Открытая позиция. Александр Трахтенберг о Стратегии-2030: «Неправильную конфигурацию войск в генеральном сражении не получится компенсировать количеством военноначальников»

Участник рабочей группы по разработке Стратегии - о том, как сделать будущий документ эффективным.

Открытая позиция. Александр Трахтенберг о Стратегии-2030: «Неправильную конфигурацию войск в генеральном сражении не получится компенсировать количеством военноначальников»
Открытая позиция. Александр Трахтенберг о Стратегии-2030: «Неправильную конфигурацию войск в генеральном сражении не получится компенсировать количеством военноначальников»

Экономика Свердловской области заметно изменилась за последнее время, и новая тенденция - далеко не позитивная. Изменить ситуацию призван разрабатываемый региональными властями документ – Стратегия социально-экономического развития Свердловской области до 2030 года. Один из участников рабочей группы по разработке стратегии Александр Трахтенберг в новой авторской колонке размышляет о том, как Среднему Уралу в условиях кризиса и, самое главное, посткризиса принципиально изменить темпы экономического развития.

 


Думаю вот о чем.

Всем очевидно, что текущая ситуация диктует изменения: изменения в экономике, изменения в политике, изменения в т.н. гражданском обществе, по сути, изменения практически во всех сферах жизни; изменения, но не бунт. Динамика развития Свердловской области, прежде всего, экономики, в последнее время никуда не годная.


И санкции здесь, естественно, совершенно не причем. Надо понимать, что объявленные санкции, преимущественно, имеют среднесрочное влияние. Кроме того, за исключением всяких ограничений в сфере финансирования, все эти санкции имеют довольно опосредованное отношение к Свердловской области. Поэтому это можно признать дополнительными возможностями. 
Принципиально иные темпы роста экономики возможно обеспечить только и исключительно новыми организационными формами, естественно, плюсом ко всему остальному, никак не вместо. Прежде всего, в части конфигурации правительства Свердловской области. Чисто отраслевая структура ПСО, скорей всего, не имеет будущего. Мы должны иметь преимущественно межотраслевые, межведомственные конструкции управления экономикой Свердловской области.  Да, непросто, да, существует при этом большая неопределенность, да – страшно, но от этого никуда не уйти. А бояться можно, сидя дома за печкой, в тепле и уюте.


По факту мы имеем до четверти государственных областных программ с межведомственным статусом. Речь идет о Стратегии социально-экономического развития Свердловской области до 2030 года, но этого мало - все-таки формирование стратегии преимущественно по отраслевому принципу несет в себе большие риски – цементируется вчерашняя структура областного правительства, а это уже опасно вдвойне – структура всегда идет за стратегией, но никак не наоборот. Нужен поиск нового, с потенциалом перемен. Да, безусловно, каждая программа должна иметь своего «хозяина», свою фамилию. Да, отсутствие такого ответственного привносит риски неисполнения этой программы. На наш взгляд, все же это, скорее, кадровая, но никак не системная проблема. Неправильную конфигурацию войск в генеральном сражении категорически не получится компенсировать количеством военачальников  на километр фронта.


Нужны дискуссии, причем, максимально широкие. По идеологии формирования регионального правительства. Как представляется, велика цена ошибки. Даже при той скромной динамике, которая заложена в Прогнозе социально-экономического развития Свердловской области до 2030 года, цена организационной ошибки, можно сказать, близка к неприемлемой. Реализация этого риска может иметь фатальные последствия для области. 


Не менее важна публичная сторона деятельности органов исполнительной государственной власти на территории Свердловской области. И это важно при любой конфигурации областного правительства. Закрытость их деятельности (не надо путать 
с пиаром деятельности отдельных  чиновников), непубличность, черный ящик – это все неприемлемо в сегодняшней ситуации.

 

Никто не говорит о вседозволенности во взаимоотношениях с властью: все-таки государственные мужи – далеко не последние люди, никто не отменяет вопросы конфиденциальности, ДСП и другие атрибуты государственной власти.  Но общество, в первую голову, бизнес, должны понимать, Как, Кто, Почему рулит теми или иными процессами в регионе, особенно, в экономике. Это, в первую очередь, нужно самой власти. Потому что, публичность в данном случае – это, в том числе, в некотором смысле, разделение ответственности.

 

Чиновники: от министра и выше, должны, наконец, понять, что публичность в их деятельности – точно такое же значение имеет, как и их профессионализм, это прописные истины, но почему-то у нас не работают. Каждый министр, каждый областной чиновник такого уровня и выше должны за правило взять - проводить публичные встречи со СМИ, на постоянной основе, раз в квартал – это необременительно для любого из них.  Кроме того, следует ввести, как стандарт, практику встреч в формате «бизнес-завтрак»
с Большой четверкой и ключевыми игроками профильных рынков, и все это должно быть открыто, публично, предсказуемо.

 

Деятельность каждого министерства должна быть прозрачной и открытой по факту, а не на словах, но институт «Открытое министерство» должен стать реальным, а не бутафорным. Адекватное информационное сопровождение деятельности должно иметь каждое ведомство ПСО. Конечно, вопросы бюджета – это серьезные вопросы, но не вполне точное организационное решение – изъятие «информационных людей» из министерств и перевод их в ДИП – имело и имеет негативные последствия, которые перевешивают. Безусловно, превращение их в личных пиарщиков - это тоже не решение.


Следует разработать адекватную информационную политику каждого министерства, как минимум, должны быть разработаны правила деятельности в этой сфере для правительства Свердловской области и губернатора Свердловской области. Причем, сами эти документы должны быть публичными. Как представляется, этот факт, очевидно, поможет убрать излишнюю нервозность во взаимоотношениях властных структур, в первую очередь, со СМИ, но не с любимчиками, немаловажно при этом выстраивать эффективные информационные отношения и с бизнесом. При этом всегда надо помнить давнишний посыл – «вести переговоры со сторонниками – бессмысленно».
 

Просмотров: 4053

Автор: Александр Трахтенберг

Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Новости партнеров