С участницами конкурса «Шпильки», претендующими на работу у федерального оператора связи «Билайн», собеседование проводили первые лица екатеринбургского филиала — директор Андрей Ершов и директор по корпоративному бизнесу Александр Михайлов.
Стоит отметить, что «Билайн» стала единственной компанией, которая действительно искала сотрудников. А потому у выпускниц была особая заинтересованность в удачном собеседовании.
Полоса черная — полоса светлая. Интервью получились яркими, как логотип компании. Как прошли интервью у «Шпилек» и что нужно для того, чтобы устроиться на работу в одну из самых известных общероссийских компаний сотовой связи, читайте в репортаже JustMedia.
Собеседования Андрея Ершова, директора екатеринбургского филиала «Билайн»
Задача первая: почему много задач — это не всегда хорошо, и зачем бабушке PR
Андрей Ершов в разговоре с конкурсантками сразу четко и ясно обозначил структуру разговора. Однако простота оказалась «отвлекающим маневром». И первой участнице, Марии Бочкаревой, пришлось отвечать на сложные вопросы, в которые она незаметно для себя оказалась вовлечена.
|
—У нас с вами полчаса,— сразу пояснил Андрей Ершов.— И разговор наш, Мария, я предлагаю разделить на три части: сначала расскажу вам о нашей компании и о том, кто такой PR-специалист. Но я думаю, вы почитали о нас, прежде чем прийти на собеседование. Поэтому первой части не будет. Во второй мы поговорим о резюме и о вопросах, касающихся резюме. И в третьей части вы зададите вопросы, которые вас интересуют. Окей?
—Хорошо,— радостно ответила Маша.
—Я начну с очень простого вопроса: зачем вам все это нужно?
—Я очень люблю свою специальность, учиться я пошла очень осознанно, еще в девятом классе. Учеба в вузе была абсолютно в радость. Я посещала множество научных конференций, у меня есть множество публикаций. В сфере маркетинга, менеджмента, в том числе PR.
—А вы уверены, что сейчас отвечаете на мой вопрос «Зачем вам это нужно?» У нас, кстати, осталось для общения не больше 28 минут.
—Мы успеем,— обнадежила Андрея Ершова Мария.— Я отвечать буду поэтапно. Я пошла учиться затем, что мне это очень нравится.
—Значит, если вам это нравится, то это обязательно непременно нужно получить?— продолжил уточнять потенциальный работодатель.
Мария была в этом уверена. К тому же, отметила соискательница, «Билайн» является «очень прогрессивной компанией». «Она связана с какими-то новейшими технологиями. И этим мне интересна»,— пояснила Мария.
—Вам нравятся новые технологии?— переспросил Андрей Ершов.— Вероятно, вам нужно быть техническим сотрудником.
—Нет, мне нравится именно PR, данная область,— заключила Мария.
—А что такое PR? Вы же учили русский язык и литературу? Наверное, знаете определения прилагательное? Я вот из своего далекого прошлого помню, что прилагательное отвечает на вопросы: «какой?», «какая?», «какие?». Вот дайте мне определение из трех прилагательных о том, какой должен быть идеальный PR-специалист. Он какой?
—Это человек коммуникабельный в первую очередь, творческий обязательно. И, наверное, эрудированный.
Андрей Ершов продолжил просматривать резюме.
—Какие у вас увлечения, помимо того, что вы заканчиваете учебу?
—У меня два высших образования одновременно,— начала перечислять Мария.
—Кстати, зачем вам два высших одновременно? Не совсем понимаю.
—Я просто очень люблю юриспруденцию, у нас в УрФУ очень хорошая программа для студентов и в материальном плане, и во временном. Правовые основы еще никому не помешали. Я все начатое довожу до конца. Сначала мне было очень сложно. Но сейчас, с возрастом, я научилась расставлять приоритеты.
—Да, я не заметил почтенность вашего возраста. Согласен, с высоты 21 года все видится по-другому. А какие еще у вас увлечения, помимо того, что вы хотите работать в PR-сфере?
—Я люблю спорт. Я плаваю. Месяц назад начала кататься на велосипеде. Конечно, не просто так кататься — у меня нет на это времени. Я куда-то езжу. Я занимаюсь моделингом, уже пять лет.
—Что такое моделинг? Моделирование?— поинтересовался Андрей Ершов.
—Ну, я работаю моделью,— объяснила Мария.— Это самое главное мое увлечение, самое продолжительное. Я на него трачу большую массу своего времени.
—Понял,— ответил Андрей Ершов.— Вот в 21 год у человека в принципе не может быть большого опыта. Скажите, чего кроме опыта вам недостает?— сменил он тему.
—Кроме опыта… может быть, знаний в области PR. Специалист по PR должен четко знать свои обязанности. А для меня эта сфера пока представляется очень размытой,— честно ответила собеседница.
—Есть ли смысл тогда рассматривать специальность, которую вы даже толком не представляете? Мне кажется, вы очень любознательны. Но всего же не узнаешь. Мне кажется, надо четко формулировать цели. Кем вы себя через 10 лет представляете? Представим, что наступил 2022 год. Вам тридцать лет, глубокая старость. Кошмар. И кем вы будете?
—Я — успешная женщина,— начала представлять Мария.— В первую очередь, у меня есть семья, двое детей. Ну, или один. Я работаю по своей специальности. Не знаю почему, но очень хочу работать в крупной компании! И у меня в подчинении небольшая группа людей.
—Небольшая группа людей еще и в подчинении?— удивился Андрей Ершов.
—Через 10 лет это вполне реально,— парировала Мария.
—А какой ваш функционал? За что вы отвечаете? Какова основная цель PR-специалиста? За что его наказывают? За что его хвалят? С кем он общается? Кто он такой?
Это привело Марию в задумчивость. Похоже, отвечать на вопросы из первой, несостоявшейся части диалога ей все-таки пришлось.
—Приведите пример PR-кампании, хоть один,— продолжил настаивать Андрей Ершов.
—Я лично проводила PR-кампанию,— сообщила Мария.— Это комплекс мероприятий, который позволяет повысить имидж предприятия. У меня свой бизнес — интернет-магазин модной одежды. Мы участвовали в мероприятиях, мы делали благотворительную поддержку в Дегтярском детском доме, участвовали в конкурсе красоты «Снежная королева». Я лично дарила девушкам сертификаты на одежду в нашем магазине.
—Уверены ли вы, Мария, что это PR? Может быть, это промо-мероприятие? Назовите главное отличие между PR-мероприятием и промо-мероприятием.
—Ну, это можно назвать промо на самом деле, да,— согласилась Мария после паузы.
—Так все-таки промо? Только что это был PR.
—Это комплекс мер,— взялась защищать свою позицию Маша.— Если взять какое-то конкретное мероприятие, то возможно да, это было промо. Но в целом у нас была PR-кампания. Нормальная, здоровая, хорошая PR-кампания.
—Все-таки не уловил пока, Мария, разницы в ваших объяснениях. Приведите пример PR-мероприятия?
—Любой благотворительный вечер.
—Опишите мне, что это за вечер. Кто туда приходит, что происходит на мероприятии. Вот мы — коммерческая организация, бизнес. Вот честно признаюсь — нет у нас цели просто собирать деньги и кому-то их отдавать. Зачем проводить благотворительный вечер?
—Просто приходят люди в энное место. Каждый пришедший должен заплатить за вход эти деньги идут куда-нибудь в фонд защиты животных, детей сирот или что-нибудь такое. Он вам нужен, если как-то пострадала социальная сторона вашей компании. Например, вы забрали последнюю пенсию у бабушки за оплату ваших услуг. То есть вы не социально ответственная организация.
—Конечно, мы всегда так делаем,— Андрей Ершов иронично посмотрел на собеседницу.
—И поэтому мы делаем благотворительный вечер. Берем обеспеченных людей…
—А как бабушка узнает об этом?
—Бабушка-то, может, и не узнает, но узнают СМИ. Допустим, телеканалы, газеты.
—На самом деле, мои вопросы иссякли, я предлагаю перейти к третьей части — к вопросам. У вас они ко мне есть?
—А чем занимается PR-специалист в вашей компании?
—Он обеспечивает чистоту бренда и следит за тем, чтобы негатива как было можно меньше и вовремя пресекать его, а также за тем, чтобы бренд имел позитивную составляющую. Потому что раскрученный бренд стоит огромных денег, стоимость его исчисляется миллиардами. Поэтому PR-специалист не только пишет релизы, но и создает концепции новых актуальных на рынке продуктов. Он организовывает событийные мероприятия, которые нам действительно нужны. Постарайтесь блок в резюме «О себе» сделать короче. Когда слишком много в нем написано, возникает ощущение, что человек очень сильно себя любит. А при собеседовании все равно становится понятно, какой человек в жизни. Лучше писать три важных вещи.
Задача вторая: сколько стоит ручка и нужна ли новая станция под Ивделем?
Разговор со следующей участницей «Шпилек», Анастасией Примизенкиной, которая пришла устраиваться на должность маркетолога, Андрей Ершов начал со своего любимого вопроса: зачем девушке нужна именно эта работа?
—Вообще, я гуманитарий,— ответила Настя.— Всегда хотела работать в профессии, где эти знания можно применить на практике. Математику не люблю, но знаю.
—Но маркетологу нужно и с цифрами работать. Давайте я вам задам простую задачку. Представьте, что мне нужна ручка. Вы мне ее купили. И когда я спрашиваю, сколько я вам должен, вы прибавляете к стоимости ручки 25% и говорите, что эта ручка стоит 10 рублей. У меня вопрос: почем вы ее купили?
—Я ее купила… ой, мне правда не посчитать,— смутилась Настя.— Хотя… Кажется, поняла. Десять рублей примем за сто процентов. Тогда… семь с половиной рублей стоит моя ручка.
—Если вы купили ручку за 7,5 рубля, то вы должны были мне ее продать меньше, чем за десять рублей. Зачем вы меня обманываете? Вы ручку приобрели за 8 рублей. Если вы к 8 рублям прибавили 25%, то получится 10. Ваша ошибка в том, что 10 рублей — это 125%. Ладно. Расскажите мне, какими качествами должен обладать маркетолог?
—Ну, как мы убедились сейчас — умение считать.
—Получается, что вам не хватает умения рассчитывать. Окей. Я вам дам вторую попытку. Здесь считать вообще не нужно. Представьте, что мы вас взяли. У нас нет связи за Ивделем, в деревне Х. Но там представлены все наши конкуренты. Вот дайте мне как маркетолог свое заключение: стоит ли нам строить там свою базовую станцию или нет? Расскажите порядок своих действий. Как вы будете оценивать ситуацию?
—Во-первых, я бы посмотрела на социальную составляющую: кто там живет, какое там население, его количество и состав,— начала перечислять Анастасия.— Например, в Ивделе есть завод, который часто отправляет сотрудников в командировки. То есть сотрудникам нужна выгодная связь для звонков домой. Затем нужно посмотреть, насколько выгодно поставить вышку. Не знаю, как правильно это называется… В общем, посчитать финансовые издержки, целесообразность установки.
—Вы говорите своими терминами, но я вас понимаю,— приободрил Анастасию Андрей Ершов.
—Потом… у вас же есть исследования, по поводу того, кто покупает «Билайн»? Нужно посмотреть, есть ли среди тех людей, кто там живет, ваша целевая аудитория.
—А вы знаете, что такое B2C?— поинтересовался руководитель екатеринбургского филиала «Билайна».
Анастасия не знала. Не знакома она оказалась и с терминологией, что такое В2В и SWOT-анализ.
—Окей,— сказал Андрей Ершов.— Как мы тогда будем анализировать, нужна нам стация или нет?
—Не знаю,— сникла Настя.
—Вы хотите быть специалистом PR или рекламного отдела? Или это для вас одно и то же?— уточнил Андрей Ершов.
—Нет, это конечно не одно и то же,— оживилась Настя.— Реклама — это проплаченные сообщения. Как говорила нам наша преподаватель, что бесплатно, то PR. Из уст в уста — это PR. Пресс-релиз — мы его высылаем для СМИ бесплатно — это тоже PR. Мне интересно и то, и другое. Мне кажется, они схожи друг с другом. Имея продукт, нам нужно выделять какие-то положительные и слабые стороны. Нужно искать изюминку, которую мы можем предложить. Рекламу мы делаем, чтобы продать продукт, а PR — чтобы о нем все узнали.
