Здесь должен был вырасти «город электрических машин» с аэродромом и гостиницей. История создания Эльмаша

В Екатеринбурге готовится к выходу 250-страничный путеводитель по Эльмашу.

Здесь должен был вырасти «город электрических машин» с аэродромом и гостиницей. История создания Эльмаша - Фото 1
ФОТО: предоставлено партнером издания, Музеем УЭТМ

В Екатеринбурге готовится к выходу 250-страничный путеводитель по Эльмашу, где рассказывается история микрорайона, приводятся воспоминания местных жителей, а также будет много архивных фотографий и документов. В преддверии выхода уникального продукта JustMedia.ru публикует небольшие отдельные отрывки из путеводителя.

 

Вместо «города электрических машин» только несколько заводов

 

100 лет назад, в 1920 году, был принят государственный план электрификации России – ГОЭЛРО, предопределивший рождение на северной окраине Свердловска не одного завода-гиганта, а целого «города электрических машин». На огромной территории – от восточной стороны Верхотурского тракта до села Пышма – планировалось разместить группу предприятий ВЭО — Всесоюзного электротехнического объединения. Проектировавшийся комбинат должен был включать 5 основных и 9 вспомогательных заводов и выпускать все виды электротехнического оборудования: от радиоприемников и кабелей до турбогенераторов.

 

 

Здесь должен был вырасти «город электрических машин» с аэродромом и гостиницей. История создания Эльмаша - Фото 2
Планировка Свердловска, 1931 год. Из собрания Музея истории УЭТМ. Взято с ekb7.ru
 

 

Ленинградская проектная организация «Уралэльмашстрой» нарисовала грандиозные, почти «научно-фантастические» эскизы города будущего – с аэродромом, гостиницей и высотным зданием заводоуправления.

 

 

Здесь должен был вырасти «город электрических машин» с аэродромом и гостиницей. История создания Эльмаша - Фото 3
Здесь должен был вырасти «город электрических машин» с аэродромом и гостиницей. История создания Эльмаша - Фото 4
Такой аэродром и гостиница должны были появиться на территории комбината. 
Фото предоставлено партнером издания, Музеем УЭТМ

 

«В 1930-1931 годах началось проектирование электротехнического комбината, а также соцгорода при нем. Сохранились эскизные проекты того времени. Перед нами предстает целый город, построенный в стилистике конструктивизма», - отмечает сотрудник Музея истории Екатеринбурга Евгений Бурденков.

 

 

Здесь должен был вырасти «город электрических машин» с аэродромом и гостиницей. История создания Эльмаша - Фото 5
Из собрания Музея истории УЭТМ. Взято с сайта ekb7.ru
 

Но на болотистых почвах Калиновских разрезов все росло не так быстро, как на чертежах архитекторов-проектировщиков.

 

«Настораживали и безымянные названия трамвайных остановок: первый километр, второй километр, третий... Около третьего показалось скопление бараков и за ними опять лес. Следующая остановка «Пышминский тракт». Так она тогда называлась. Еще она называлась «Медный рудник». Здесь мы вышли из вагона и, минуя у опушки леса два какие-то небольших деревянных домика, принадлежавших, как оказалось, заводу, углубились в лес. Сколько времени шли мы лесом, не могу сказать, но шли мы долго. Так, по крайней мере, мне показалось. Наконец кончился лес, и мы вышли на поляну, вдали которой виднелось большое здание. Это и был завод, разместившийся тогда в одном единственном корпусе», - из воспоминаний выпускника Ленинградского индустриального института Ф.Я. Соболя, прибывшего  в Свердловск в 1936 году с путевкой Наркомата Электротехнической промышленности.

 

Отсутствие должного финансирования внесло серьезные коррективы в глобальный проект. Размеры завода «Уралэлектромашина» к началу строительства в 1932 году, как и соцгородка при нем, были значительно уменьшены. Изменилось и наполнение последнего.

 

 

Здесь должен был вырасти «город электрических машин» с аэродромом и гостиницей. История создания Эльмаша - Фото 6
Рабочий поселок. Из собрания Музея истории УЭТМ. Взято с сайта ekb7.ru
 

 

«Первоначально поселок строителей размещался в районе 3-го километра. Сейчас эту территорию занимает комплекс зданий Уральского государственного педагогического университета на пересечении Фронтовых Бригад и проспекта Космонавтов. Поселок имел название «Рабочий», состоял из одноэтажных бараков, местного клуба, носившего название «клуб Свердловскопромстроя», детского сада, яслей и магазина», - отмечается на сайте проекта «Екатеринбург – город 7 районов».

 

К 1937 году из-за нехватки финансирования от идеи комбината полностью отказываются, и с 1939 года «Уралэлектромашина» и Уральский турбинный завод строят уже по отдельности.

 

 

В годы войны на Эльмаш эвакуировали крупные промпредприятия страны и 17 тысяч человек

 

В годы войны Свердловск стал одним из центров эвакуации, названной маршалом Жуковым «операцией, равной величайшим битвам». На Эльмаш, насчитывавший в ту пору не более 3 тысяч жителей, были эвакуированы порядка 17 000 человек вместе с крупнейшими промышленными предприятиями Москвы, Ленинграда, Харькова, Воронежа и других городов. Всех этих людей необходимо было где-то поселить, а эвакуированные заводы – разместить на промышленных площадках Эльмаша, и это при том, что часть корпусов еще только возводили, и они представляли собой голые каркасы без стен и крыш.

 

 

Здесь должен был вырасти «город электрических машин» с аэродромом и гостиницей. История создания Эльмаша - Фото 7
Госпиталь №3862 в школе № 67 на Стачек, 20 был открыт 1 октября 1941 года.
 
«На Эльмаше складываются два больших землячества – харьковчане и ленинградцы. В большинстве своем они не возвратятся на родину даже после окончания войны и вольются в население послевоенного Свердловска, оставив заметный научный и культурный след в истории Эльмаша», - отмечают в Музее истории Екатеринбурга.

 

Все трудности в скором времени удалось преодолеть, а заводы – переориентировать на выпуск военной продукции. В частности, завод № 8 (завод имени Калинина) специализировался на выпуске зенитных пушек; завод № 76 (впоследствии Уральский турбомоторный завод) выпускал двигатели для танков Т-34, а завод № 659 («Уралэлектроаппарат», а ныне ПО «Уралэлектротяжмаш») – гвардейский миномет «Катюша», ныне установленный на территории завода на постаменте как напоминание о грозных временах.

 

 

Здесь должен был вырасти «город электрических машин» с аэродромом и гостиницей. История создания Эльмаша - Фото 8
ФОТО: предоставлено партнером издания, Музеем УЭТМ

 

Для эвакуированных жителей, прежде всего, Турбомоторного завода на пересечении Донской и Баумана построили «Скоростной поселок», прозванный так в честь быстрых темпов возведения жилья. С 1943 года брусчатыми двухэтажными домами начали застраивать Лабораторную (Корепина) Почти все здания сохранились до сих пор и стоят в квартале за администрацией Орджоникидзевского района.

 

 

Здесь должен был вырасти «город электрических машин» с аэродромом и гостиницей. История создания Эльмаша - Фото 9
Скоростной поселок. Из собрания Музея истории УЭТМ. Взято с сайта ekb7.ru

 

Послевоенный танк с углем и футбол с пленными немцами

 

Война еще долго напоминала о себе. Жители Эльмаша рассказывали, как в послевоенные годы по улице Краснофлотцев двигался танк, у которого вместо башни был смонтирован огромный сварной кузов, наполненный углем. Уголь развозили для котельных поселка.

 

 

Здесь должен был вырасти «город электрических машин» с аэродромом и гостиницей. История создания Эльмаша - Фото 10
Краснофлотцев. Из собрания Музея истории УЭТМ. Взято с сайта ekb7.ru

 

Пленные немцы, брошенные на восстановление подорванного войной народного хозяйства – еще одна примета времени.

 

 

Здесь должен был вырасти «город электрических машин» с аэродромом и гостиницей. История создания Эльмаша - Фото 11
ФОТО: предоставлено партнером издания, Музеем УЭТМ
 
«Помню «международные» матчи между сборной завода ТМЗ и пленными немцами. Игры проходили в выходные дни, немцев привозили на «трехтонках», а чаще всего они приходили прямо с работы, потому как Эльмаш застраивался с их участием. Каких-либо эксцессов между болельщиками, заводскими игроками и немцами не происходило. Уровень игры немецкой команды был высоким. Иногда нашим футболистам удавалось выиграть, если играл не основной состав в немецкой команде, тогда радости нашим футболистам и болельщикам не было конца», - из воспоминаний В.И. Усецкого.

