Ришат Серазиденов: Создавая электронное правительство, не надо изобретать велосипед

Интервью с генеральным директором НПО «Сапфир».

От Свердловской области ждут прорывов в сфере IT. В программе нового губернатора Александра Мишарина сразу же появился пункт про электронное правительство, следом было создано министерство по информационным технологиям и связи. Пока со стороны областных властей прозвучало лишь несколько громких заявлений, но региональный рынок IT встрепенулся. Когда мы увидим первые результаты проекта «Электронное правительство», каковы информационные достижения свердловского Минфина, на каком IT-уровне сейчас находится наш регион, какие проекты готовит в России Microsoft и IBM, — все это в интервью JustMedia.Ru с генеральным директором НПО «Сапфир» Ришатом Серазиденовым. Интервью продолжает проект «Год Капитана».
—Первый вопрос — «дежурный», про кризис. Ваше предприятие появилось в 2008 году, выделившись из компании «Цифт». Появление как раз совпало с началом экономического кризиса. Каких удалось достичь результатов и как?
—С одной стороны, кризис помог нам укрепиться, развиться, с другой — стороны было тяжело. Компания образовалась в 2008 году, старая команда, которая работала в «Цифте», организовала новое предприятие. Основная масса креативных, активно-работающих людей объединилась, мы создали эту фирму и работаем. Практически все направления, которые были в той компании, мы восстановили, получили лицензии и работаем в полную силу. И даже пошли дальше — расширили линейку продуктов, ищем новые направления.
Сейчас у нас есть четыре основных вида деятельности.  Это обучение и сертификация специалистов, продажа лицензионных продуктов, инженерные инфраструктурные проекты, а также разработка и внедрение информационных систем. В последнем случае мы предлагаем собственные программные разработки — продукты для государственных органов. Кроме того, мы занимаемся IT-консалтингом, который также пересекается с финансовым консультированием. Сегодня в НПО «Сапфир» работает практически 70 человек. Мы плотно сотрудничаем с УГТУ-УПИ и УрГУ, у нас очень много партнеров среди московских общественных институтов, консультантов, которые работают при Минфине и Министерстве экономического развития РФ. Мы всех их знаем, и они знают нас. Мы постоянно бываем на мероприятиях, которые проводит Минфин России, и из первых уст узнаем о тех изменениях, которые будут происходить на федеральном уровне и в регионах. Материалы, которые привозим, мы показываем нашим финансистам.
—Трудно было начинать новое дело в кризис?
—Любое дело начинать всегда трудно. Главное — начать! В нашем случае просто так сложилась ситуация. Учредители не разобрались, пришлось искать место под солнцем. Нашли. Как говорится, знакомая дорога – в два раза короче. Когда есть команда единомышленников, можно поднять любое дело. Да, было тяжело. Мы начинали работать с большого минуса, сложно было оплачивать даже аренду офиса. Но нашлись партнеры, которые помогли подняться, многие заказчики, с которыми мы работали раньше в «Цифте», зная нашу команду, тоже помогли.
—Как себя вели в 2008-2009 годах рынки, на которых вы работаете? Растет конкуренция?
—Ситуация, однозначно, обострилась. Так как большая часть нашей работы — это работа с государственными структурами, наблюдается тенденция, что многие IT-компании, которые раньше работали с коммерческими заказчиками, сейчас переориентируются на госсектор. Ведь большинство коммерческих организаций сократили свои IT-бюджеты.  Новых проектов очень мало. Есть проекты, которые поддерживают информационные системы, созданные ранее, оптимизируют, улучшают их работу, помогают экономить средства. Но и эти бюджеты были порезаны. В госучреждениях тоже произошло сокращение финансирования, но все равно есть федеральные, региональные программы, которые запущены, и их надо реализовывать. Соответственно, конкуренция в этой сфере усилилась. Тем более работает 94-й Федеральный закон, где содержатся специальные квоты — в проектах теперь должно участвовать 20% новых предприятий. Тяжело. Но в тоже время, мы движемся, работаем.
—То есть, государственное направление наиболее «живое»?
—Да, в настоящее время ситуация такова.
—А все, что связано с учебой?
—Эта сфера резко сократилась. В бюджете предприятий были заложены какие-то деньги на обучение, поэтому в конце 2009 года появился небольшой всплеск активности, но сейчас первый квартал 2010 года и опять все проваливается. На учебу очень влияет сезонность.
