«ОперА от Бога»: один и без оружия

Преступники исповедовались перед Натигом Байрамовым, как перед священником.

«ОперА от Бога»: один и без оружия - Фото 1

JustMedia совместно с пресс-службой ГУВД по Свердловской области продолжает проект, посвященный 90-летию уголовного розыска, которое будет отмечаться 5 октября нынешнего года. В преддверие юбилейной даты мы предлагаем вашему вниманию серию публикаций под рубрикой «ОперА от Бога», героями которых стали сотрудники управления уголовного розыска ГУВД по Свердловской области.
…Между заместителем начальника управления уголовного розыска ГУВД по Свердловской области Натигом Байрамовым и его нынешним непосредственным руководителем Игорем Шутовым много общего. Оба воспитывались на советских фильмах об уголовном розыске, что и определило выбор будущей профессии (и оба потом ни разу не пожалели об этом). Оба прошли путь от простого оперуполномоченного до руководящих постов. Одно время даже работали рядом, буквально через дорогу: Байрамов отвечал за ЖБИ, Шутов — за Синие Камни. Даже преступников ловили одних и тех же, когда те умудрялись «засветиться» сразу в двух районах. Наконец, оба — настоящие полковники. И вполне закономерно, что жизнь в итоге свела их вместе, в одном подразделении. Случилось это в марте 2007 года, когда Натиг Байрамов перешел на работу в областной милицейский главк.
…Выпускник Свердловского горного института Натиг Байрамов пришел на службу в милицию в 1986 году. В Кировский ГОМ на ЖБИ. И с тех пор — ни дня без уголовного розыска. Сначала раскрывал кражи и угоны автомототранспорта, потом работал по всем без исключения направлениям, в том числе по тяжким преступлениям против личности. Не забывал про учебу — окончил высшие милицейские курсы и, заочно, Уральский юридический институт МВД РФ. График работы был настолько плотным, что студенту-оперативнику так ни разу и не удалось взять отпуск на сессию. Но это не помешало ему получить красный диплом. А может быть, даже помогло — ведь для настоящего сыщика практика всегда на первом месте.
В родном Кировском ГОМе Натиг Байрамов, с небольшим перерывом, проработал до 2001 года. Потом был заместителем начальника службы криминальной милиции в Железнодорожном РУВД, а с 2003 года — заместителем начальника отдела уголовного розыска УВД Екатеринбурга. За это время переловил столько воров, грабителей, насильников и убийц, что и не сосчитать. Но первые свои успехи до сих пор вспоминает не без удовольствия.
Первое самостоятельно дежурство. Квартирная кража на Шарташе. Все складывалось как нельзя более удачно: оперативник Байрамов вместе со следователем очень быстро установили подозреваемых, оставалось только их найти и задержать. Но один из преступников оказался глазастым — углядел милицейскую машину, подъезжающую к дому, и рванул через забор огородами. Пришлось и сыщикам побегать по раскисшей земле: стояло начало апреля, снег только-только сошел. Погоня по колено в грязи завершилась в пользу милиционеров, вор был пленен. Раскрыть квартирную кражу практически моментально и тут же задержать виновного — такая удача не каждый день бывает.
Иногда помощь приходила с самой неожиданной стороны. Однажды, чтобы задержать грабителей, Натиг Байрамов задействовал целый взвод юных велосипедистов. В трамвае четверо неизвестных ограбили подвыпившего пассажира: пригрозив ему ножом и пистолетом, отобрали куртку и золотые изделия, — после чего выскочили на остановке «Новгородцевой» и попытались скрыться. Однако потерпевший просто так со своим имуществом расставаться не захотел и бросился вдогонку. Свидетелями погони стала группа подростков на велосипедах. Естественно, подобное происшествие не могло остаться без внимания с их стороны. Ограбленный пассажир угнаться за своими обидчиками не смог, а мальчишки проследили за ними до подъезда, о чем и сообщили «дяденьке». Дойдя до места, указанного пацанами, потерпевший… уснул — сказалось алкогольное опьянение. Захватывающую историю о грабителях подростки рассказали и милиционерам, которые приехали забрать пьяного гражданина — кто-то из местных жителей возмутился таким «безобразием». Натиг Байрамов отправился осматривать подъезд и заметил на лестнице, ведущей на чердак, свежую грязь. Не иначе, там и спрятались грабители. Вот только как их не упустить? Дом — едва ли не самый длинный в городе, часть подъездов находится на другой стороне и, соответственно, не просматривается. Если злоумышленники сумеют спуститься с чердака в другом месте, их будет не догнать. Выручили все те же мальчишки-велосипедисты. Юные помощники сотрудника уголовного розыска (так назвал их Байрамов) выставили посты у каждого подъезда — чтобы сразу просигналить, если грабители попытаются скрыться. Надо отметить, что преступники и не подозревали об этом «патруле» — убегая от потерпевшего, они не обратили внимания на группу подростков.
Натиг Байрамов обследовал чердак несколько часов. Не отказался от поисков, даже когда стемнело — ходил с фонариком, который принесли ему мальчишки. И обнаружил таки преступников: трое мужчин и девушка забились в один из укромных закутков. Оружия при них уже не было — успели избавиться, зато милиционеры изъяли украденную куртку, а потом и золотые изделия. С этим, правда, вышла заминка. Один из грабителей, пытаясь избавиться от улик, просто проглотил похищенные украшения. Так что пришлось сыщикам прибегнуть к помощи подсолнечного масла, чтобы извлечь вещдоки на свет божий...
