Советские броневики и двигатели с гайками от Генри Форда. Как на Урале собирают машины времен войны

Максим Войдеславер - самоучка, променявший работу в сотовой компании на создание советских броневиков и танков-амфибий.

На Урале немало коллекционеров ретро-автомобилей, взять, к примеру, мэра Екатеринбурга Александра Высокинского или лидера группы «Чайф» Владимира Шахрина. Но вот что для Свердловской области является редкостью, так это коллекционирование и реставрация автомобилей военных лет, «тяжелых машинок» — именно так называет свою технику владелец автомастерской под Екатеринбургом Максим Войдеславер. Он — самоучка, променявший работу в сотовой компании на создание советских броневиков и танков-амфибий. Чтобы понаблюдать за уникальным процессом возрождения старых авто JustMedia отправился в ту самую мастерскую, взглянул на двигатель великого Генри Форда и понюхал 80-го бензина.

 

Историей Великой Отечественной войны Максим Войдеславер заинтересовался еще в школе, потом был военно-исторический клуб и военно-исторические реконструкции, но судьбоносная встреча, перевернувшая всю его жизнь, случилась гораздо позже, уже после окончания Института связи.

 

 

 
«На реконструкторском форуме я увидел сообщение: «Строю в Екатеринбурге копию немецкого танка».  Мы с единомышленниками были в шоке, съездили к автору сообщения в гости, познакомились. Оказалось, что это житель Шарташа Александр Васильевич Порубенко. Он действительно создавал реплику немецкого танка, срастив между собой два советских трактора, чтобы получить ходовую часть. Именно там впервые я взял в руки дрель и болгарку, так и завертелось. Александр Васильевич — человек увлекающий. Созданная нами машина еще 4 года ездила на всякие фестивали», — вспоминает владелец мастерской.

 

Спустя год, в 2012 году, все тот же Порубенко предложил Максиму поучаствовать в строительстве копии советской амфибии Т-37А 1930-х годов выпуска. Работать с военными машинами гораздо сложнее. Почти вся техника того времени утрачена, поэтому восстанавливать образцы приходится с нуля, по чертежам, найденным в архивах.

 

 

Производство копий бронеавтомобилей БА-64Б.  ФОТО: Виталий Хайлов
 
«Чтобы создать эту машину, я уволился с работы. Мы построили ее за год, зимой 2013-го. Эта амфибия сейчас украшает коллекцию Музейного комплекса УГМК. Именно там, в мастерской Александра Васильевича, я ощутил, что такое сварка, работа с металлом и двигателями. Это стало затягивать и привело к тому, что я создал собственную мастерскую, в которой восстанавливаю различную технику и создаю проекты для музейных коллекций», — говорит Максим.

 

За 10 лет труда он создал порядка 10 военных машин, среди которых легкий советский бронеавтомобиль БА-20, разработки середины 1930-х годов; легковой автомобиль ГАЗ-67; бронеавтомобиль БА-64 с катками для движения по железнодорожным путям, что-то вроде бронированной дрезины. Таких автомобилей во время Великой Отечественной войны было произведено всего штук 15. Воссозданная машина теперь украшает железнодорожную коллекцию Музея УГМК. 

 

 

БА-64 жд в музее Боевая Слава Урала в Верхней Пышме. ФОТО: Виталий Хайлов

 

Уже в своей мастерской Максим вновь создал полную копию плавающего танка Т-37А. Всю начинку воспроизвели по оригинальному образцу, хранящемуся в Танковом музее в Кубинке.

 

По словам автора, такая техника обретает вторую жизнь и отправляется на военно-исторические фестивали, участвует в реконструкциях, украшает частные коллекции и галереи меценатов.

 

Сейчас в мастерской полных ходом идет восстановление вездехода ГАЗ-67Б. JustMedia застал машину в разобранном состоянии. Таких автомобилей после войны было выпущено порядка 100 тысяч единиц. До нас дошли многие, советский народ был бережлив, что-то теперь выставляют на профильных форумах, что-то на «Авито».

 

 

 
«Нам придется заменить сгнившее днище, а вот двигатель, разработанный еще в 1920-х годах, будет оригинальным. Это ГАЗ-ММ с грузовой коробкой — единственный четырехцилиндровый двигатель мощностью до 52 лошадиных сил. Он выпускался до 1960-х годов на заводе ГАЗ в Нижнем Новгороде, построенном с подачи Генри Форда. По сути, это фордовский мотор. Модель, спроектированная по приобретенной у Форда лицензии, в нем даже болты и гайки американские», — рассказывает Максим Войдеславер.

