Реактивный двигатель для ракеты Гагарина изобрели в маленьком свердловском поселке. СПЕЦПРОЕКТ

Во время Второй мировой войны конструкторская элита страны трудилась на Среднем Урале.

Реактивный двигатель для ракеты Гагарина изобрели в маленьком свердловском поселке. СПЕЦПРОЕКТ - Фото 1
Реактивный двигатель для ракеты Гагарина изобрели в маленьком свердловском поселке. СПЕЦПРОЕКТ

Жители маленького свердловского поселка Билимбай уверены: именно на их земле в годы Великой Отечественной войны закладывалась основа всей реактивной техники страны. Ровно 75 лет назад — в 1941 году — по приказу Сталина в вотчину рода купцов Строгановых эвакуировали всю конструкторскую элиту Москвы. Эти ученые навсегда вошли в историю России как разработчики реактивного двигателя, без которого Юрий Гагарин не совершил бы первый полет в космос.

 

Реактивный двигатель для ракеты Гагарина изобрели в маленьком свердловском поселке. СПЕЦПРОЕКТ - Фото 2

 

Реактивный двигатель для ракеты Гагарина изобрели в маленьком свердловском поселке. СПЕЦПРОЕКТ - Фото 3

 

JustMedia побывал в поселке, где некоммерческий фонд «Строганофф»  (создан группой людей, которые решили по крупицам восстановить события того времени и увековечить память выдающихся ученых — прим.ред.) на собственные средства воссоздал точную копию первого реактивного истребителя-перехватчика БИ-1, который был разработан на Среднем Урале великими инженерами. Сегодня самолет-новодел смотрит на Билимбай свысока — с крыши гаража, расположившегося по соседству с заводом купцов Строгановых. Отсюда он недоступен местной детворе, которая так и норовит вскарабкаться на машину, зато его видят все жители и гости поселка.

 

Реактивный двигатель для ракеты Гагарина изобрели в маленьком свердловском поселке. СПЕЦПРОЕКТ - Фото 4

 

Реактивный двигатель для ракеты Гагарина изобрели в маленьком свердловском поселке. СПЕЦПРОЕКТ - Фото 5

 

Историей создания БИ-1 с JustMedia поделился помощник директора некоммерческой организации Сергей Киряков:

 

«С момента приезда конструкторам дали всего 30 дней на разработку самолета. В Москве была оттепель, а здесь — минус 30 градусов. Свято-Троицкий храм, в котором предстояло работать инженерам, не отапливался, в здании не было ни стекол, ни света, ни оборудования, но эти люди справились с заданием за 39 дней».

 

Реактивный двигатель для ракеты Гагарина изобрели в маленьком свердловском поселке. СПЕЦПРОЕКТ - Фото 6

 

В то время максимальная скорость, которую могла развивать винтокрылая авиация, то есть самолеты с пропеллерами, составляла 400 километров в час. Молодые ученые Александр Березняк и Алексей Исаев под руководством авиаконструктора Виктора Болховитинова добились от Сталина разрешения на разработку БИ-1 (назван по первым буквам фамилий создателей, второе название — «ближний истребитель» — прим. ред.), именуемого «Перехватчик». Им должен был стать самолет с реактивным двигателем, способный взлетать за несколько секунд, развивать скорость до 800 километров в час и перехватывать авиацию противника.

 

Реактивный двигатель для ракеты Гагарина изобрели в маленьком свердловском поселке. СПЕЦПРОЕКТ - Фото 7

 

Реактивный двигатель для ракеты Гагарина изобрели в маленьком свердловском поселке. СПЕЦПРОЕКТ - Фото 8

 

Всего над разработкой реактивного двигателя и самолета трудились с десяток московских конструкторов, в том числе соратник Сергея Королева Борис Черток, изобретатель вертолетов МИ Михаил Милль, потерявший в эвакуации двух детей, создатель серии военных вертолетов КА Николай Камов, разработчик турбореактивного двигателя, который до сих пор используется в Ту и Су, Архип Люлька.

