ОперА от Бога: из жизни начальника уголовного розыска

Игоря Шутова на выбор профессии вдохновило… кино.

ОперА от Бога: из жизни начальника уголовного розыска - Фото 1

JustMedia совместно с пресс-службой ГУВД по Свердловской области продолжает проект, посвященный 90-летию уголовного розыска, которое будет отмечаться 5 октября нынешнего года. В преддверие юбилейной даты мы предлагаем вашему вниманию серию публикаций под рубрикой «ОперА от Бога», героями которых стали сотрудники управления уголовного розыска ГУВД по Свердловской области.
Будущие профессии выбирают по-разному. Кто-то идет по стопам родителей, кто-то воплощает в жизнь мечту, которую лелеял с детства, кто-то следует веяниям моды. А кого-то вдохновляет искусство. Киноискусство. Как Игоря Шутова, начальника свердловского уголовного розыска. Еще подростком он посмотрел «Место встречи изменить нельзя» и с тех пор не мыслил себя никем иным — только сотрудником уголовного розыска. Родители отнеслись к выбору сына с пониманием. В 1986 году он окончил Омскую юридическую академию, попал на службу в Октябрьский РОВД Свердловска (потом Октябрьское РУВД Екатеринбурга), которому и посвятил 14 лет жизни, пройдя путь от оперуполномоченного угрозыска до начальника райуправления. На свою нынешнюю должность — начальника управления уголовного розыска ГУВД по Свердловской области — он был назначен в 2001 году.
…Направлять первые шаги молодого оперативника взялся не кто иной, как Николай Александрович Овчинников — личность теперь уже поистине легендарная, нынешний заместитель министра внутренних дел России. Непримиримый борец с преступностью, которого считает своим учителем немало действующих сотрудников свердловского уголовного розыска. Но многие премудрости сыска оперуполномоченный Шутов постигал самостоятельно — кадровая проблема в органах внутренних дел тогда стояла не менее остро, чем сейчас, так что обучать молодежь иногда было попросту некому. Однако недаром говорится, что жизнь сама всему научит…
Первый урок судьба преподнесла молодому оперативнику практически в первый же день работы в уголовном розыске. В микрорайоне Пивзавод в квартире обнаружили тело убитой пенсионерки. Нашли буквально по запаху: потом выяснилось, что женщина уже месяц как мертва. Со слов соседей, старушка жила очень замкнуто, в квартиру к себе практически никого не пускала. Лишь иногда ее навещала племянница, в том числе с друзьями. Этих друзей и стали проверять на причастность к преступлению. Чутье сыщиков не обмануло. Потерпевшая была не только замкнутой, но и очень бережливой женщиной — имела достаточно большие по тем временам сбережения плюс неплохую пенсию. На это и польстился один из приятелей племянницы. Лишив старушку жизни (напильником по голове), перерыл всю квартиру, но сказочных сокровищ не нашел — большую часть своих сбережений пожилая женщина хранила на сберкнижке. Пришлось довольствоваться сравнительно небольшой суммой. Деньги злоумышленник потратил с пользой — накупил спиртного и отправился в лес за грибами. Как раз пошла вторая волна опят. И пока преступник наслаждался лесным воздухом, водочкой и свежезамаринованными опятами, за ним самим вели тихую охоту оперативники.
Это было преступление «как раз для молодого лейтенанта», как отмечает теперь сам Игорь Шутов, — узкий круг подозреваемых, мотив на поверхности… Разве что пришлось побегать по лесу за грибником-убийцей. А вот что во все времена было трудным для раскрытия — так это квартирные кражи. Игорь Васильевич знает это не понаслышке — около четырех лет был старшим опергруппы по квартирным кражам в Октябрьском РУВД. И тот период вспоминает не иначе как «тяжелый». В уральской столице тогда велось активное строительство жилых домов, возводились целые микрорайоны, как, например, Синие Камни. И эти новостройки притягивали воров со всей области.
В отличие от нынешних «домушников» (по большей части наркоманов), квартирные воры тех лет были настоящими профессионалами. Одних только приспособлений для взлома дверей начитывалось столько, что их перечисление заняло бы не одну страницу. Набор отмычек, пожалуй, был самым безобидным орудием в их арсенале. Использовали турники-растяжки, вкручивая их в дверные проемы до тех пор, пока не расходились косяки; а отжать ригельный замок мог бы даже ребенок. Спускались с крыш при помощи альпинистского снаряжения. Даже взламывали двери с помощью лифта, для чего использовали простое приспособление из двух металлических труб и крепкого троса между ними. Одной трубой заклинивали ручку железной двери, другую забрасывали в лифт и нажимали кнопку. При правильном расчете это давало необходимый эффект, правда, и шуму было много.
Милиция тогда практически сбилась с ног, пытаясь остановить этот вал квартирных краж. На тех же Синих Камнях устраивали поголовные проверки всех подозрительных лиц, выставляли засады в наиболее «пораженных» местах, привлекали жильцов-общественников. Именно одна из таких общественниц помогла сыщикам выйти на след «домушника», который уже успел обчистить несколько квартир в микрорайоне. Сам злоумышленник жил в Артемовском, а в областной центр приезжал как на работу. «Работал» вместе со своей девушкой — она вычисляла квартиры, где можно было чем-нибудь поживиться, и носила за «напарником» весь его арсенал: отмычки, фомку, портативный домкрат. Все это помещалось в скрипичном футляре. Именно девушка с футляром вызвала подозрение у бдительной гражданки: вблизи не было даже музыкальной школы, а юная особа со скрипкой появлялась возле домов регулярно и после этого происходили кражи. По приметам девушку задержали, потом вышли и на ее приятеля. Подельница оказалась слабее и скоро во всем призналась, а вот ее приятель не «раскололся» до последнего.
Есть на памяти Игоря Шутова и уникальные в своем роде экземпляры. Как семья Азизовых — 11 братьев и сестер, для которых квартирные кражи, грабежи и разбои были повседневным делом. Долгое время эта семья не давала покоя сразу двум районам — Кировскому и Октябрьскому. Сестры занимались грабежами на улицах, снимали серьги с девочек. Браться были спецами по квартирам. Причем один из них обладал прямо таки удивительным нюхом на золото — хозяева могли сколько угодно прятать свои драгоценности, спасения от этого «золотоискателя» не было. Он находил спрятанные украшения даже в замоченных детских пеленках и в курином яйце… Воровать он начал едва ли не с малолетства; говорят, сыщики не могли дождаться, когда ему стукнет 14 — чтобы суд наказал его по полной…
Лишь в последние два года сыщики смогли вздохнуть спокойно — количество квартирных краж пошло на убыль. Произошло это во многом благодаря и работе оперативников — переловили все-таки многих, и тому, что наказание за этот вид преступлений стало более суровым — реальные сроки в колонии. Да и возрастающее благосостояние граждан — тоже одна из причин: украденные подержанные вещи теперь просто никто не покупает.
Впрочем, все эти «домушники» — изощренные, хитрые, неуловимые — по тяжести совершенного были просто младенцы против серийных маньяков и убийц, с которыми приходилось сталкиваться Игорю Шутову. В начале 1990-х один такой «персонаж» завелся в парке Маяковского. Злоумышленник был не чужд своеобразных «творческих» идей: на «охоту» он выходил в костюме ниндзя. Во-первых, в таком одеянии было удобно прятаться — преступник до последнего оставался невидимым; во-вторых, большинство жертв, перед которым он неожиданно появлялся, от такого «камуфляжа» просто впадали в ступор. На счету этого преступника были изнасилования, причинения тяжкого вреда здоровью и шесть убийств. Нападал он на женщин, которые занимались в парке оздоровительным бегом или просто шли по своим делам. Причем время года для него значения не имело: в своем костюме он мог одинаково быстро бегать и по траве, и по снегу. Однажды сумел догнать девушку, которая пыталась скрыться от него на лыжах. И убивал соответствующим оружием — «звездочками»-сюрикенами, излюбленным приспособлением ниндзя.
Задержать этого насильника и убийцу сыщики смогли при помощи одной из потерпевших. У них уже имелся субъективный портрет подозреваемого, составленный по описаниям уцелевших женщин. Однако нападения в парке прекратились. Но фортуна улыбнулась оперативникам: одна из жертв случайно увидела преступника на улице. И узнала, хотя с момент нападения прошло уже больше года. Женщина проследила за преступником и сообщила сыщикам его примерное место обитания. Отыскать нужного человека в микрорайоне с населением 10-12 тысяч человек оказалось не так уж сложно. Тут и выяснилось, что «ниндзя» за это время успел отсидеть в другом регионе по какому-то мелкому составу, почему и перестал наведываться в парк.
«Отметился» в парке Маяковского и другой «серийник». Он также совершил несколько преступлений, в том числе три убийства. Кроме ЦПКиО, охотился на женщин в парке Лесоводов России и возле лесотехнического института. Одной из его жертв, вместе с мамой, стала четырехлетняя девочка. Преступник напал на них поздно вечером, когда студентка с малолетней дочкой возвращалась домой — помимо учебы, она подрабатывала в родном вузе уборщицей. Убив женщину и ребенка и надругавшись над ними, преступник вытащил тела к железнодорожным путям и бросил под проходивший поезд…
Кстати, свою первую государственную награду — орден «За заслуги перед Отечеством» III степени — Игорь Шутов получил именно за раскрытие убийства. Октябрьская неделя 1996 года, получившая говорящее название «кровавой», — с разницей в несколько дней в Екатеринбурге случился расстрел инкассаторов на улице Луначарского и резня в квартире на улице Тверитина. Раскрытием последнего преступления и занимался Игорь Шутов. Убийцу взяли уже на следующий день. Молодой человек в порыве гнева убил свою возлюбленную, ее трехлетнего сына и всех родственников, а также двух случайных свидетелей. И все потому, что семья его подруги собиралась эмигрировать в Израиль, а ему в этой новой жизни места не нашлось…
Конечно, Игорь Шутов был готов к такой работе — еще с 18 лет, когда принял окончательное решение связать свою жизнь с уголовным розыском и поступил в юридическую академию. И знал, что отдыхать придется нечасто. Но все редкие свободные часы он обязательно проводит с семьей. Вырастил двоих детей. Правда, на «страшные истории» о работе в семье полковника Шутова наложено табу — по его твердому убеждению, незачем лишний раз волновать домашних, которые и так постоянно переживают за него.
Теперь у Игоря Шутова и его коллег-сыщиков — новая головная боль под названием «хищения сотовых телефонов». Сейчас до 50% всех имущественных преступлений на территории Свердловской области — это грабежи, кражи, мошенничества, связанные с сотовыми телефонами. Хотя успешная борьба с этим видом преступлений зависит от одного-единственного постановления правительства. А именно — в случае хищения мобильного телефона разрешить правоохранительным органам отслеживать его IMEI-код, а сотовым компаниям — отключать его. «Мобильник» тогда становится просто бесполезной игрушкой. Только вот соответствующий закон пока так и не могут принять.
И еще очень не хватает сыщикам многих советских законов, от которых нынешнее российское государство в свое время отказалось. А ведь была масса хороших рычагов, с помощью которых можно было предотвратить преступления. В том числе закон об административном надзоре: человек, попавший на заметку к правоохранительным органам, например, не мог в течение определенного времени покидать после 21.00 место своей регистрации. Имелись и другие ограничения. Систематическое нарушение правил административного надзора, да если еще на счету неблагонадежного гражданина были какие-либо правонарушения, — и, считай, реальный срок обеспечен. Кому-то, возможно, это покажется излишне жестким, но сколько тяжких преступлений «вырастают» из мелкого хулиганства и неуважения к закону? Сыщики уголовного розыска, в том числе Игорь Шутов, знают это слишком хорошо.

 

Просмотров: 2359

Автор:

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Павел Пивоваров, политтехнолог:

«Здесь мало, что есть, но мы есть. Дождь для нас»

пятница, 29 марта

Сегодня

+8
+8
+8
+8
Днем
+1
+1
Вечером