—Медведев говорит, что нужно обучать информационной грамотности…
—Мы тоже призываем к этому. Мы хотим участвовать в подготовке государственных служащих по использованию информационных технологий в работе. В прошлые годы наши преподаватели проводили обучение сотрудников Аппарата правительства Свердловской области, специалистов Министерства экономики Свердловской области.   Государством вложены и непрерывно вкладываются большие финансовые средства в дорогостоящее компьютерное оборудование и программные системы. Следует, однако, признать, что отдача от инвестиций напрямую зависит от квалификации персонала — системных инженеров, администраторов баз данных,  специалистов, сопровождающих прикладные программы. Очень радует то, что  первые лица страны и нашей области стали  активно говорить  о потребности в проектных методах управления и информационной образованности. Мы хотим, чтобы и специалисты госорганов, и население повышало культуру пользования IT. Вот сейчас говорят об «Электронном правительстве»… Что такое «электронное правительство»? Частично мы всеми этими благами уже пользуемся, но не понимаем, откуда они появляются. Вот, например, сегодня Арбитражный суд информацию о работе оперативно же размещает на сайте? Только юристы относят заявление, как на следующий день уже появляется информация on-line, можно отследить любое дело, не надо никуда звонить. Точно также должны работать все государственные услуги.
—А Екатеринбургу, Свердловской области куда стоит расти в технологичном плане?
—Учиться и расти есть куда. Мы работаем от Владивостока до Мурманска. Каждый регион в чем-то уникальный и очень сильный. Мы можем показать, откуда взять хорошую практику и как сделать, чтобы все заработало. Но, к сожалению, многие региональные власти говорят — мы самые лучшие, самые передовые.  У руководства Свердловской области раньше было именно такое представление, оно редко заимствовало что-то у других.  Но в других регионах тоже очень много хороших специалистов, профессионалов в своем деле. Например, в Самарской области мы ушли далеко вперед по развитию программных продуктов, например, в части формирования и ведения реестра расходных обязательств, решения аналитических задач, и, что самое главное, там удалось  создать высококлассную единую межведомственную систему планирования бюджета. Аналогичные проекты по сопровождению комплексного межведомственного решения были реализованы в Приморском крае. Хотя впервые автоматизация планирования бюджета была сделана в Свердловской области. Но свердловское руководство остановилось на этом уровне, а некоторые другие регионы ушли намного дальше. Сейчас у Свердловской области средний уровень развития IT.
—А расскажите кратко, в других регионах – что сильнее, лучше, чем у нас?
—Мы в основном работаем в финансовой сфере, поэтому могу рассказать об информационном уровне финансовых органов. Сильные специалисты, как ни удивительно, в Кировской области. За последние пять лет они далеко шагнули, поскольку одними из первых попали в Программу по реформированию общественных финансов. Кировские специалисты все автоматизировали, все муниципалитеты объединили в единую систему. Очень красиво получилось. Еще есть яркий пример Тюмени. Понятно, что у них больший объем средств, чем во многих других регионах, но там есть и специалисты, которые не боятся начинать новые проекты. В прошлом году они одними из первых в России начали решать задачу управления качеством финансового менеджмента. Аналогичные проекты реализуются на Западе на коммерческих предприятиях. У нас в бизнес-сфере это тоже развито, но на среднем уровне, а в государственном секторе практически никак не представлено. Поэтому у тюменцев получился очень инновационный проект. Они же реализовали у себя автоматизацию планирования мониторинга инвестиций капитальных вложений. Эта задача тоже была новой. Попробовали. Рискнули — и вот получилось.
Чрезвычайно важным являются также инициативы развития автоматизации на муниципальном уровне в регионе. Ярким примером в этом направлении можно отметить Мурманскую область, Удмуртскую республику. Кстати, тут и Свердловская область не отстает.
Часто бывает так, что власти смотрят, можно ли у кого-то скопировать различные новые разработки. Дожидаются, когда система будет успешно внедрена. Таких регионов и муниципалитетов большинство, но всегда кто-то должен быть первым. И миссия нашей компании найти этих инициаторов, кто не побоится и шагнет вперед. Свердловская область всегда жила по принципу «мы посмотрим на других», надеюсь, что сейчас ситуация изменится.
