Последний звонок. Уральские VIP-ы о прощании со школой и выборе вуза

В Российских школах прозвучали последние звонки.

Последний звонок. Уральские VIP-ы о прощании со школой и выборе вуза - Фото 1
На этой недели для более 700 тыс. российских выпускников старших классов и почти для миллиона девятиклассников прозвенел «последний звонок», за которым последует череда выпускных и вступительных экзаменов, выбор вуза и подача документов.

Каким уральские VIP-ы помнят свой «последний звонок»? Считают ли это праздником или переходным моментом во взрослую жизнь? Как сдавали вступительные и выпускные экзамены? Тяжело ли было определиться с выбором профессии и вузом?

Нам ответили…

Рустем Галиев, исполнительный директор УПН:
- Последний школьный звонок помню не очень хорошо, наверное, не было там ничего выдающегося. Погода вот наверняка была хорошей – я оканчивал школу в Казахстане, и там хорошая погода начинается уже в апреле. Выпускных экзаменов сдавали очень много: русский язык, алгебру, геометрию, физику, химию, писали сочинение. Зато в том году, когда я оканчивал школу, проводился эксперимент: те, кто получал среднюю оценку за аттестат 4 или 5, сдав первые два вступительных экзамена на пятерки, уже считались поступившими. Таким образом я избавился от двух вступительных экзаменов – сочинения и физики. Поступал я в Казахский авиационный институт, моя специальность – инженер-механик по двигателям летательных аппаратов. Я воспитывался в период активного освоения космоса, тогда все хотели быть космонавтами. Вот и я хотел. С летным училищем не сложилось, поэтому изучал двигатели летательных аппаратов.

Георгий Негашев, директор фестиваля документального кино «Россия»:
- Последний звонок» помню хорошо. Погода была тогда отличная. Правда, после официальной линейки мы никак не отмечали . А на выпускной вечер я не пошел – пришлось уехать в Москву, на поступление. Я поступал в театральный институт. Как-то не выбирал, куда идти. Жизнь сама подтолкнула. Перед первым экзаменом не очень волновался – это была литература, ее я знал лучше всего. Но в том году я в вуз не поступил. В итоге поступил позже, и закончил Ленинградский институт культуры.

Лев Ковпак вице-президент торговой сети «Кировский»:
- Погода была хорошая. Заканчивал 9-ую гимназию, поэтому после линейки гуляли по Плотинке. 10 лет учебы позади, все двери открыты – счастья было не унести. А сейчас с удовольствием вспоминаю то время. Иногда хотелось бы вернуться в школу. Тогда не было забот – отучился, пришел домой. Тебя накормили. Напоили, а теперь - все наоборот. На выпускных экзаменах особо не волновался, так как считаю, что волноваться надо не до, а после того и по поводу того как тебя оценили. По выбору сдавал историю и физкультуру – оба на отлично, и вообще я хорошо учился. Первое высшее получал за границей, и меня там поразила одна вещь. Если твой сосед по парте видит на экзамене, что ты списываешь, то поднимает руку и говорит об этом профессору. Для меня это было шоком, но мне объяснили: «Я всю ночь готовился и получил 4, а ты списал и получил 5. У тебя будет лучше диплом, и тебя возьмут на «мое» место». Когда поступал на 2-е высшее в УрГЭУ, то вообще сдавал экзамены не со своей группой, так что волнения не было.

Лариса Крапивина, руководитель детско-молодежной организации «Отряд «Каравелла»:
- Мне запомнились выпускные вечера – это мой собственный и дочери, она закончила школу 4 года назад. Я заканчивала школу в 1984 году. Как раз был разгар антиалкогольной компании, никакой выпивки. Мы, в общем-то, и не стремились выпить – были ответственные. Но родителей сам факт запрета напряг. И они из принципа достали где-то шампанского и принесли на вечер. И у меня голова была занята не столько выпускным, сколько решением морального вопроса. С одной стороны – нельзя, с другой – родители идут против государства, против правил. В общем, странная ситуация. С нашим 10А классом у нас до сих пор теплые дружеские отношения. Мы общаемся в социальных сетях, периодически видимся. А про выпускной дочери - незадолго до этого мы попали в серьезную аварию по дороге из Тюмени. Это было в 2007 году. Дочь у меня с сотрясением мозга сдавала выпускные экзамены, я лежала в больнице. На выпускной я все-таки пошла, со всеми своими компрессионными переломами. И знаете, меня поразила та теплота, с которой мы были встречены в школе. Нам с мужем вручили благодарственные письма за воспитание дочери. И тут у меня просто полились слезы радости.
Вообще, школа – это очень важный институт в жизни человека. Хотя мы этого и не замечаем. В классе учатся люди разных национальностей, вероисповеданий, и все они общаются на равных.
Что касается вуза – я поступала не сразу. После школы пошла работать в типографию «Уральский Рабочий». Я тогда очень хотела пойти на журфак, но мои «каравелловские» учителя – Сергей Иванович Казанцев и Владислав Петрович Крапивин, оба выпускники факультета журналистики, - отговаривали: «Зачем тебе изучать ленинские труды? Иди на филологический». В итоге я год проработала в фипографии, чтобы изнутри увидеть процесс появления газет. И через год поняла, что не хочу учиться на факультете журналистики.