—Представьте, что базовую станцию мы запустили. Давайте сделаем теперь так, чтобы люди узнали о нашей связи.
—Нам нужно найти какой-нибудь информационный повод. День города или, если там поселок — день поселка,— взялась за решение задачи Настя.
—А если там главный праздник отмечается, допустим, 8 февраля, а нам еще долго ждать?
—Летом можно установить стойки с продажей сим-карт. Если у нас хорошее финансирование, то сим-карты можно выдавать бесплатно, в обмен на что-нибудь. Например, пусть школьники напишут сочинение о «Билайне». Во-вторых, можно стать спонсорами чего-нибудь. Бесплатно собирать подгузники для детского дома.
—Уверены, что там это есть? Населенный пункт — маленький.
—Ну, в любом случае надо как-то связать себя с жителями. Кстати, забыла сказать, что нужно еще учитывать популярность наших конкурентов. Вышку будет ставить целесообразно, если наши основные конкуренты там не слишком популярны. А насчет раскрутки — можно построить магазин.
—У вас опыт работы — не в маркетинге?
—Нет. По специальности я не работала. Я живу в Верхней Пышме, там работала на городском портале. Писала новости и занималась раскруткой. Мы искали рекламодателей.
—Вы пишете зарплату 30-50 тысяч. Я считаю, что для выпускницы вуза это совсем немало. Почему вы считаете, что можете претендовать на такую зарплату?
—Я человек быстро обучаемый и целеустремленный. Давайте так: я хочу так зарабатывать в свой 21 год, чтобы жить хорошо.
—Я не любитель долго затягивать. Все, что хотел узнать, я узнал.
—У меня к вам как к профессионалу и успешному человеку есть вопрос. Как вы добились этого успеха?
—Это уже точно вопрос не в рамках интервью. Учиться, учиться и еще раз учиться. Ну и очень важно не бояться делать что-либо. Удачи вам.
Интервью с Александром Михайловым, директором по корпоративному бизнесу Екатеринбургского филиала ОАО «Вымпелком» (ТМ «Билайн»)Задача третья: как соединить теорию с практикой
В это время директор по маркетингу Александр Михайлов задавал каверзные вопросы еще двум конкурсанткам «Шпилек» — Марии Ковалевой и Эле Ямиловой. Марии выпала очередь идти под номером один. Она также претендовала на должность маркетолога.
—В общем-то, мне интересны все должности, связанные с рекламой и продвижением,— пояснила Маша в самом начале беседы.
—Расскажите о себе, начиная со школы. Как учились, что делали, почему решили поступить на маркетинг,— предложил Александр Михайлов.
—Я не из Екатеринбурга. Приехала сюда, когда решила поступать в вуз. Закончила обучение с тремя четверками, остальные все пятерки. Поступила в СИНХ по специальности «маркетинг». Скажу честно, когда я поступила, то могла только догадываться, что такое маркетинг. Я ждала третьего курса, когда начнется практика.
—Почему до золотой медали не дотянули?— поинтересовался директор по маркетингу.
—Не смогла,— мягко, но без оправданий в голосе объяснила Мария.— Там были технические предметы, а я в них не очень сильна.
—А вы как себе представляли маркетинг до поступления?
—Я думала, что это реклама. Конечно, предполагала, что если слова называются по-разному, значит, у них есть разный смысл. Но сейчас, конечно, у меня другое представление.
—И какое?
—Сейчас я поняла, что реклама — это только какая-то часть маркетинга. Важны цены, место, где продается товар.
—Вы у себя прокручиваете какие-то практические вещи?
—У меня практики настоящей не было, но нас преподаватели обучали не только теории. Мы разбивались на группы, выполняли задания и многие вещи брали в свой проект. В конце курса получилась большая презентация, которая включала в себя и ценообразование, и ассортимент. Наша группа придумала создать отель для животных, мы придумали его назвать Animal Palace Otel и придумали логотип, брэндбук.
—А суть проекта в чем?
—Это предложение для премиум-класса, для богатых людей. Человек, который уезжает из города, обычно не готов отдать просто кому-то домашнего питомца. Бабушки, к сожалению, есть не у всех. А этот отель решает подобную проблему.
—Но проект, я так понимаю, в жизнь вы не запускали?
—Нет, это только проект,— призналась Мария.
—То есть сказать, насколько он успешен, пока нельзя. Хорошо. Спасибо вам, Мария, за беседу.
Задача четвертая: как стать хорошим медиаторомПоследняя участница, Эля Ямилова, пришла устраиваться в «Билайн» на редкую должность — медиатора. О такой специальности Александр Михайлов даже не знал. И вакансии в компании такой тоже не было.
—А вы уверены, что нам это нужно?— удивленно спросил он собеседницу.— Что за профессия у вас? В чем заключается?
—Медиация — это совершенно новая наука. И она очень нужна в современном обществе. Я оканчиваю Уральский государственный педагогический университет по специальности «конфликтология». И хотя это отделение расположено при институте психологии, прошу не путать — к психологии моя профессия не имеет отношения,— сразу предупредила Эля.— Задача медиатора, или конфликтолога, — разрешать сложные ситуации.
—А нам в компании вы зачем?
—Чтобы урегулировать сложные ситуации в коллективе.
—У нас вроде бы все в коллективе в порядке с общением,— отметил Александр Михайлов.— Ну хорошо. Опыт переговоров у вас был?
—Нет, не было. Я уже имею опыт работы. Но, к сожалению, в тех организациях, где я работала, конфликтов не было.
—Вот представьте такую ситуацию, Эля. Устроитесь вы на работу, и вам придется урегулировать ситуацию с человеком намного старше вас, лет пятидесяти,— предложил разобрать случай Александр Михайлов.— А он вас еще и слушать не хочет. Что будете делать?
—Медиатор должен быть в первую очередь безэмоциональным. И не принимать в конфликте ничью сторону. Он просто предлагает варианты для разрешения ситуации, подталкивает участников к примирению. А стороны уже сами доходят до общего решения,— уверенно сказала Эля.
—А если стороны не хотят мириться?
—Конечно, желание решить ситуацию должно исходить и от участников,— пояснила Эля.
—Ну, хорошо, Эля, вот вам случай для разбора. Предположим, сотрудник компании потерял работу и уверяет, что его уволили незаконно. А компания говорит, что сотрудник неэффективен. Что делать?
—Идти к медиатору,— безапелляционно заявила Эля.
—Аесли стороны не хотят?!— уже с недоумением воскликнул Александр Михайлов.
—Тогда медиатор не сможет им помочь,— резюмировала собеседница.
—Хорошо, Эля, зачем вам работа?
—Для самореализации и для того, чтобы были деньги, для удовлетворения своих потребностей — чтобы делать покупки, ведь без денег прожить нельзя,— сообщила Эля.
—Ясно. Спасибо вам за собеседование и удачи.
P.S.После собеседований первые лица екатеринбургского филиала «Билайна» по традиции дали свою оценку участниц руководителю конкурса Татьяне Зыряновой.
Андрей Ершов отметил, что кое-кто из участниц, беседовавших с ним, больше пытался воспользоваться внешними данными, чем представить себя как специалиста. «Коммуникабельность — это не только умение девушки привлечь собеседника с помощью внешности, это еще и способность заинтересовать его в профессиональном плане. Кроме того, мне не очень понравились вопросы, которые задавали девушки после собеседования. Вопросы об успехе опасны — в них сразу кроется лесть. А вообще, девушки показали хороший уровень. Но я не увидел у собеседниц, что они могут претендовать именно на ту должность, на которую рассчитывают»,— подытожил Андрей Ершов.
Александр Михайлов, в свою очередь, отметил, что девушкам не хватает практики, и они слишком самонадеянны. А теория и жизнь часто очень сильно расходятся. Поэтому оценить реальные возможности девушек довольно сложно.
Возьмут ли девушек на работу, мы пока раскрывать не будем. Но в любом случае собеседования оказались для них хорошим опытом.
ФОТОрепортаж с собеседования участниц конкурса «Шпильки-2012» с Андреем Ершовым и Александром Михайловым, компания «Билайн», смотрите
здесь.