: появляются новые евро-дома, торговые центры, которые строят и проектируют иностранцы; уходят в прошлое стандартные, советские здания на одно лицо. Вместе с тем нельзя не отметить, что в целом облик города несколько эклектичен. Так имеет ли все-таки город собственное лицо? И какие архитектурные проекты вам наиболее интересны?

Облик города за последние годы сильно изменился. Если десять лет назад, стоя в центре Екатеринбурга, вы видели такие ровненькие, типично одинаковые здания, то сегодня у города появился какой-то силуэт. Появились очень красивые дома на Радищева, в центре, на левом берегу Исети слева от ККТ Космос. Очень удачно встал Храм на Крови. Мне, как автору этого проекта, очень приятно, что именно так получилось. На мой взгляд, сегодня мы только начинаем понимать, что такое современные представления об архитектуре. Когда шла типовая застройка панельными домами, сами понимаете архитектурная мысль не развивалась. А сейчас мы очень быстро набираем темпы значительно быстрее, чем в Европе. Что из этого получится посмотрим.

Иностранцы привнесли к нам что-то стоящее в плане архитектуры?

В Екатеринбурге работает очень мало иностранцев. Мы не берем в расчет таджиков на стройках, которые ничего не решают. Австрийцы и хорваты построили Резиденцию губернатора, Дворец игровых видов спорта, вместе с болгарами Международный торговый центр (Атриум Палас Отель). Сейчас строят здание арбитражного суда. Турки строят развлекательный центр на 9 января и уже построили Мегу. Последняя, кстати, в архитектурном плане собой ничего не представляет. Просто стандартный набор коробок с цветными панелями. Все Икеи, Метро и Меги одинаковые во всем мире.

Что касается Меги у них сейчас большие проблемы

Да. И это логичный итог поведения шведов, которые открыли свой торговый центр самовольно. Документов на сдачу этого объекта в эксплуатацию официально не существует. Нет разрешения на открытие Меги от инспекции пожарного надзора. На сегодняшний день данный торговый центр эксплуатируется незаконно. Если бы шведы попробовали у себя в Стокгольме повести себя таким образом, они бы уже сидели в шведской тюрьме.

А как же так получилось?!

К сожалению, иностранцы у себя в головах все еще считают, что мы здесь должны быть ужасно счастливы оттого, что они пришли. Наверное, поэтому позволяют себе игнорировать российские законы. Но ситуация очень скоро изменится. 1 января 2007 года мы получили значительно больше прав со штрафами до полумиллиона рублей за такое поведение. Думаю, что эти штрафы быстро приведут иностранцев в чувство и все будет в порядке. Потому что на самом деле это они должны быть счастливы, что у них появился новый рынок сбыта. В Европе-то им уже делать нечего там уже все везде построили!

А у нас еще не все? Кстати, интересно, готов ли Екатеринбург достойно принять участников саммита ШОС, который намечается в 2009 году? Не опозоримся ли мы по сравнению с Шанхаем, который куда более высоко развит архитектурно и технологически?

Шанхай и Екатеринбург сравнивать некорректно. Хотя бы потому, что в Шанхае 18 миллионов только зарегистрированных жителей. Вся Свердловская область пятая часть города Шанхая. И потом, что значит опозоримся? Проходят же подобные встречи, скажем, в Монако, в Монте-Карло, где всего 200 тысяч народу живет. Высотных домов там, по шанхайским меркам, нет и, тем не менее, мировой центр. Не в этажности и не в размерах города дело, а в его архитектурном облике и той роли, которую он играет.

То-то и оно по словам губернатора Эдуарда Росселя, для того, чтобы принять руководителей стран-участниц ШОС, нам необходимо успеть привести в порядок около 40 объектов инфраструктуры.

Конкретного перечня объектов у меня пока нет. На сегодняшний день мы составили список строящихся зданий, которые надо завершить к 2009 году. Не потому, что они каким-то образом будут задействованы в саммите ШОС, просто эти объекты формируют облик города, и хотелось бы увидеть их законченными. При этом реконструкция идет своим чередом. Так, уже отреставрирован старый, исторический корпус аэропорта Кольцово, где сейчас можно совершенно спокойно принять любого президента. Успешно работает международный терминал. Отведена площадка для третьей взлетно-посадочной полосы. Необходимо построить гостиницу Хайят. По графику ее возведение должно быть завершено в конце этого года, так что в 2008 году останется только внутренняя и внешняя отделка. Также нужно достроить жилой комплекс в районе ККТ Космос, бывшую гостиницу Турист, административный корпус с левой стороны от Дома Правительства хотя бы для того, чтобы эта площадь имела законченный вид.

А может, в связи с саммитом ШОС в городе нужно построить специализированное здание, способное вместить большое количество делегатов, предоставить им все необходимое для работы? Вообще, насколько необходима Екатеринбургу подобная специализированная площадка?

В Ханое, когда там было совещание стран тихоокеанского региона, построили новый великолепный дворец на побережье, где проходила встреча десяти президентов. Если вы спросите архитектора, надо ли строить дом, он всегда скажет: да, потому что в этом цель его жизни.

Каковы, на Ваш взгляд, перспективы тех архитектурных перемен, которые мы сегодня наблюдаем в Екатеринбурге? Мы встанем вровень со столицами Европы, как декларируется?

