JustMedia побывал в камнерезной мастерской, где наследию завоевателя дают вторую жизнь.
В Первоуральске обнаружено уникальное наследие Александра Македонского. Сокровища в виде мраморных алтарей, трона и саркофага, охраняемого мрачными львами, были завезены сюда из Китая человеком, очевидно, знающим толк в реликвиях. После его смерти древние вещи приобрел местный бизнесмен Рустам Тиманс, который при поддержке художника-камнереза Олега Константинова дает вторую жизнь наследию великого завоевателя, создавшего мировую державу. Подробности — в репортаже из частной мастерской.
Повсюду каменная пыль. Такое ощущение, что художник-камнерез Олег Константинов пропитан ей насквозь, руки будто мраморные. Сегодня он работает не только с камнем, но и с историей. В свободное время читает книги о Древней Греции, пытаясь разгадать тайну диковинных вещей, по счастливой случайности оказавшихся на Среднем Урале. «Останки» четырех алтарей, несколько статуй львов, царский трон и саркофаг, принадлежавший неизвестному правителю, очевидно, находились в одном храме и попали в Китай из Средней Азии. По мнению мастера, примерное время создания нынешних экспонатов — 200 лет до нашей эры, однако есть вероятность, что часть из них появилась при Македонском.
«Место нахождения храма, думается мне, Бактрия — территория нынешнего Таджикистана, Афганистана и Узбекистана. После завоевания этой территории Македонским сюда пришла греческая культура. Позже степняки разбили Греко-Бактрию, и во времена Кушанского царства эти вещи, очевидно, были проданы китайским купцам. Поднебесная славится тем, что там много парков, облагороженных подобными реликвиями, но это не китайская культура»,— рассказывает Олег Константинов.
Алтари дошли до нас по частям: отдельно — мраморные изображения самих божеств, отдельно — жертвенные чаши. В мастерской они превращаются в цельную композицию. Реставрацией Олег Константинов не занимается. По его словам, важно сохранить исходник, поскольку китайские «новодельщики» уже «освежили» исторические экспонаты и начали превращать их в парковые фонтаны и статуи.
Храм времен Македонского делался шестигранным по наличию сторон света (речь идет о севере, западе, юге, востоке, а также небе и земле, то есть аде и рае). В каждом углу ставилось божество с чашами для жертвоприношений. У каждого был свой день для поклонения, когда остальные боги занавешивались.
Один алтарь бизнесмен уже восстановил. На нем бог, создавший землю из хаоса, которого позже гностики окрестили Демиургом или Сатаной; радуга, символизирующая свет; ползущие улитки, олицетворяющие время; змеи, представляющие собой жизнь и смерть, и, наконец, рыба — прародительница всего сущего, вынесшая землю на хвосте из глубины вод.
«Переродиться» в частной мастерской предстоит еще двум божествам: рогатому Пану, которому поклонялись греки и который с приходом христианства превратился в черта, и матери богов Кибеле. Женщина с цветком на голове, всегда изображавшаяся верхом на льве, — прародительница всего живого, центральная фигура, существовавшая даже при римлянах. Она держала в руках бубен и скипетр, однако до нас дошла без атрибутов, а царю зверей, на котором восседает богиня, придали новый вид с помощью современной техники.
«Однако нетронутые куски на сокровищах все же остались. Если делать биохимический анализ участка, который мы не трогали, можно определить возраст изделия», — говорит художник-камнерез.
Кибела и трон, который нам еще предстоит увидеть, сделаны из уникального мрамора.
«Это сандарак, самый дорогой вид мрамора. Вообще, этот камень очень ценился, он был строительным материалом для царей. Я думаю, что вещи попали к нам из Бактрии, еще и потому, что этот камень есть только в Таджикистане, больше нигде в природе его не добывают. Карьер существует и работает до сих пор»,— рассказывает Олег Константинов, направляясь к царскому трону.
По словам камнереза, это изделие, вероятно, было создано до свадьбы Македонского с плененной жительницей Бактрии Роксаной, в которую царь влюбился с первого взгляда. Она родила ему сына, поэтому трон рассчитан на трех персон.
«Работа тонкая, скрупулезная, если учесть, что мрамор — очень нежный камень. Когда режешь современной машинкой, куски сразу отлетают, поэтому в то время пользовались стамесками, выскабливали. Греческий стиль налицо. Вверху на троне лик самого Македонского, он объявил себя богом, сыном Зевса. Есть еще царские атрибуты власти — скульптуры львов, которые ставились по бокам, однако сегодня ими украшена одна из улиц Первоуральска. Трон, очевидно, сохранил после смерти Македонского его тесть Оксиарт, ставший сатрапом и возомнивший себя правителем», — рассказывает Олег Константинов.
Последний из экспонатов — саркофаг. История уникальной коллекции началась именно с этой древней вещи, привезенной из Китая под видом ванны — чтобы таможенники не особо присматривались. Вот только крышки при нем не было. Когда изделие оказалось в руках уральского камнереза, он сразу заподозрил, что перед ним не просто красивая вещь, а настоящее сокровище.
«Так называемая ванна пахла рыбой, была наполнена солью и каким-то жиром, очевидно, раствором для бальзамирования тел,— рассказывает Олег Константинов.— Когда стали искать информацию в Интернете, оказалось, что все старинные ванны в прошлом — саркофаги. Я чистил его несколько дней, поскольку раствор глубоко въелся, собрал всю грязь и оставил для анализа. Потом мы поняли, что это греческая вещь, в Китае такие не делают. Если посмотрите на саркофаг, найдете много символичных цифр — греки уделяли большое внимание нумерологии. Шесть львов означают шесть сторон света, число 17 (столько цветов на саркофаге) — бесконечность, то есть уход из бренного мира, также как и восьмерка в форме которой выполнен гроб».
Есть в коллекции и черные львы из базальта, охранявшие саркофаг, который ставился между скульптурами.
Судьба сокровищ пока не решена. Оставлять их на Урале бессмысленно, считает камнерез, ведь в нашей стране наследие Македонского не оценят по достоинству. Немногие сегодня интересуются мировой культурой и историей, тем более население малых городов.
«По-хорошему, экспонаты стоит направить в какой-нибудь заграничный музей. Попытаемся эти вещи пристроить, но если не получится, будем придумывать, что делать с ними дальше. Однако создавать в Первоуральске музей — смех, нашим людям этого не нужно»,— говорит Олег Константинов.
Одна из знакомых коллекционера предложила ему разработать квест с привлечением реликвий, однако Рустам Тиманс загорелся другой идеей — построить частную церковь и поместить туда древние алтари. К сожалению, чиновники его задумку не оценили и не поддержали, поэтому сегодня наследие Македонского остается в руках тех, кто понимает, что соприкоснулся с частью великой греческой культуры.
Просмотров: 12643
Автор: Татьяна Рябова
Фотограф: Анна Майорова