 

Благодаря тому, что коллекционирование и реставрация ретро автомобилей в России за последние 15-20 лет стало увлечением массовым, находятся люди, готовые производить под такие машины серийные автозапчасти.

 

 

 
«Это то, что в Америке делается уже лет 50, когда небольшие компании предлагают коллекционерам старых автомобилей каталоги, в которых есть все, начиная от болтиков, заканчивая кузовной частью. Можно купить новые запчасти и собрать какой-нибудь «Форд» 1936 года», — делится с JustMedia Максим.

 

Из мастерской мы отправляемся во двор. Там с утра наш собеседник пытается запустить мотор бронеавтомобиля БА-64Б времен Великой Отечественной войны, которого ласково называет «дедушкой».

 

 

 

 
«Старые вещи — с характером. В современный автомобиль сел и поехал, а с этими «дедушками» все не так просто. Когда книгу эксплуатации открываешь, там четко написано, сколько манипуляций нужно сделать за месяц. Есть такая поговорка «Не подмажешь — не поедешь», она оттуда и пошла. Прежде, чем сдвинуть такую машину с места, надо смазкой прошприцевать точек 20, не меньше», — рассказывает Максим.

 

 

Этот «дедушка» — 95-процентая копия. Оригинальное шасси ГАЗ-67, разработанное в 1942-1943 годах, переработано под бронеавтомобиль, полностью скопирован интерьер, смотровые приборы и укладки для пулеметных дисков. Сталь, конечно, обычная, не боевая. Хотя есть и оригинальные детали, которые Максиму удалось найти и доставить на Урал. Например, вентиляционный колпачок с мест боев или смотровой прибор водителя — из Калининграда, где в тогдашней Восточной Пруссии погибла машина-оригинал.

 

«Всего таких броневиков было выпущено 8600 единиц. К 1945 году насчитывалось только около 1500, а до наших дней дошли лишь три полностью комплектных оригинала. Один стоит в Москве, один — в США и один — в Германии», — добавляет Максим.

 

 

На улице ощущается запах 80-го бензина, как бы подчеркивая ценность раритета.

 

«Эта машина даже работает на бензине, который уже практически не выпускается. В области еще можно где-то раздобыть, когда и этот закончится, придется разводить до нужного качества 92-й за счет топливных присадок», — поясняет мастер.

 

 

Легкий плавающий танк Т-37А. ФОТО: Виталий Хайлов

 

Для Урала наличие такой машины весьма символично. В ее создании Максим ориентировался на модель автомобиля, который использовался в одном из подразделений Уральского добровольческого танкового корпуса — 7-м отдельном мотоциклетном разведбате. Эта бронемашина была разведывательной и использовалась для поддержки пехоты, внутри стоит оригинальная рация, найденная на местах боев.

 

«Батальон, который формировался в Свердловске весной 1943-го года, как раз-таки использовал эти машины. Мы нашли фотографию с точно такой же радиостанцией и антенной.  На снимке наши уральские разведчики запечатлены на этом самом броневике где-то уже на улицах Европы», — говорит Максим.

 

 

 

Производство копий бронеавтомобилей БА-64Б. ФОТО: Виталий Хайлов

 

Просмотров: 5086

Автор: Виктория Озорнина

Фотограф: Антонина Пыжьянова

Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Новости партнеров

Гульназ Чаплинская, «Миссис Великая Русь - 2020»:

«Морозное время – время для волшебства и чтения давно забытых книг»

воскресенье, 17 января

Сегодня

-13
-13
-11
-11
Днем
-20
-20
Вечером
Загрузка...

Последние события

15 января 2021 в 18:01

Свердловский облсуд оставил без изменений приговор для студента, убившего школьницу на Уралмаше

Суд назначил Льву Романову ограничение свободы на 1 год и 6 месяцев

15 января 2021 в 17:50

Футбольный клуб «Урал» пополнился еще 2 игроками

Контракты подписали Артем Максименко и Арсен Адамов.

15 января 2021 в 17:05

Выпускники школ Свердловской области узнают, как создавать «зеленые» коридоры в зданиях и заработать на науке

Выдающиеся ученые научат ребят цифровым технологиям и помогут разработать собственные проекты.

15 января 2021 в 16:50

На должность мэра Екатеринбурга претендуют 8 человек

Прием документов от кандидатов завершится 22 января.