Житель Урала создает из современных материалов средневековые инструменты, аналогов которым нет в мире

На Урале изобрели инструмент, аналогов которому не существует в мире. Звуки, которые издает стеллариум, могут оказаться более понятными инопланетянам, чем людям, уверяет создатель инструмента Александр Старков. Еще пару недель назад к конструкции в форме черного обелиска он прикреплял последние детали, а сегодня на репетиционной базе Wildboar эксклюзивно демонстрирует разработку JustMedia. 

 

Все началось с того, что студент консерватории Александр Старков в какой-то момент осознал: академическая музыка ему не столь близка и отправился на поиски себя еще дальше — вглубь веков. В далеком 2008 году он создал с коллегами по учебному заведению группу средневековой музыки Flos Florum и своими руками стал мастерить для нее уникальные аутентичные инструменты, звучание которых с тех пор собирает аншлаги как в андеграундных клубах, так и в залах филармоний. За плечами гастроли по всей России — от Камчатки и Сахалина до Питера и Мурманска.

 

Орган, созданный питерским органостроителем по собственному проекту Александра

 

Мы встречаемся с Александром и его коллективом во время репетиции, чтобы оценить всю мощь трумшайта, литавр, тростевого органа, ну и конечно, уникальных звучащих пирамид, которые музыкант только начал создавать в мастерской для нового проекта.

 

«За 12 лет существования группы я создал порядка 60-70 инструментов — от маленьких флейт, которые можно сделать за пару часов до большого клавицимбалума, с которым провозился больше года», — рассказывает JustMedia Александр Старков.

Первая мастерская располагалась прямо в квартире музыканта на Московской. Там же он «радовал» соседей многочасовыми репетициями на всех этих инструментах.

 

«Клавицимбал — это придуманный мной молоточковый клавесин, на котором можно исполнять музыку эпохи Ренессанса и Барокко, вплоть до Баха. В квартире такое точно не сделать, и я строил его уже в Верхней Пышме, в просторном, оснащенном всеми необходимыми станками цеху-мастерской «Аника», принадлежащему моим давним слушателям и друзьям», - говорит Александр.
 

 

Еще один эксклюзивный инструмент в коллекции музыканта — трумшайт. Это большая пирамидальная труба с длинными струнами, на которой играют смычком. Прообразы ее можно увидеть в руках ангелов на картинах эпохи Возрождения. В те времена трумшайт использовали на кораблях, чтобы передавать сигналы соседнему судну — звук, производимый жужжащим порожком под двухметровой струной, раскатисто стелился по морской глади. В Италии инструмент носил название Tromba Marina, что и означало «морская труба».

 

Участник группы Юрий Валеев демонстрирует игру на трумшайте
 
«Исторически на трумшайт натягивалась только одна струна, максимум две, но я установил по четыре с каждой из граней, чтобы играть не только сигналы, но и полноценные техничные партии. Теперь в планах создать целый ансамбль морских смычковых труб. Apocalyptica же играет на четырех виолончелях, так почему бы нам не сыграть рок на четырех трумшайтах»? — говорит Александр.
 

В своем стремлении к усовершенствованию он уже неоднократно переделывал тростевой басовый орган, созданный по его же собственному проекту питерским органостроителем Павлом Чилиным, а в ближайшем будущем планирует заменить компрессор на аутентичные меха, чтобы инструмент не зависел от электричества и можно было без труда выкатить его на средневековую площадь. Точно так же музыкант когда-то поработал с собственной виолой, переделав ее из смычкового инструмента (давней родственницы виолончели) в колесный агрегат, начинающий напоминать средневековую рок-гитару с натуральным акустическим «перегрузом».

 

 
«В 2016-2017 годах у нас была программа, исполненная зловещего гротеска и посвященная Иерониму Босху, там я местами весьма жестко гроулил под эту колесную виолу и тяжеленькие рифы нашего бас-органа, отчего неподготовленная филармоническая публика пребывала в некотором шоке. Да, тогда мы были очень смелыми и беспринципными, и немного гордились этим. Есть даже видео, как мы в зловещих масках выступаем с этой программой в Лютеранском кафедральном соборе Москвы. И да, кстати, после этого концерта нас в этом соборе запретили!» — с улыбкой вспоминает Александр.
 
Музыканты не только играют уникальную музыку, но и создают на сцене необычные образы

 

Если посмотреть на литавры, то ни за что не догадаться, из чего сделаны эти средневековые барабаны.

 

«Я с самого момента создания группы мечтал о паре собственных небольших литавр. Но долго не мог понять, как сделать металлические полусферы, на которые натягиваются мембраны, пока мой взгляд не упал на большие металлические плафоны в магазине ИКЕА! Один из них я купил сразу, но второй в паре должен отличаться на пару дюймов по диаметру, а в магазине был только один размер. Мне стоило больших усилий найти второй, больший диаметр, в каком-то польском интернет-магазине. Когда, наконец, оба плафона были у меня — я поехал с ними в кузницу, отчеканил молотком, обжог, покрасил в медный цвет, покрыл патиной, и натянул мембраны. Теперь они выглядят реально так, как будто дошли до нас из Средневековья», — рассказывает музыкант.
 
 
Те самые литавры. За барабанами в группе стоит Александр Капустин.

 

Одноручная флейта переехала в Екатеринбург из Черногории, где Александр Старков сделал ее прямо в гараже из найденного куска меди.

 

«Самый распространенный ансамбль Средневековья — это Tabor-Pipe — ансамбль из единственного музыканта, одной рукой играющего на барабане, а второй — на специальной одноручной флейте. Я прямо там, в полевых условиях сделал и освоил этот очень координационно непростой инструмент и сразу же закрепил навык выступлениями на площадях средневековых балканских городов. А еще я привез с собой туда свой большой ренессансный клавицимбал и волынку, договорился с местными крепостями и весь сезон-2019 зарабатывал игрой в аутентичной атмосфере старых городов Будвы и Котора», — вспоминает Александр Старков.
 
Александр играет на клавицимбеле в древнем городе Черногории

 

Сейчас большую часть времени музыкант посвящает рождению своего нового проекта Pentahor. Тот самый, для которого создан стеллариум и ряд других звучащих пирамид.

 

«Меня все больше интересует Вселенная, космология. Малопонятные для меня лекции астрофизиков манят и уже сами по себе звучат как поэзия и музыка звезд. Есть идея создать космическую рок-группу будущего, где музыканты будут играть на звучащих и светящихся в ультрафиолете пирамидах», — рассуждает Александр, устанавливая на полу загадочный черный обелиск и подключая к нему мембраны.
 

Выглядит весьма необычно и очень не терпится послушать, тем более, что мы первые из внешнего мира, кто все это видит. Александр запускает электромагнитные датчики, и обелиск начинает звучать призрачным инопланетным звуком.

 

Вот так выглядит "пирамида", созданная Александром. Аналога уральскому инструменту в мире нет
 
«Да, инструмент звучит сам, это магнитные излучатели заставляют струны вибрировать, даже без моего участия, а я слайдом просто изменяю высоту нот и украшаю получившийся аккорд разнообразными прикосновениями к струнам, — поясняет Александр. — Со временем из всего этого может выработаться какой-то свой уникальный язык, воплощающий пифагорейскую идею о музыке сфер, о высших измерениях времени, пространства и устройства Вселенной. Ну, типа как в фильме «Прибытие», только не графикой, а музыкой».
 

 

 

Просмотров: 8161

Автор: Виктория Озорнина

Фотограф: Антонина Пыжьянова

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Новости партнеров

Артем Бажуткович, менеджер:

«Наступила осенняя пора, но не время хандрить»

суббота, 18 сентября

Сегодня

+8
+8
+10
+10
Днем
+7
+7
Вечером
Загрузка...

Последние события

Сегодня в 10:01

«Авангард» вновь остановил «Автомобилист»

Екатеринбуржцы уступили со счетом 1:3.

Сегодня в 08:18

Россиянка Александра Трусова выиграла короткую программу на турнире в США

На втором месте кореянка, на третьем – американка.

Сегодня в 08:01

Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев получил травму ноги

Из-за этого он не смог проголосовать в первый день выборов.

Вчера в 21:57

Подвоз избирателей оказался одной из форм мобилизации электората

За перегибами будет следить уполномоченный по правам человека.