—Как оцениваете уровень информационных технологий в Свердловской области?
—У Свердловской области, если сравнивать с другими регионами, очень много организационных проблем. Локально в каких-то ведомствах стоят очень сильные, хорошие программы. Но это все разрозненно, нет единого центра управления.
—Например?
—Начнем с той сферы, где мы работаем – с Министерства финансов Свердловской области. Здесь очень много хорошего сделано. Это и планирование, и многолетний бюджет, и реестр расходных обязательств, и электронно-цифровая подпись, и муниципалитеты объединены в единую систему. Все это работает в автоматизированном режиме. Я думаю, очень много проектов сделано в Министерстве здравоохранения. К сожалению, было сильное отставание Министерства образования, но в прошлом году они объявили несколько конкурсов. Не знаю, правда, чем там все закончилось. Кроме того, в Свердловской области были какие-то попытки сделать единую социальную карту. Было заявлено много проектов, но результата пока не всегда видно. Так как все разрозненно, сложно отследить, что еще в проекте, а что уже работает. В Свердловской области сейчас очень важно автоматизировать обмен информацией между ведомствами. По-моему, в рамках документооборота это сделано, но дальше не пошло. И вот одну и ту же информацию накапливает Минфин, какая-то своя база у Минэкономики, я уже не говорю про Министерство промышленности, Министерство здравоохранения, там стоят какие-то свои уникальные программы. Хотя есть технические возможности, чтобы сейчас создать единый ресурс для всех ведомств. Нужно, чтобы правительство начало функционировать как единое целое.
—Как программные продукты в разных министерствах могут быть интегрированы? Их просто будет объединить?
—Есть же единые стандарты. Это не секрет. Представьте себе, что вы хотите решить вопрос, который требует внимания нескольких министерств. Это обычное дело. Например, оказание медицинской услуги, которая потребует дополнительного финансирования. Очевидно, что должен быть информационный обмен между министерствами. И это возможно, если системы обмениваются по общим стандартам. Это примерно, как вы приезжаете за границу и пользуетесь вашей техникой. Почему? Потому что розетка подходит — это стандарт. Если взять Минфин Свердловской области, мы увидим, что там работают разрозненные программы. Вот бухгалтерская программа, вот программа по учету кадров, вот система казначейского исполнения, вот программа по налоговой отчетности, вот какие-то еще продукты. Наш продукт собирает все эти разрозненные программы вместе. Вот вам, пожалуйста, та система, которая объединила отдельно стоящие продукты.
—Есть такой пример с сайтостроением, когда заказываешь движок сайта у одной компании, а потом хочешь поменять подрядчика, и приходится писать программный продукт заново…
—Вы привели неудачный пример. Это если взять машину «Мерседес» и поставить двигатель от «Запорожца». Вроде там двигатель и там двигатель, здесь движок и там движок. Зачастую проще сделать новый сайт, чем разбираться в старом. А обмен на уровне информации это — другая вещь. Вот вы едете на машине хоть на «Запорожце», хоть на «Мерседесе», но в окно видите одинаковую картину.  Информация одна и та же. У «Мерседеса» и у «Запорожца» разные программы, но их никто и не собирается подменять, они работают, без них не обойтись. Но их можно объединить в единую систему для получения информации, создавая, например, электронное правительство.
—Как вы видите Свердловское электронное правительство?
—Мне кажется, что, во-первых, нужно решить организационные вопросы. Для этого надо провести ревизию всех программных продуктов, которые есть в областных ведомствах и муниципалитетах. Учесть  какие системы, где и как работают. Это займет 2-3 месяца. После этого нужно принять решение какая первоочередная задача, что автоматизировать, и как создать единую систему. Главное, ни в коем случае не изобретать велосипед. Не сочинять что-то новое, а взять хорошую практику работы в разных регионах. Просмотреть, какая программа хорошо работает, а потом растиражировать. В области должен быть единый хозяин (им, скорее всего, станет новое Министерство информационных технологий и связи), который попытается решить вопросы автоматизации, сотрет барьеры между министерствами. Ведь еще вчера многие руководители министерств говорили своим коллегам, это мое, я сюда никого не пущу, это только мой кусок, я здесь решаю и отвечаю.
—Мишарин сказал, что уже в 2010 году электронное правительство начнет функционировать. Что можно успеть за год?
—За год можно много что успеть. Как вы думаете, за какое время была разработана программная система, которая управляет карточками VISA? За 40 дней. Можно быстро сделать. Все зависит от количества денег и того, кто будет работать. Я уже говорил, что не нужно изобретать велосипед, а надо взять лучшую практику, какая есть сейчас в министерствах, проанализировать и понять, что работает, что нет. На основе того, что работает, и можно создавать единую систему. Очень трудно оценить время, которое требуется на создание того или иного решения. Оно создается не в вакууме, а на основе уже каких-то существующих технологий. Область электронного правительства, касающуюся финансовой сферы, мы легко можем «закрыть». Мы не беремся за все, но то, что касается бюджета - это наша тема. За этот год мы можем многое сделать.
—Сверх того, что вы уже сделали?
—Конечно. Минфин Свердловской области — это отдельный разговор. Внутри министерства многое работает. Но сейчас нужно объединить финансовые потоки всех региональных министерств, всех бюджетополучателей, все муниципалитеты и сделать единую комплексную систему.
—Пока действий со стороны правительства не видно, только слова...
—Об этом говорить еще рано. Я думаю, результаты мы увидим через год.
—Вы специализируетесь на минфинах, эта тема еще себя не исчерпала?
—Нет.
—Вы можете эту программу перенести на другие министерства?
—Да, программа будет та же самая, но адаптированная под конкретное министерство. Если говорить об оказываемых услугах, то финансовым органом ограничиться невозможно, потому что нужно сразу подключать министерства, которые отвечают за оказание тех или иных услуг. Только они могут тщательно проработать стандарт, оценить качество и их стоимость. Этих ведомств много, около 30. Все они должны быть объединены с Минфином в единую систему. Такая программа у нас есть. Она уже запущена в Кургане, несмотря на то, что город не самый передовой. Но они решили здесь попробовать себя. В Хабаровске сейчас запускаем хорошее решение.
—Планируете ли какой-то новый софт писать?
—А мы всегда пишем, не останавливаемся. Всегда идем немножко впереди других. Возможно, поэтому мы сумели с Екатеринбурга вырасти на федеральный уровень.
—Вы говорили, что в государственном секторе сейчас есть деньги на IT, вырастут ли в ближайшее время коммерческие заказы? Будет ли подъем?
—Алексей Леонидович Кудрин сказал, что легкого подъема не будет. Мы будем выходить из кризиса тяжелее, чем в 1998 году. То есть до 2014 года даже не о чем мечтать. Мы полностью зависим от того, как будет работать экономика. Все взаимосвязано. Например, обещают, через 2 года в России останется 400 банков. Считайте, все, этого рынка не будет. Региональных банков не останется.
—Их будет мало, но они начнут стараться быть более технологичными... 
—А зачем им покупать и внедрять десятки систем, когда они централизованно поставят одну систему и ее растиражируют.
—Значит, они купят одну дорогую систему!
—Купят иностранную, например, западную программу, да и все. Таких систем очень много. Тем более, если в состав учредителей банка будут входить западные акционеры. Точно также поступят металлургические холдинги. Там уже тоже все давно понятно. С энергетикой тоже вопросов нет. Так ведь? Сегодня в сфере бизнеса наблюдается оптимизация затрат на IT-подразделения. Прежде чем принять решение о выполнении проекта, директор предприятия хочет знать, насколько эффективен будет этот проект, и какая отдача будет на каждый вложенный рубль. Свернуты многие стратегические IT-проекты, которые компании планировали для своего развития на 2-3 года вперед. Мы до 2009-го года выполнили более десятка проектов по организации службы поддержки пользователей. Сейчас же наши клиенты о развитии если и говорят, то очень осторожно, не заявляя точных сроков.
Хотя в 2009 году мы выполнили проекты в таких крупных компаниях, как: МРСК, Редуктор-ПМ,  Монетка, Меткомбанк, ФГУП УЭМЗ. В целом сейчас коммерческий сектор в Свердловской области достаточно хорошо развит в смысле информационных технологий. Регион насыщен крупными производственными предприятиями, где используются емкие информационные системы, как SAP R3, Axapta, также другие учетные, аналитические и производственные программы.