Мне бы не хотелось, чтобы Екатеринбург превратился в стандартный европейский город. Нужно сохранить колорит Урала. Обращаться с природой более бережно. Посмотрите расчистили пойму Исети ниже улицы Малышева, сделали там парк и сегодня там отдыхают сотни людей. Лично я отношу это к наиболее крупным градостроительным действиям за последние 25 лет. И, на мой взгляд, совершенно неоправданно никакими градостроительными идеями, когда на свободное место в пойме Исети пытаются приткнуть какой-нибудь офисный дом. Многие города в Европе, например, в Финляндии, имеют достаточно плотный центр, и вместе с тем очень обширные зеленые зоны. У нас такие зоны сегодня заложили в проект Академического района. Посмотрим, как это будет реализовано. Лично я, как архитектор и член городского градостроительного совета, своей главной задачей считаю сохранение зеленых пространств и поймы реки.

Тогда что вы можете сказать о строительстве сталеплавильного завода в районе озера Шарташ, вокруг которого было столько шума и которое все-таки продолжается?

С моей точки зрения, то, что там происходит градостроительное преступление: внутрь Екатеринбургской агломерации засовывают вредное металлургическое производство и при этом убеждают, что оно экологически чистое. Оно чистое по металлургическим меркам! Вы представляете, что это такое?

Приблизительно. Поэтому и интересно, почему стройка все-таки продолжается.

Я не могу объяснить, почему. Наше министерство дало отрицательно заключение. Экологи, санитары, служба ГО и ЧС тоже. Тем не менее, завод все-таки строится. Самовольно. Если вы приедете на Шарташ, увидите, что там уже стоит коробка здания. Могу сказать, что этот объект сегодня подконтролен Ростехнадзору. Однако тот никаких мер почему-то не принимает.

А на каком этапе находятся переговоры по строительству итальянского квартала на Шарташе?

Итальянский квартал является частью проекта Северный Шарташ. Собственно итальянского в нем большой торговый центр. Однако идея его строительства как-то постепенно сходит на нет: итальянцы не могут вложить соответствующих средств, а нам строить еще один торговый центр на Шарташе, где нет жилых районов, особого смысла нет.

Там же, в районе северного Шарташа, планируется строительство Большого Евразийского университетского комплекса. Сегодня об этом проекте очень много говорят.

На данном этапе этот проект находится на уровне философских концепций и рассуждений. Лично я в данном случае скептик. Не могу понять, зачем в одном месте учить учителей, врачей, металлургов и сельхозработников? 200 тысяч студентов, собранных в одну кучу? Это напоминает проекты 30-х гг. по строительству фабрики-кухни на 100 000 обедов! Фактически, речь идет о строительстве города, равного Каменск-Уральскому. Представьте себе Каменск-Уральский, заселенный одними студентами! Да их там регулярными войсками надо будет успокаивать! Вы посмотрите, что в Сорбонне делается. Надо учить соответствующе, а не собирать студентов в лесу, чтобы им легко было тусоваться. Я считаю, что врачей надо учить там, где лежат больные, а металлургов там, где выплавляют сталь. УГМК, например, сегодня строит в Верхней Пышме целый филиал УПИ, чтобы своих людей готовить. Рядышком, перед комбинатом. На мой взгляд, это правильное решение.

В ближайшие годы в Екатеринбурге, в области появятся новые торговые центры, деловые центры, где продемонстрируют современные технологии в строительстве. Ожидается ли что-то подобное на рынке жилья?

Новые технологии в строительстве вы видите каждый день. Газобетонные блоки, которые выпускает наш завод это новые технологии. Если вы внимательно посмотрите на такой блок, то увидите, что это уже совсем не тот кубик, к которому все привыкли. По-новому сегодня делаются перегородки, утепление. Двойные стеклопакеты, облицовка фасадов керамогранитом и стеклом это все новые технологии. Еще 15 лет назад невозможно было себе представить витраж аэропорта Кольцово там нет никаких стальных переплетов, а все держится. Сегодня появляются десятки новых технологий, которые мы стараемся развивать.

Это значит, что жилье станет более надежным и безопасным?

Любой дом это техническое сооружение, которое надо грамотно эксплуатировать, или оно сломается. Гарантийный срок здания три года, потом ответственность за его состояние несет владелец. Последние полтора десятилетия за состоянием многих зданий у нас вообще никто не следил, отсюда и закономерный результат. Начинаешь разбираться, почему рухнул дом выясняется, что кто-то самовольно начал перепланировку, разобрал несущую стену и фундамент. Я бы не стал устраивать из этого драмы и говорить, что тут и там рушатся дома, потому что плохо строят. У нас есть люди, которые способны строить быстро и качественно. Тот же международный терминал аэропорта Кольцово площадью в 20 тысяч квадратных метров сделали за год да так, что уже на следующий день с него самолеты полетели. Когда мы показываем иностранным коллегам Храм на Крови, у них становятся удивленные глаза. Говорят, что построить такое за три года из натурального камня просто невозможно! А мы это сделали. А аварии в строительстве случались, случаются, и будут случаться просто потому, что это очень сложный и опасный вид деятельности человека.

Алена Смирнова

Просмотров: 2966

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Павел Пивоваров, политтехнолог:

«Здесь мало, что есть, но мы есть. Дождь для нас»

пятница, 29 марта

Сегодня

+8
+8
+8
+8
Днем
+1
+1
Вечером