Татьяна Трошкина, председатель Свердловской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ:
- В день «Последнего звонка» погода была хорошей. Для меня он не был каким-то рубежом. Какого-то чувства ответственности еще не появилось. Правда, было грустно прощаться со школой, и я, как и все девчонки, плакала. В выпускном классе выбирать экзамены самим нам не разрешали. И я сдавала 8 дисциплин. На экзаменах в школе практически не волновалась – потому что это родной дом. А вот на вступительных – да. Трудности выбора вуза не было, потому что я училась в специализированной английской школе, а в то время лучший факультет иняза был в пединституте, и я пошла туда.

Анатолий Кириллов, директор Уральского центра Бориса Ельцина:
- Для меня и последний звонок, и выпускной вечер были большими праздниками. В параллельном классе училась моя будущая жена, и именно на окончании школы мы с ней впервые разговорились и стали общаться. Поэтому, конечно, с весной 1966 года связаны романтические воспоминания. В этом году у нас 45 лет совместной жизни. Отмечали окончание школы мы спокойно, без эксцессов, которые теперь часто упоминают по поводу нынешних школьников в прессе. Мы думали о будущем, а не о прошлом. И поздравления от учителей принимали с радостью, а не со слезами. Поступал я в Горно-технологический институт. Был большой наплыв абитуриентов, много медалистов. Но я поступил на самый престижный факультет – электропривода металлургических производств. В этом году у нас 45-летие выпуска, и через несколько дней мы будем встречаться с одноклассниками. У Бориса Николаевича Ельцина была такая же традиция – поддерживать отношения с однокурсниками, классом. И я рад, что в какой-то мере продолжаю его традицию. Кстати, пока рассказывал о школе, в голову пришла мысль: продолжить вручать золотые медали выпускникам школ от Уральского центра Бориса Ельцина. Будет еще одна хорошая традиция. Обязательно нужно ее реализовать.

Наталья Бордюгова, директор ГУ «Екатеринбургский центр занятости»:
- В день моего «Последнего звонка» погода была отличной. Я была в короткой юбке, белых бантах и гольфах. Вместе с одноклассниками после торжественной линейки гуляли по Плотинке. «Последний звонок» стал для меня неким рубежом между детством и взрослой жизнью. У нас выбор профессии и вуза был проще, чем у современного поколения, потому что были какие-то наработки, и мы более четко формулировали свой выбор. А сейчас такой широкий выбор, что определиться очень не просто. Учеба всегда давалась легко. Волнение на экзаменах, конечно, было, но без него тоже нельзя. На выпускных и вступительных экзаменах часто попадался 13 билет - и для меня, как ни странно, это было счастливым числом. Когда училась в школе, нам не давали выбирать предметы для сдачи. Мы сдавали 11 дисциплин в конце 10 класса. И я считаю, что это было правильно, потому что больше расширяло кругозор, давало больше знаний.

Борис Долинго, писатель-фантаст, один из организаторов фестиваля «Аэлита»:
- Это было в другой стране (в СССР), в далеком 1973 году, и, кажется, я прогулял последний школьный звонок. Во всяком случае, совершенно точно ничего не помню об этом мероприятии. Выпускные экзамены не оставили ярких воспоминаний, зато очень хорошо помню свои первые вступительные экзамены. Горком комсомола нас направил в Москву, в университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы. И когда я сдавал физику, меня, я до сих пор так считаю, несправедливо «завалили». Экзаменатор задал дополнительный вопрос: «когда человек поднимается по спиральной лестнице, какую он выполняет работу?», я ответил: «Увеличивает энергию прямо пропорционально высоте, на которую он поднимается», но преподаватель сказал, что я не учел силу трения подошв, и поставил мне четверку. Но это уже неважно, потому что следующий экзамен, математику, я завалил. А потом поступил на физфак УПИ. Я хотел изучать физику, это был сознательный выбор.