—А в дальнейшем, как может развиваться коммерческий сектор через несколько лет? Нельзя же, наверное, сказать, что все хорошее сделано...
—Мы говорим о региональных компаниях и о спросе, который может быть удовлетворен региональными же поставщиками. Вот смотрите, что получается. Возьмем бухгалтерию. В 1992 году задача автоматизации бухгалтерии была актуальна, до этого зарплаты рассчитывали на больших ЭВМ. Рассмотрим вопрос с бухгалтерией. Сейчас нужно ли писать программу? Наверное, нет. Есть решения – от 1С, от СКБ-Контура и так далее. Поэтому задачи перенеслись с софта на внедрение. Смотрите, какой интересный получился импульс. Сейчас появляются новые софтовые сервисы, которые приводят к дальнейшему развитию программного обеспечения. Можно вообще не покупать программное обеспечение и сервера. Можно взять и арендовать сервер с уже установленной программой и спокойно вести свою бухгалтерию. В США так и происходит. Это новый тип услуг, который называется софтовый сервер или «облачное» решение. В России тоже про это появляется все больше и больше статей. В стране происходит не просто сокращение региональных IT-компаний, но и локальных вычислительных мощностей. Эта тенденция уже чувствуется. IBM и Microsoft активно вкладываются в эту область IT. Руководство компаний начало года два назад говорить про «облачные» системы. 500 миллионов долларов Microsoft вложил в то, чтобы разработать в России центр этих «облачных» вычислений. Это - центр с кучей серверов внутри, которые обслуживают большое количество людей. И это не аутсорсинг. Мне надо, и я сам захожу на удаленный сервер, чтобы построить диаграмму, какой-то график, посчитать свою экономику, спрогнозировать, что будет к концу года, если я буду так развиваться. Захожу на сайт, завожу свою формулу, получаю расчет полностью, красивый и аккуратный. С базами данных все точно также. Все крупные транснациональные компании становятся «облачно» ориентированными. Например, известно, что когда руководство Файненшел обустраивало свою базу данных в одном из «облачных» центров, процедура загрузки заняла 2 дня. Неслыханно. Затраты на оборудование – ноль. И это приводит к тому, что предприятия освобождаются от бремени капитальных затрат, при этом для них доступно получение надежного сервиса. В Америке 72 миллиардов долларов было потрачено на перевод компаний в «облачные» центры. Видите, у нашей отрасли есть большое будущее. Но надо избавиться от регионального взгляда. IT надо рассматривать очень глобально.
— В контексте этого разговора: как вы ощущаете себя?
—Мы ощущаем себя уверенно. Мы видим себя как федеральную компанию. Еще будучи в «Цифте» мы делали очень активные попытки выйти на запад. Немножко нам времени не хватило, но, думаю, мы к этому вернемся. В будущем наш рынок будет именно в качественном развитии и поддержке работоспособности информационных систем. Он будет где-то на грани между разработкой программ, их сопровождением и консультированием… Где-то помощь в консультации, где-то в каком-то новом решении.
—Какие у вас появились рецепты – как жить и работать в кризис с наибольшим результатом?
—Рецепт прост — нужна профессиональная, слаженная команда и с ней вы можете покорять любые горизонты даже в кризис!

 
  
 
  
 
  
 
  
 

Просмотров: 1632

Автор: Беседовала Анна ДОНСКАЯ

Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Новости партнеров

Любовь Файзулина, ГИБДД Екатеринбурга:

«Любая погода хороша, если есть с кем делиться хорошим настроением»

воскресенье, 12 июля

Сегодня

+28
+28
+35
+35
Днем
+22
+22
Вечером
Загрузка...

Последние события

10 июля 2020 в 16:53

Обязательное ношение масок вводится уже в третьем регионе Испании

Эта мера станет обязательной для всех жителей и туристов старше 6 лет.

10 июля 2020 в 16:40

Евгений Куйвашев поручил усилить работу по обеспечению безопасности детей вблизи водоемов

С 11 июля в каждом муниципальном образовании будет работать оперативный штаб.

10 июля 2020 в 16:33

В Свердловской области начал работу центр мониторинга за пациентами с COVID-19

Минздрав РФ создал временные методические рекомендации.

10 июля 2020 в 16:27

Традиционные Царские дни в этом году пройдут в онлайн-формате с 12 по 20 июля

12 июля прозвучит колокольный звон фестиваля «Благовествуй, земле уральская!».