 

После войны Эльмаш превратился в культурно-архитектурный оазис, поражавший великолепием убранства

 

В 1940-1950-е годы Эльмаш – самостоятельный Куйбышевский район, который воспринимался как своего рода «культурный оазис», вопреки расхожим представлениям о маргинализированной окраине. Тон задавали эвакуированные из северной столицы специалисты. На Эльмаше строят кинотеатр (ныне – Храм Успения Пресвятой Богородицы), ДК завода «Уралэлектроаппарат» по проекту архитектора Голубева, поражавший великолепием убранства, кинотеатр «Заря», комплекс 23-й ГКБ, благоустраиваются парки и скверы, обустраивается новая парадная «авеню» – улица Баумана.

 

 

Здесь должен был вырасти «город электрических машин» с аэродромом и гостиницей. История создания Эльмаша - Фото 12
ФОТО: предоставлено партнером издания, Музеем УЭТМ

 

За каждым из заводов Эльмаша закреплялись кварталы под застройку. Чем крупнее и мощнее было предприятие – тем солиднее и респектабельнее возводились дома. С учетом того, что заказчики были разные, то в итоге застройка получилась разнообразная и очень пестрая. Однако именно это «разностилье» определило самобытность Эльмаша.

 

 

Здесь должен был вырасти «город электрических машин» с аэродромом и гостиницей. История создания Эльмаша - Фото 13
ФОТО: предоставлено партнером издания, Музеем УЭТМ

 

В 1955 году выходит постановление ЦК КПСС «Об излишествах в архитектуре», которое приводит к унификации жилищного строительства и полному отказу от изысканного декора. И с этого момента на Эльмаше начали строить только типовые серии пятиэтажных кирпичных и крупноблочных домов, а в конце 1960-х годов здесь начали появляться первые типовые девятиэтажки.

 

 

Здесь должен был вырасти «город электрических машин» с аэродромом и гостиницей. История создания Эльмаша - Фото 14
ФОТО: предоставлено партнером издания, Музеем УЭТМ

 

Комплексно осваивалось несколько территорий – микрорайон «Горка» (по Ползунова, Замятина и Кобозева) и микрорайон «Совхозный». Последний получил название от Орджоникидзевского совхоза, у которого здесь раньше находилось тепличное хозяйство. В 1970-х годах появляются «Совхозный-2» и «Совхозный-3».

 

 

Здесь должен был вырасти «город электрических машин» с аэродромом и гостиницей. История создания Эльмаша - Фото 15
Микрорайон «Совхозный-2». Из собрания музея истории МЗиКа. Взято с сайта: ekb7.ru

 

В 1980-е годы вдоль Фрезеровщиков застраивается район «Серверный Эльмаш», вводится в эксплуатацию студенческий городок и новый учебный корпус Свердловского педагогического университета.

 

Эльмашевские топонимы

 

Отдельно в путеводителе освещается тема местных топонимов. Эльмаш известен специфическими наименованиями кварталов, дворов и отдельных домов: «Горка», «Рэмбо», «Трояны», «Углы», «Чернобыль», «Чечня», «Муравейник», «Петры», «Шестисотые», «Нейтралы», «Сквозняки», «Афганы», «Африка», «Афины», «Хитрый» магазин... Не то чтобы в других районах не дают своих названий, но на Эльмаше это распространено наиболее широко – чуть ли не каждый двор был охвачен всенародным фантазерством.

 

 

Здесь должен был вырасти «город электрических машин» с аэродромом и гостиницей. История создания Эльмаша - Фото 16
ГКБ №23. Из собрания Музея истории УЭТМ. Взято с сайта ekb7.ru

 

Напомним, в рамках проекта «Екатеринбург – город 7 районов» в августе запланирован выпуск большого 250-страничного путеводителя по Эльмашу, а в сентябре – карманных карт-путеводителей по микрорайонам Парковый, Сортировка, Уктус, Пионерка и Заречный. Для их издания Музей истории Екатеринбурга открыл краудфандинговую кампанию, ее цель – собрать 200 тысяч рублей, которых не хватает на печать изданий. 

 

 

Редакция JustMedia.ru выражает огромную благодарность за помощь в подготовке материала Музей истории Екатеринбурга.

 

 

Просмотров: 12278

Автор:

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости