Для сотрудников театра все персонажи спектаклей - настоящие живые существа со своим индивидуальным характером, поведением и требованиями.
Огромные безголовые шинели, королевские головы, Калифа-аиста в образе паука и много чего еще можно встретить в коридорах Театра кукол. По началу от увиденного становится немного жутковато, но когда ты видишь, с каким трепетом и любовью здесь относятся к куклам, то страхи куда-то улетучиваются. Для сотрудников театра все эти персонажи спектаклей не просто бездушные марионетки, а настоящие живые существа со своим индивидуальным характером, поведением и требованиями. Поэтому в стенах этого учреждения с куклами общаются, договариваются и даже «воюют» как с обычными людьми.
О закулисной жизни Екатеринбургского театра кукол в репортаже JustMedia.ru.
На входе нам выдали бахилы, и мы отправились изучать закоулки театра. Первой короткой остановкой стал большой зрительный зал. На сцене уже все приготовлено для вечерней постановки. По гордо парящей над сценой чайке и множеству ее сородичей, расставленных по разным углам, сразу понятно, что тут сегодня увидят зрители.
![]() |
В зале уже все приготовлено для постновки "Чайка" |
Из зала отправляемся в фойе, колонны в котором выполнены в форме ног великанов, а шестеренки в центре напоминают механическое сердце театра. В витринах вдоль окон расположена выставка, экспозиция которой регулярно обновляется. Сегодня здесь расположились куклы из уже не идущих в театре спектаклей: синяя птица, Артемон из «Буратино», Дон Жуан и персонажи постановки «Бык, баран, свинья и другие».
![]() |
Колонны в фойе театра выполнены в форме ног великанов |
К «Ночи музеев» здесь появится выставка кукол из спектакля по сказке Жорж Санд «Простофиля Грибуль и Господин Шмель». Режиссером и художником постановки была француженка Эмили Валантен. За эту работу в 2011 году ее удостоили «Золотой Маски».
![]() |
Механическое сердце театра |
Представленные в витрине куклы имеют разное устройство. Например, кот и пес – классические марионетки. Они управляются с помощью ниток и крестовины, которая называется вагой. В штоковых марионетках, помимо этого, есть еще и жесткий металлический штырь, который дополнительно держит куклу.
![]() |
Классические марионетки управляются с помощью и крестовины, которая называется вагой |
По словам и.о. заведующего литературно-драматической частью Екатеринбургского театра кукол Марии Зыряновой, марионетки считаются самыми сложными в управлении из-за большого числа ниток. Кукольники должны чувствовать ее как музыкант скрипку.
«Несмотря на большой опыт работы, каждый раз получая новую куклу в руки, артисты должны привыкнуть к ней. Сделать это надо за 1-2 месяца пока идут репетиции спектакля. Это в драматических театрах репетиции идут параллельно с изготовлением декораций и пошивом костюмов. У нас, пока нет кукол, репетировать почти не имеет смысла», - отмечает Мария.
![]() |
Персонажи из спектакля «Калиф-аист», художник - Юлия Селаври |
У каждой куклы свой образ, характер, поведение, но в конечном итоге она должна слушаться кукольника, а не наоборот. Поэтому, несмотря на хорошо знакомую систему, последним приходится договариваться, а нередко и «воевать» с куклами.
![]() |
![]() |
Якоб из спектакля «Карлик нос», художник - Юлия Селаври |
Делают в театре куклы и под конкретного артиста. Называют их портретными. Такой вид кукол используется для спектаклей, где артисты выходят на сцену в живом плане. Выходить из-за ширмы актеры начали в 1970-х годах. Причем очень часто это стали делать в театрах Свердловска, Челябинска, Магнитогорска. Феномен наших кукольников-новаторов впоследствии даже получил свое имя – «Уральская зона».
![]() |
Второй этаж театра выполнен в стилистике корабля |
В живом плане артисты работали как в детских, так и во взрослых спектаклях. Так, в 1980-е годы в Театре кукол им. Вольховского в Челябинске репертуар детских и взрослых спектаклей был 50 на 50. Сегодня такой прием широко распространен. В итоге получается, что зрителю параллельно показывают две истории: взаимоотношения между куклами и кукольниками, играющими в живом плане.