Илья Баков, коммерческий директор ЗАО «Белоярское хозяйственное объединение»:
- Последний звонок был очень давно. Я заканчивал московскую школу с углубленным изучением английского языка. Была отличная погода, девочки были с бантами, парни - в костюмах. Мы долго готовили выступление, мне пришлось писать стихи и песню. Я не очень любил школу, мне было 16 лет, и я написал текст про школу, использовав песню «Rammstein» «Mutter». Вместо Муттер мы кричали школа и очень шумели. Потом продолжили праздник в квартире. Экзамены я сдал легко, хоть и не был отличником. Просто я никогда не волнуюсь перед экзаменами, а не испытывая мандража сдавать экзамен гораздо проще. Учиться пошел в академию внешней торговли. Ее кончила моя мама, и я тоже туда пошел. Не могу сказать, что хотел быть экономистом. Ну, кто хочет быть экономистом в 16 лет? Я хотел быть волшебником или королем, но этому не учат.

Артем Абрамов, управляющий партнер юридической компании Vinder Law Office:
- С удовольствием вспоминаю свой последний звонок. Я учился в 9 гимназии, и наш выпуск стал первым из устраивавших в этот день театральные представления для учителей и родителей. Потом это стало традицией. Мы с классом тоже разыгрывали театральную сценку, я играл на гитаре и пел. У моих родителей до сих пор сохранилась видеозапись. Помню, что была, как и сегодня, прекрасная погода. И мы всем классом отправились на Плотинку, где прекрасно провели время. Затем наступил черед выпускных экзаменов. Я учился в физико-математическом классе. Но еще за два года до окончания школы стал целенаправленно готовиться к поступлению в юридическую академию. Поэтому для меня самым сложным экзаменом стала физика, которая была обязательным предметом. Физику мы изучали углубленно. Зато на общеобразовательном уровне я до сих пор знаю ее очень хорошо. Также дополнительными экзаменами я выбрал литературу и историю. Ну а с вузом определиться мне было не сложно. Мой двоюродный брат получал юридическое образование, и я решил последовать его примеру. О чем не жалею. Хотя большинство моих одноклассников пошли учиться на радиофак.

Евгений Легедин, стрит-арт художник, блоггер и гражданских активист:
- Да, день был торжественный. Закончил свою "английскую" школу №2 с серебряной медалью, которую так и не получил, поскольку именно в этот момент великая советская империя накрылась медным тазом. Помню, что родители из классного комитета для организации праздничного банкета для учителей по каким-то запискам "от иван-иваныча" получали деликатесную икру, сыр и колбасы в гастрономе, где для обычных советских граждан были в наличии только плавленый сырок "Дружба", кофейный напиток "Колос" из ячменя и мистическая рыба "пуасси без головы". Всю ночь в актовом зале школы была дискотека. Что было дальше - помнится с трудом - какие-то подъезды и чердаки, а утро встретили на Плотинке.

Владимир Злоказов, уральский архитектор, автор блога "Живые улицы" (www.livestreets.ru):
- По последнему звонку на самом деле мало что помню, - как-то он вообще не зацепился в памяти, в отличие от выпускного хотя бы. Перед экзаменами волновался, конечно. Много готовился. Дополнительным сдавал в частности историю и хорошо помню, что запоем перечитывал разные учебники. Сдал на пятерку в итоге. С вузом я определился задолго до окончания школы и несколько лет учился в школе архитектурно-художественного творчества (известной в наших кругах как "ШАХТа") для поступления в Архитектурную Академию.

Евгений Фатеев, куратор фестиваля уличного искусства "Стенограффия":
- Про последний звонок ничего не помню, т.к. учился в маленькой школе, всеми мыслями был на вступительных экзаменах в институт, помню только, что на рубашке была дырка, и я очень переживал по этому поводу.
Деталей не помню, только помню, что сдавал английский, хотя в нашей маленькой школе два года английский не преподавался вообще, но на вступительных в вуз английский был, и я специально готовился к английскому, причем готовился по книжке переводов Б. Пастернака, в которой русский и английский тексты шли параллельно, разговорной практики было мало, но именно использование в речи некоторых литературных староанглийскостей (например, thee) мне очень сильно помогло поступить в УрГУ.
Нет, я с детства болел Великой французской революцией, а потому точно знал, что поступать буду на исторический факультет.

Просмотров: 2327

Автор:

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Павел Пивоваров, политтехнолог:

«Здесь мало, что есть, но мы есть. Дождь для нас»

пятница, 29 марта

Сегодня

+8
+8
+8
+8
Днем
+1
+1
Вечером