Глава МВД отвел участковым роль прототипа «для формирования морального облика сотрудника полиции»

Какие реорганизационные мероприятия ждут самую близкую к народу милицейскую службу?

Глава МВД отвел участковым роль прототипа «для формирования морального облика сотрудника полиции» - Фото 1

Масштабное реформирование системы МВД России, о котором так много говорится в последнее время — и официально, на самых верхах, и (по традиции) в кухонных беседах и курилках, не могло не затронуть самую близкую к народу милицейскую службу — участковых уполномоченных. Реорганизации службы с учетом требований современности был посвящен всероссийский семинар-совещание с участием министра внутренних дел страны Рашида Нургалиева. В режиме видеоконференции руководители управлений МВД-ГУВД со всей России задавались вопросами о роли участковых уполномоченных в обеспечении правопорядка и общественной безопасности и оптимальному развитию службы в современных условиях.

Причины повышенного внимания к службе участковых объяснять, думается, не надо — избитая, но все же истина: во многом именно по их работе население судит и обо всей милиции в целом. Участковый, по замечанию главы МВД, — это защитник, оперативник и эксперт одновременно, «врач в погонах, который может поставить диагноз на административном участке». Участковые координируют работу всех субъектов государственной системы профилактики, обращая их внимание на причины и условия, способствующие совершению преступлений. Участковые представляют органы правопорядка (а в их лице и все органы госвласти) в отношениях с населением. И именно участковые, уверен глава МВД, должны стать «прототипом для формирования морального облика сотрудника полиции». Поэтому качественно выполнение возложенных на них задач требует «принципиальности и строгости в отношении нарушителей закона, деликатности по отношению к попавшим в беду и способности уберечь человека от опрометчивого поступка». А это, по мнению Рашида Нургалиева, — одни из главных качеств сотрудника органов внутренних дел XXI века.

О перспективах развития службы участковых уполномоченных милиции в Свердловской области, о проблемах, которые предстоит решить, и о том, как это сделать, JustMedia беседует с Павлом Майоровым — начальником отдела зонального контроля управления организации деятельности участковых уполномоченных милиции и подразделений по делам несовершеннолетних ГУВД по Свердловской области.

—Павел Евгеньевич, где сейчас, образно говоря, «учат на участковых»?

—Специального образовательного учреждения в настоящее время не существует, к сожалению. Участковый — это призвание, много терпения и желание помогать людям, оказавшимся в трудной ситуации.

В системе МВД сегодня практически полностью отсутствует институт помощников участковых уполномоченных, который использовался ранее для подготовки грамотных, знающих специалистов. В свое время существовала такая схема для взращивания молодой смены. Сотрудник в звании младшего начальствующего состава, приходя работать в милицию, назначался на должность помощника участкового. То есть в прямом смысле помогал участковому — занимался подготовкой документов, справок, опросом населения, сбором дополнительных сведений — для полного, юридически грамотного, всестороннего разрешения материалов. Через полтора-два года, при наличии среднеспециального или неполного высшего образования (которое, кстати, он мог получить за это время), сотрудник мог быть назначен на должность среднего начальствующего состава — участковым уполномоченным. При этом у него уже был наработан необходимый опыт, он досконально знал, как и что делать в той или иной ситуации. Таким образом проводилась ротация подготовленных кадров, сохранялась преемственность, у молодых сотрудников была перспектива карьерного роста.

Сейчас подготовка молодежи фактически отсутствует. Поэтому, пока новоиспеченный участковый полностью разберется на принятом административном участке, что и как, уйдет какое-то время — полгода, а то и год. И на первых порах ему будет особенно тяжело — нет наставника, к кому можно было бы обратиться за советом, все ситуации необходимо разрешать на месте в короткий промежуток времени, что при отсутствии опыта очень непросто.

—Но ведь есть опытные участковые, которые работают уже не первый год…

—Да, конечно, но их, к сожалению, очень и очень мало. Сотрудники, которые проработали на одном участке десять и более лет, составляют лишь пятую часть. Основную часть высококвалифицированных кадров мы «потеряли» в 1990-е годы, когда произошел первый большой отток сотрудников из органов внутренних дел. Вторая волна пришлась на 2000-е годы, и восполнить этот пробел пока не удается. Поэтому сейчас участковым на начальном этапе приходится методом собственных проб и ошибок нарабатывать необходимый опыт, то есть одновременно и учиться работе, и непосредственно работать. А это не может не привести к снижению качества рассмотрения материалов, что, в свою очередь, вызывает недовольство граждан.