Уже работая в должности заместителя начальника Кировского ГОМа, Натиг Байрамов столкнулся с одним из самых безжалостных типов преступников — серийными убийцами. Два приятеля убивали женщин с особой жестокостью: тела потерпевших были буквально искромсаны ножом. Действовали они в основном на территории Верх-Исетского и Кировского районов. Одними из жертв преступников стали две девушки. 1 января 1993 года они познакомились на елке с двумя парнями, поехали к ним в гости на ЖБИ. Здесь и произошла резня. Одну из подруг убили прямо в квартире, причем вторую девушку, угрожая расправой, тоже заставили наносить удары. Позже эксперты насчитают на теле погибшей 53 ножевых ранения. Потом труп загрузили в багажник машины и вывезли на Изоплит, где и закопали в снег возле «бетонки». Эту девушку нашли в Рождество: преступники не сильно старались, пряча тело, одна рука осталась торчать из-под снега. Вторую девушку увезли в Калиновку. Заставили выталкивать машину, когда завязли в глубоком снегу. Сразу же после этого расправились и с ней; тело вытаяло уже по весне. На счету этих же подонков — убийство 17-летней девушки, чье тело со 150 ножевыми ранениями было найдено в подвале на ЖБИ; еще одну свою жертву преступники закопали в снег на Вознесенской горке. Но, рано или поздно, возмездие должно было настигнуть убийц. Случилось это после очередного преступления. Один из преступников, уже по известному сценарию, познакомился с девушкой на елке (спустя ровно год после гибели двух подружек). Поехали к ней на квартиру, где немного выпили. Это не понравилось старушке — владелице жилья. Недолго думая, парень убил пожилую женщину, а чтобы скрыть следы преступления, решил расчленить тело. Причем привлек к этому свою новую подружку. Останки вынесли на балкон. И — весьма нелогичный для жестокого убийцы поступок — он оставил в живых свидетельницу своего злодеяния, отправил ее на электричке к родителям. Дома потрясенная девушка все рассказала отцу. Из местной милиции заявление о преступлении ушло в Екатеринбург. Местные сыщики даже не сразу поверили этой истории, но, проверив квартиру, действительно обнаружили на балконе кровь. Части тела преступник к тому времени уже раскидал по окрестностям (их так и не удалось собрать воедино).
Вскоре после этого оба преступника были задержаны. Одного изловили сыщики Верх-Исетского РУВД: вместе с подельником он сильно «наследил» во время очередного убийства на территории этого района. А второго взяли сотрудники уголовного розыска Кировского ГОМа.
На счету другого «серийника», с которым Натигу Байрамову пришлось «разбираться» лично, было более полутора десятков преступлений. Вроде бы молодой, симпатичный даже парень, служил в десантных войсках, был женат, имел хорошую работу и неплохую зарплату. На работу ходил по графику и преступления свои тоже совершал по графику. Насиловал женщин утром, если работал во вторую смену, и вечером, если был на работе с утра. «Охотился» на Каменных Палатках и в лесу со стороны озера Шарташ. Среди его жертв были 70-летняя пенсионерка, молодая мама с малолетним ребенком, учительница и школьница, которые прогуливались по лесопарку… Когда стало ясно, что действует сексуальный маньяк, сыщики устроили в лесу засаду. Это сработало. Преступника взяли буквально с поличным. Отличился милиционер-водитель, отличный бегун на длинные дистанции. Он практически загнал насильника в озеро, а другие сотрудники отрезали ему путь к отступлению.
Свои преступления он потом в подробностях живописал Байрамову («Как перед священником»,— вспоминает Натиг Магомедович). Видимо, было необходимо облегчить душу, а кроме сыщика, никто не хотел и не мог общаться с задержанным насильником: родственники от него отвернулись, коллеги рвались «пустить кровь». Натиг Магомедович оказался единственным, кто не собирался «рвать его на куски», — хотя бы в силу профессиональной заинтересованности.
Впрочем, полковник Байрамов твердо уверен — у каждого человека есть что-то свое святое, пусть иногда и очень глубоко запрятанное. И настоящий сыщик даже с самым закоренелым преступником должен общаться и обращаться по-человечески. Потому что если относиться к ним так же, как они относятся к своим жертвам, то рискуешь стать таким же, как они — абсолютно бездушным. И будешь так же бездушно относиться и к потерпевшим, и к своим товарищам, и к своим близким.
Назовите это парадоксом, если угодно. Как и то, что сыщик Байрамов, 22 года отдавший работе в органах внутренних дел, неоднократно рисковавший жизнью при задержании преступников, — сугубо мирный человек и не любит оружие. Лишь по долгу службы носит табельный пистолет, а имеющееся дома охотничье ружье — что-то вроде ненужного украшения. Один лишь раз сказал маленькой тогда еще дочери, что идет на охоту, а в ответ услышал: «Папа, пожалуйста, не стреляй в зверей и птичек. Лучше зайца мне принеси живого». После таких слов разве поднимется рука стрелять в животных?
И еще он не хочет, чтобы его дети — сын и дочь — пошли по его стопам (хотя и супруга Натига Магомедовича тоже имеет непосредственное отношение к милиции — работает старшим следователем по особо важным делам ГСУ ГУВД области). По крайней мере, пока в обществе не переменится отношение к милиции. А возвращать органам внутренних дел былую репутацию — это все-таки прерогатива государства. Рано или поздно в верхах должны это понять. Ведь милиция, по твердому убеждению Натига Магомедовича, — единственная на сегодняшний день реальная сила, которая может бороться с преступностью.

 

Просмотров: 4080

Автор:

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Павел Пивоваров, политтехнолог:

«Здесь мало, что есть, но мы есть. Дождь для нас»

суббота, 20 апреля

Сегодня

+8
+8
+8
+8
Днем
+1
+1
Вечером

Последние события

Свердловского экс-депутата, шпионившего за женщинами, осудили за взятки

Вчера в 17:53

Свердловского экс-депутата, шпионившего за женщинами, осудили за взятки

В 2017 году мужчина попался на том, что установил камеры в женских туалетах.

Власти Екатеринбурга заплатят более 10 млн рублей за снос «Кировского» на ВИЗе

Вчера в 17:42

Власти Екатеринбурга заплатят более 10 млн рублей за снос «Кировского» на ВИЗе

Здание магазина потребовалось снести для расширения улицы Татищева.

Мусоросортировочный комплекс в Нижнем Тагиле введут в эксплуатацию в 2025 году

Вчера в 17:33

Мусоросортировочный комплекс в Нижнем Тагиле введут в эксплуатацию в 2025 году

Пуско-наладочные работы планируется завершить уже в июне.

В Самарской области задержали 16-летних подростков, пытавшихся поджечь Ми-8

Вчера в 16:55

В Самарской области задержали 16-летних подростков, пытавшихся поджечь Ми-8

Несовершеннолетние признались, что получили задание от украинских кураторов.