![]() |
![]() |
«Те, кто никогда не был в театре кукол, или был лет 30 назад, порой сильно удивляются происходящему на сцене. У многих есть стереотип, что в кукольном театре должны быть только ежики и белочки на ширме или классические марионетки. Но мы работаем с разными формами, приемами. Театр кукол, как вид театра, дает нам поле для эксперимента. Но, к сожалению, не все зрители это готовы принять. Но любой прием всегда должен быть логичен и оправдан. Но в любом спектакле даже с участием артистов в живом плане, кукла будет главной. Хотя, например, в нашей «Чайке» кукол нет совсем, но все равно система существования актеров там не такая как, допустим, в драматическом театре. Все персонажи немного механические, схематичные, гротесковые, люди-маски», - рассказывает Мария Зырянова.
![]() |
![]() |
Калиф представлен в образе паука, художник - Юлия Селаври |
С одной из кукол в живом плане - из спектакля «Калиф аист» - мы встретились в коридоре по дороге в реквизиторский цех. Калиф здесь представлен в образе паука. Честно сказать, выглядит немного жутковато. Вес конструкции - 6 кг, и вот, надевая ее, артисту приходится не просто стоять, а еще и быстро передвигаться по сцене. Представляете, какая у актеров хорошая физическая подготовка?! Нелегко приходится и тем, кто работает, например, за ширмой: им приходится держать кукол на вытянутых руках долгое время, и уровень (высота подъема куклы) должен быть все время одинаковым.
![]() |
![]() |
«Иногда привожу этот пример школьникам во время экскурсий по театру, и потом целыми классами они ходят по зданию с поднятыми руками», - улыбаясь, говорит Мария Зырянова.
![]() |
![]() |
Стоит отметить, что у каждого спектакля свои декорации и куклы, даже если персонажи одинаковые. Например, в этом театральном сезоне здесь поселились сразу два ослика. Один из спектакля «Калиф аист», второй – из фантазийного «Дон Кихота». Не используются в новых спектаклях куклы из старого репертуара. Даже привычные для многих белочки, ежики, зайчики изготавливаются каждый раз новые.
![]() |
Китайский вельможа из спектакля «Старая добрая сказка», художник - Юлия Селаври |
И вот мы, наконец, в реквизиторском цехе. Здесь с потолка, полок и гребенок (устройства на которых хранятся куклы – прим. ред.) на нас смотрит три множество глаз. Вот Дон Кихот и двухметровый белый конь, а тут - Ромео и Джульетта, Фрекен Бок, Золушка.
![]() |
Персонажи спектакля «Сказка Фей, или Спящая Красавица», художник - Юлия Селаври |
«У Золушки планшетная система управления. Ее ведут сразу 2 человека. Чтобы кукла ожила и смотрелась гармонично, артисты должны хорошо сработаться. Иначе получиться, что голова не будет знать, что делают руки и наоборот», - отмечает наша провожатая.
Вместе с ней мы попробовали управлять Золушкой, но у нас не очень хорошо получилось.
Рассказывая о куклах Мария, очень бережно с ними обращается и даже разговаривает.
![]() |
Чудище из «Калифа аиста», художник - Юлия Селаври |
«Иди ко мне», - говорит она чудищу из «Калифа аиста», чтобы во всей красе показать его нам.
![]() |
«Раньше я, как и ты, опасалась брать кукол в руки, казалось, что я могу испортить механизм. Страх прошел за один день. В прошлую «Ночь музеев» мы устраивали большую выставку в фойе. И чтобы люди ничего не испортили, мы сами показывали им кукол. Тогда за один день через мои руки прошли десятки персонажей», - отмечает и.о. заведующего литературно-драматической частью Екатеринбургского театра кукол.
![]() |
![]() |
При близком рассмотрении оказалось, что у многих кукол по 4 пальца на руках. Оказывается, что это сделано специально, потому как, когда делают по 5 пальцев, у зрителей возникает оптический обман зрения и им кажется, что их шесть. А четыре со сцены выглядят как пять.
![]() |
![]() |
Одна из гребенок, где живут «мертвяки» из спектакля «Бобок» по рассказам Федора Достоевского, прикрыта накидкой. Сделано это за тем, чтобы они не оказывали никакого дурного влияния на соседствующих с ними кукол из детских сказок «12 месяцев» и «Снежная королева». Несколько лет «Бобок» не шел в театре из-за того, что актер, играющий ведущую роль, уехал, а замену ему долгое время найти не могли. Однако уже в конце мая его снова начнут показывать.
![]() |
![]() |
Форма для изготовления клюва аиста из спекткаля "Калиф аист" |
Еще один мрачный спектакль Театра кукол – «Пиноккио». Это совместная постановка нашего театра с флорентийским «Цахес-театром». От нас были актеры, площадка и часть кукол, от итальянцев – режиссер, художник и маски для актеров, которые они выполнили по своей технологии. С этим спектаклем, по признанию Марии, иногда бывают недоразумения из-за того, что многие родители считают, что Пиноккио – это Буратино, однако это совсем не так.
![]() |
![]() |
«Пиноккио идет с пометкой 8+, но родители все равно приводят на спектакль детей 5-6 лет. Дети даже такого маленького возраста готовы воспринимать страшные истории, но взрослые часто не хотят, чтобы они это смотрели. Спектакль, конечно, мрачный. Там и гроб выносим, и есть сцена повешения Пиноккио. Бывало даже люди жалобы писали. Поэтому теперь перед спектаклем мы выходим и готовим зрителей к предстоящему на сцене. Отмечаем, что Буратино и Пиноккио, конечно, братья, но все-таки не близнецы», - говорит Мария Зырянова.
![]() |
![]() |
Две Алисы – блондинка и брюнетка - из постановки «Алиса\Alice.net», художник- Юлия Селаври |
На одной из гребенок живут сразу две Алисы – блондинка и брюнетка - из постановки «Алиса\Alice.net» по книгам Льюиса Кэррола. Связно это с тем, в спектакле в живом плане играют по очереди две артистки. Главный художник театра Юлия Селаври специально сделала две куклы, каждая из которых внешне похожа на каждую из актрис.
![]() |
Далее мы двинулись в сторону репетиционной, где нас ждали заготовки к новому спектаклю, премьера которого состоится уже 2 мая. По дороге нам встретилось множество персонажей. Вот огромные синие коты, королевские головы, механический бык, милые призраки и ведьмы из спектакля «Маленькая Баба-Яга».
![]() |
![]() |
В большом просторном цехе нас встретили куклы и декорации из уже не репертуарных спектаклей. Так, у двери нас ждала трехметровая Дева Мария из спектакля «Свет ликующий», а в глубине – страшные шинели из кошмаров Башмачкина. Спектакль по пьесе Олега Багаева на мотив гоголевской «Шинели» в 2008 году ставил Николай Коляда. Это была его единственная работа в Театре кукол. Башмачкина тогда сыграл Олег Ягодин.
![]() |
![]() |
Здесь же в данный момент уже идут репетиции нового камерного спектакля по рассказу Геннадия Черкашина «Кукла». Готовят его к 9 мая. Действие будет происходит на театральной тумбе-сцене. Декораторы обклеили ее старыми афишами, в том числе 1940-х годов.
![]() |
![]() |
Репетиция нового спектакля по рассказу Геннадия Черкашина «Кукла» |
В театре всегда параллельно делается несколько спектаклей. За сезон выпускают 4 премьеры. В среднем на подготовку одного уходит полгода. Но есть и исключения. Например, подготовка «Дон Кихота» заняла год, а на новый спектакль «Кукла. Блокадная история» ушло всего пара месяцев. Почти все куклы и декорации в театре изготавливают сами. Для этого здесь есть швеи конструкторы, бутафоры, столяры.
![]() |
![]() |
Премьера постановки «Кукла. Блокадная история» состоится уже 2-го мая |
«В постановке «Кукла. Блокадная история» все персонажи будут шарнирные. Для такого типа кукол мы приобрели заготовки и даже уже заменили головы, но полностью они еще не доделаны. Например, у кукол еще нет волос. Кроме того, сшиты еще не все костюмы», - отмечает Мария Зырянова.
![]() |
![]() |
На втором этаже вместо привычных окон иллюминаторы |
Завершается наше путешествие по театру на втором этаже, который стилизован под корабль. Здесь есть капитанский мостик, кованные цепи и даже иллюминаторы вместо привычных окон. Из последних можно сделать стильные снимки парка или здания оперного театра.
![]() |
![]() |
Возможно, таким, как сегодня, мы увидели Екатеринбургский театр кукол в последний раз. Уже летом здесь начнется подготовка к грандиозной реконструкции, которая продлится 1,5 года. Во время нее труппа театра даже временно переедет на другую городскую площадку. О внешнем преображении мы уже ранее писали, а вот о том, что изменится внутри, пока остается загадкой. Единственное, что стало известно, так это то, что на 5 этаже планируется открыть полноценный музей истории культурного объекта.
![]() |
![]() |
![]() |
Просмотров: 33356
Автор: Екатерина Турдакина
Фотограф: Александр Кадников