Не лучшим образом на работе участковых сказывается также то обстоятельство, что служба комплектуется по остаточному принципу. А ведь участковые уполномоченные — это, без преувеличения, костяк, на котором держится вся милиция. До 50% всех зарегистрированных преступлений раскрывается участковыми уполномоченными или при их непосредственном участии, а по таким видам преступлений, как причинение вреда здоровью, угроза убийством и хулиганство, показатель раскрываемости доходит до 70%. Об этом, кстати, говорил и глава МВД России Рашид Нургалиев на всероссийском семинаре-совещании, посвященном реорганизации службы участковых уполномоченных.

—Разве все так беспросветно?

—Нет. Положительные моменты, безусловно, есть. Далеко ходить за примерами не надо. Очень грамотно построено взаимодействие населения и участковых уполномоченных в микрорайоне Академический в Екатеринбурге. Работа здесь ведется по аналогии с федеральной программой «Безопасный город» — в идеале, именно так она и должна реализовываться. Здесь изначально позаботились о том, чтобы обеспечить безопасность жильцов. К примеру, видеокамеры наблюдения, установленные на домах, «контролируют» практически всю территорию микрорайона. Информация отслеживается в режиме реального времени, и в случае выявления какого-либо правонарушения или преступления на место направляется группа охраны, а сведения оперативно поступают участковому, позволяя ему без промедления оказаться на месте происшествия. Плюс подобной системы еще и в том, что в распоряжении милиции оказывается видеозапись, подтверждающая факт нарушения закона. Кроме того, как показывает практика, и сами жители в этом случае проявляют больше сознательности и охотнее сотрудничают с милицией в лице участкового уполномоченного.

—В выступлении министра на упомянутом вами семинаре-совещании о реорганизации службы прозвучала мысль о том, что участковый должен работать на том участке, где он вырос, где живут его родители — поскольку это накладывает двойную ответственность, то и работать плохо он просто не сможет.

—В такой ситуации для участкового действительно немало плюсов. Во-первых, он знает каждого на своем участке — кто как живет и чем занимается, от кого можно ожидать неприятностей и так далее. Во-вторых, информация поступает к нему незамедлительно, поскольку его, в свою очередь, тоже все знают. Но результаты его работы будут не в последнюю очередь зависеть от того, как он себя поставит и сумеет ли не допустить панибратства по отношению к себе.

—Все громче звучат разговоры о том, что милиция (в недалеком будущем — полиция) будет избавлена от несвойственных ей функций. В какой мере это коснется службы участковых уполномоченных?

—К примеру, контроль за освободившимися из мест лишения свободы гражданами должен отойти к Федеральной службе исполнения наказаний. Выявлением каналов поставки наркотиков, как и положено, должны заниматься наркополиция и уголовный розыск. И так далее. Сейчас участковые очень много времени тратят на исполнение запросов других ведомств, а не своих прямых обязанностей.

—Рашид Нургалиев отметил, что участковый должен быть доступным и мобильным. Эта задача, по крайней мере, в Екатеринбурге, решена — участковых снабдили служебными сотовыми телефонами, номера которых развешаны практически в каждом подъезде и опубликованы на сайте ГУВД области. А какая помощь требуется со стороны местных властей, чтобы сделать работу участковых более эффективной?

—Чем лучше организовано место работы участкового, тем, соответственно, выше эффективность его работы. Большую роль играет внедрение современных технологий. Следовательно, необходима соответствующая оргтехника, с помощью которой участковый сможет получить доступ к различных базам данных — статистических розыскных, криминалистических, оперативных учетов. Тогда работу по заявлениям граждан можно будет вести практически в режиме он-лайн. Это что касается материально-технической составляющей. Также в нашей службе существует такая форма работы с населением, как регулярные отчеты перед населением участкового уполномоченного. Хотелось бы, чтобы присутствие представителей администраций районов на таких собраниях не носило формальный характер. Чтобы их посещали специалисты, которые действительно владеют ситуацией на обслуживаемой территории, начиная с проблем в жилищно-коммунальной сфере и заканчивая вопросами соцзащиты населения.

P.S. Телефоны своих участковых уполномоченных жители области могут найти на сайте ГУВД по Свердловской области или по телефону 02 в дежурной части отдела внутренних дел, где также можно узнать время и место приема граждан.

Просмотров: 2648

Автор:

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Павел Пивоваров, политтехнолог:

«Здесь мало, что есть, но мы есть. Дождь для нас»

пятница, 29 марта

Сегодня

+8
+8
+8
+8
Днем
+1
+1
Вечером