 

Реактивный двигатель для ракеты Гагарина изобрели в маленьком свердловском поселке. СПЕЦПРОЕКТ - Фото 9

 

Реактивный двигатель для ракеты Гагарина изобрели в маленьком свердловском поселке. СПЕЦПРОЕКТ - Фото 10

 

Испытание двигателя и динамики БИ-1 проводились на Билимбаевском пруду, а 15 мая 1942 года в Кольцово состоялся первый экспериментальный полет. Самолетом управлял советский летчик-испытатель Георгий Бахчиванджи. Машина сразу развила скорость до 400 километров в час. На очередной взлет он вышел 27 марта 1943 года на Уктусском аэродроме с заданием развить максимальную скорость. Георгий Бахчиванджи добился результата ценой собственной жизни. Скорость самолета достигла 800 километров в час, после чего машина вошла в пике и разбилась. Летчик погиб. Еще тридцать выпущенных самолетов были уничтожены, а программа свернута.

 

Реактивный двигатель для ракеты Гагарина изобрели в маленьком свердловском поселке. СПЕЦПРОЕКТ - Фото 11

 

Реактивный двигатель для ракеты Гагарина изобрели в маленьком свердловском поселке. СПЕЦПРОЕКТ - Фото 12

 

Юрий Гагарин, который отправился в космос благодаря реактивному двигателю, заявлял: «Без полетов Бахчиванджи, возможно, не было бы 12 апреля». Оба летчика учились в одном институте, погибли 27 марта в одном возрасте с разницей в 25 лет.

 

«Мы собрали комиссию из представителей авиации, общественности, историков, которые подтвердили, что воссозданный нами БИ-1 является точной копией того, что был разработан конструкторами. 15 мая, в день первого полета Бахчиванджи, мы его презентовали. Пусть сам самолет Исаева и Березняка не сохранился, но начинка его используется до сих пор»,— рассказывает Сергей Киряков.

 

Реактивный двигатель для ракеты Гагарина изобрели в маленьком свердловском поселке. СПЕЦПРОЕКТ - Фото 13

 

Фонд «Строганофф» намерен создать в поселке памятный комплекс. Перед храмом, в котором велись работы, установят постамент, где на следе от реактивного самолета, который внешне напоминает огненный меч, расположится копия БИ-1. Такой же огненный меч держит в своих руках Архангел Михаил — покровитель святого войска.

 

Реактивный двигатель для ракеты Гагарина изобрели в маленьком свердловском поселке. СПЕЦПРОЕКТ - Фото 14

 

«Хочется, чтобы детям была память, чтобы они не забывали Гагарина и не думали, что Бахчиванджи — это рынок. Эти люди сознательно шли на смерть. Надеемся со временем создать в Билимбае нравственно-патриотический центр, ведь здесь много мест, в которых закладывалась история»,— говорит Сергей Киряков.

 

Просмотров: 9509

Автор:

Фотограф: Василий Гришин

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Дарья Трифонова, стантрайдер:

«Радует приближение лета, вероятности больше, что сугробов не будет»

пятница, 05 декабря

Сегодня

+7
+7
+9
+9
Днем
+4
+4
Вечером

Последние события

В Реже с хозяйки собаки, которая напала на 13-летнего подростка, взыскали более 56 тысяч рублей

Сегодня в 14:29

В Реже с хозяйки собаки, которая напала на 13-летнего подростка, взыскали более 56 тысяч рублей

Подросток получил серьезные травмы и был госпитализирован.

На Свердловскую область надвигаются 30-градусные морозы и снегопады

Сегодня в 13:55

На Свердловскую область надвигаются 30-градусные морозы и снегопады

Однако уже 10 декабря холода ослабят хватку.

Свердловские атомграды получат по 200 млн рублей из бюджета

Сегодня в 13:50

Свердловские атомграды получат по 200 млн рублей из бюджета

Меры реализуются в рамках соглашения с Росатомом.

В Екатеринбурге каток в парке Маяковского откроют не раньше 20 декабря

Сегодня в 13:33

В Екатеринбурге каток в парке Маяковского откроют не раньше 20 декабря

Виной тому рекордно теплая погода.

Правительство увеличило «подъемные» начинающим свердловским сельхозработникам

Сегодня в 13:31

Правительство увеличило «подъемные» начинающим свердловским сельхозработникам

На эти цели из бюджета дополнительно выделено 2,5 млн рублей.

Этот сайт использует cookie
для хранения данных. Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности