«Встреча без галстуков». Михаил Бородин рассказал журналистам, как стал полицейским

Начальник ГУ МВД России по Свердловской области встретился с представителями СМИ в неформальной обстановке.

«Встреча без галстуков». Михаил Бородин рассказал журналистам, как стал полицейским - Фото 1

Начальник ГУ МВД России по Свердловской области генерал-майор полиции Михаил Бородин в минувшую субботу, 9 апреля, встретился с представителями нескольких екатеринбургских СМИ. «Встреча без галстуков», организованная пресс-службой областного милицейского главка, проходила действительно в дружественной обстановке и затянулась на три с лишним часа — у журналистов накопилось немало вопросов к руководителю областной милиции (которая в самом ближайшем будущем станет полицией). Да и самому Михаилу Бородину было что сказать местным «акула пера». 

«Встреча без галстуков». Михаил Бородин рассказал журналистам, как стал полицейским - Фото 2

Напомним, что в Свердловскую область Михаил Бородин был назначен полгода назад — 13 октября 2010 года он был представлен личному составу  ГУВД области как новый руководитель заместителем министра внутренних дел России Сергеем Герасимовым. Кстати, представление нового начальника ГУВД впервые было открытым для прессы. И не случайно: Михаил Бородин — «продукт новых кадровых технологий», которые в настоящее время реализуются в органах внутренних дел. Он в первых рядах был зачислен в Федеральный кадровый резерв Президента России, а «президентские резервисты» проходят специальную программу переподготовки, чтобы к своему уже имеющемуся опыту добавить новые знания. Например, умение работать с прессой.

Службе в органах внутренних дел Михаил Бородин отдал 27 лет, прошел все ступени служебной карьеры, работал по линии экономической безопасности, в системе собственной безопасности МВД, криминальной милиции и милиции общественной безопасности, успешно руководил милицией одного из административных округов Москвы. Имеет опыт службы в Северо-Кавказском регионе.

Разговор с журналистами затронул много разных тем и в первую очередь, конечно же, проходящую в органах внутренних дел реформу. Михаил Бородин в числе первых прошел переаттестацию и стал первым полицейским в системе МВД в Свердловской области.

Подробности беседы журналистов и начальника свердловской милиции за чашкой чая читайте ниже.

Переаттестация как экзамен на профпригодность  

«Встреча без галстуков». Михаил Бородин рассказал журналистам, как стал полицейским - Фото 3
Переаттестацию я бы сравнил с выпускным экзаменом — такое же напряженное состояние ожидания: какое решение примут? Приятно, что я оказался в числе первых переназначенных руководителей, но это и ко многому обязывает. Теперь главное — оправдать оказанное доверие. Это как в спорте — мало завоевать титул, надо приложить немало усилий, чтобы подтвердить и удержать его.

 

Сама переаттестация проходила следующим образом. До 15 марта все данные на региональных руководителей были направлены в МВД России, а оттуда — в администрацию Президента, где была сформирована аттестационная комиссия. Возглавил ее Юрий Нарышкин. Проверки осуществлялись по линии департамента собственной безопасности МВД, ФСБ, прокуратуры, представительств Президента в федеральных округах, налоговой инспекции. Результаты были объявлены на коллегии МВД, которая проходила 21-23 марта в Москве. В течение этих трех дней в зале чувствовалось напряжение — все понимали, что переаттестация — не просто формальность. Министр внутренних дел Рашид Нургалиев лично докладывал по каждой кандидатуре Президенту.

24 марта Рашид Гумарович зачитал списки приглашенных в Георгиевский зал Кремля на прием к Президенту. Нас было 62 человека. Дмитрий Медведев сказал очень трогательную речь, каждому пожал руку. Наверное, это запомнится на всю жизнь. 

«Встреча без галстуков». Михаил Бородин рассказал журналистам, как стал полицейским - Фото 4
На беседу в аттестационную комиссию приглашали тех руководителей, к кому возникли вопросы в процессе ознакомления с документами. Меня не приглашали, значит, дополнительных вопросов не возникло. Конечно, коллеги восприняли это как серьезное испытание. Я помню свои впечатления, когда после пяти лет в прежней должности в 2008 году проходил такую же процедуру в центральной аттестационной комиссии МВД России. Каждый из ее членов может задать вопрос — любой. Поэтому готовиться надо очень серьезно. Стоять и хлопать глазами — не совсем приятно. Ты должен полностью владеть ситуацией. Это своего рода экзамен на профессиональную пригодность.

 

При переаттестации учитываются многие факторы, в том числе физическая подготовка, состояние здоровья, морально-психологическое состояние, результаты служебно-оперативной деятельности. Я сдавал физподготовку в 2009 году при зачислении в федеральный кадровый резерв. Туда входили подтягивание или комплекс других упражнений — отжимание, пресс, а также челночный бег, боевые приемы самозащиты без оружия. Сколько раз подтянулся? Достаточно. Восемнадцать.

Критерии отбора: кто попадет в полицию 

«Встреча без галстуков». Михаил Бородин рассказал журналистам, как стал полицейским - Фото 5
Переаттестация в свердловском гарнизоне должна пройти до 1 июня. В настоящее время мы направили документы по кандидатам в члены аттестационной комиссии при ГУВД в центральную аттестационную комиссию при МВД России. Когда их утвердят, комиссия начнет работу. Если же возникнут вопросы — у нас имеется резерв. Через аттестационную комиссию при ГУВД области будут назначаться начальники территориальных ОВД, их заместители. Аналогичная процедура утверждения будет проведена и по аттестационным комиссиям в райотделах.

 

Поскольку сроки очень сжатые, серьезная нагрузка ложится на кадровый аппарат, сотрудникам придется работать сутками. Главные критерии при отборе на службу в полицию такие же, как и для руководителей высшего командного звена, — результаты оперативно-служебной деятельности, морально-психологические качества, состояние здоровья. По начальникам подразделений и их заместителям будут проведены проверки по линии управления собственной безопасности ГУВД, управления ФСБ и прокуратуры. При переаттестации остальных сотрудников будут учитываться сведения управления собственной безопасности ГУВД. Морально-психологическое состояние выясняется с помощью тестирования. Также обязательно декларирование доходов — для всех, вплоть до рядового сотрудника. Если выявим обман, автоматически назначается служебная проверка.

Что касается физической и огневой подготовки, то в гарнизоне ежеквартально проводится сдача нормативов сотрудниками. Так что оцениваться она будет исходя из последних результатов.

Три вместо семи 

«Встреча без галстуков». Михаил Бородин рассказал журналистам, как стал полицейским - Фото 6
Название ГУВД уже изменилось — теперь оно будет Главным управлением внутренних дел России по Свердловской области. Изменится и структура — вместо семи заместителей у меня будет три: начальник полиции, начальник Главного следственного управления и заместитель по большому блоку, куда войдут штаб, кадры, тыл и другие службы. Самая большая нагрузка будет у начальника полиции, так как службы милиции общественной безопасности и криминальной милиции объединяются. Кандидатуры на эти должности представлены в МВД России.

 

Какие службы будут сокращены, пока сказать не могу — ждем, когда придет новая структура. Но известно, что сокращение не коснется отрядов милиции особого назначения и специального назначения (ОМОН и ОМСН — прим. ред.), которые часто ездят в служебные командировки на Северный Кавказ — их боеспособность должна быть сохранена.

И Москва, и Свердловская область — обычная работа 

«Встреча без галстуков». Михаил Бородин рассказал журналистам, как стал полицейским - Фото 7

Особых различий между Москвой и Свердловской областью я не заметил. И там, и здесь — обычная милицейская работа. Единственная трудность возникла с адаптацией — все-таки два часа разницы. И еще заметил одну особенность — незначительные события здесь могут преподноситься как «конец света».

Но регион, конечно, больше, чем Москва, плотность населения не такая. Поэтому сложнее осуществлять контроль — разброс большой. Так что проблема только в этом. А криминогенная ситуация намного лучше, чем в Москве. К тому же количество преступлений неуклонно снижается. И это вовсе не укрытие от регистрации — за такое предусмотрено строгое наказание, и наши сотрудники об этом помнят. Это реальные результаты.

Да, мы по-прежнему остаемся на третьем месте в стране по количеству преступлений. Но в данном случае следует учесть большое количество колоний на территории области. Те, кто освобождается, как правило, оседают здесь. Теперь уже нет такого правила, чтобы человек обязательно возвращался в тот регион, где был осужден. Они предпочитают оставаться здесь — регион сильный, тем более уже начал выходить из кризиса. Зачем ехать куда-то в среднюю полосу России, где нет работы, доходы у людей меньше? Но в связи с этим очень большая доля рецидивной преступности.

Все ЧП — на «криминальный» канал 

«Встреча без галстуков». Михаил Бородин рассказал журналистам, как стал полицейским - Фото 8
Я бы создал один «криминальный» канал и все ЧП показывал исключительно там. Чтобы его смотрели только те, кому это интересно. А то везде, куда не переключишь, — одни убийства. Каково, например, пенсионерам, которые постоянно смотрят телевизор? Раньше, во времена Союза, если было больше двух жертв, об этом вообще запрещено было говорить. Я буду принимать меры, чтобы вам как можно меньше приходилось об этом говорить и писать. Свердловская область — стабильный регион. Нам нужно в первую очередь развивать профилактическую работу — по линии участковых уполномоченных, ГИБДД и других служб.

 

Общение с блоггерами — не заигрывание 

«Встреча без галстуков». Михаил Бородин рассказал журналистам, как стал полицейским - Фото 9
Общение с блоггерами — это ни в коем случае не заигрывание. Я встречался c ними 5 марта на базе ОМОН — они сами проявили инициативу, я пошел им навстречу, хотя у меня был день рождения, а еще надо было поздравлять наших женщин по случаю 8 Марта. Думаю, как для любого гражданского человека, для них было очень интересно «проникнуть за забор», узнать, чем живет подразделение.

 

Имидж полиции — братания не будет, будет уважение

 

«Встреча без галстуков». Михаил Бородин рассказал журналистам, как стал полицейским - Фото 10
Все ждут — вот вышел закон и сразу же все милиционеры изменятся и станут полицейскими. Но это невозможно. Требуется длительная подготовительная работа. Тем сотрудникам, кто долго проработал, надо изменить настрой, мировоззрение. Мы должны стать более внимательными и отзывчивыми. Ведь люди обращаются к нам с серьезными проблемами, с тем, что их беспокоит. Важно, чтобы они почувствовали внимание и сочувствие со стороны сотрудника, чтобы поверили, что он действительно будет работать по их проблеме. Надо вложить в головы сотрудников, что это надо делать. В противном случае система их просто выдавит. Я лично буду следить, чтобы мои подчиненные меняли свое мировоззрение. 

 

«Встреча без галстуков». Михаил Бородин рассказал журналистам, как стал полицейским - Фото 11
Мое мнение — надо самим сотрудникам и руководителям заботиться об имидже, о том, чтобы отношение населения к людям в форме менялось к лучшему. Всегда входить в положение человека, который обратился к стражу порядка. Как только граждане это почувствуют, начнет менять и отношение. СМИ, конечно, в этом играют большую роль, и у меня к вам единственная просьба — чтобы то, что вы говорите о милиции, было объективно и без фантазий.

 

Вообще же, изменение мнения зависит от многих факторов — и от того, как мы сами работаем, и от того, что пишут СМИ. Отмечу, что по каждому появляющемуся негативу назначается служебная проверка. Если факт подтверждается, то виновный привлекается к дисциплинарной ответственности; если же есть состав преступления, материалы направляются в Следственный комитет для принятия процессуального решения о возбуждении уголовного дела. Руководство ГУВД заинтересовано в том, чтобы давать объективную оценку малейшему негативу со стороны сотрудников.

Как руководитель я уделяю особое внимание тем службам, которые всегда на виду и по которым народ судит обо всей милиции в целом — это ДПС, ППСМ, участковые и вневедомственная охрана. В них все должно быть безукоризненно — от внешнего вида до отношения к гражданам. 

«Встреча без галстуков». Михаил Бородин рассказал журналистам, как стал полицейским - Фото 12
Думаю, что нам потребуется не меньше года, чтобы изменить отношение общества к людям в погонах. Нужно воспитывать сотрудников, и поэтому я требую, чтобы к работе с молодежью больше привлекали ветеранов, Общественный совет.

 

Объективности ради следует сказать, что милиция или полиция — все равно для граждан она была и будет в первую очередь карательным органом, который работает с преступным миром. Сейчас мы раскрываем в год около 50 тысяч преступлений, составляем примерно 800 тысяч административных протоколов.

Но, может быть, при мелких нарушениях лучше вынести человеку устное предупреждение — тогда и отношение уже будет другим. Я не раз разговаривал на тему наказания нарушителей с Юрием Деминым (начальник управления ГИБДД ГУВД по Свердловской области — прим. ред.) — чтобы применять серьезные меры только к тем, по чьей вине могли пострадать другие люди, например, к водителю, севшему пьяным за руль. Надеюсь, что мы уйдем от «палочной системы», когда работа тех же сотрудников ГИБДД оценивается только по количеству составленных протоколов.

Сами сотрудники должны понимать, что им надо завоевать доверие народа. Но «братания» при этом не будет — будет уважение к людям в форме.

Психологическая служба — будущее полиции 

«Встреча без галстуков». Михаил Бородин рассказал журналистам, как стал полицейским - Фото 13
Развитию юридической и психологической службы я бы уделил больше внимания. В настоящее время в каждом подразделении у нас введены должности юристов. Мы больше замкнуты на уголовное право, но постоянно приходится сталкиваться с гражданским правом — при наложении дисциплинарных взысканий, например. Лично я никогда не подписываю приказ о наказании без согласования с юристами.

 

Штат психологов я бы также увеличил. От них зависит очень многое. Сейчас в каждом подразделении у нас есть кабинет релаксации, где с сотрудниками работает психолог. Психологическая служба — это будущее полиции. Например, применение оружия накладывает огромный отпечаток: одно дело – стрелять по мишени, совсем другое — по человеку. Или служебные командировки: полгода находиться на замкнутом «пятачке», под постоянным прессом, — это очень сложно. Поэтому по возвращении все сотрудники обязательно проходят реабилитацию. Главное для нас — сохранить кадры.

Если сотрудник преступил закон

Хочу отметить, что наибольшее количество преступлений, совершенных сотрудниками, выявляем мы сами — управление собственной безопасности ГУВД области и инспекция по личному составу. Процессуальное решение — возбудить уголовное дело или отказать — принимается Следственным комитетом, куда мы направляем материалы, но предварительная проверка проводится именно УСБ. Работе этой службы уделяется самое пристальное внимание. Главное — чтобы сотрудник не был привлечен к уголовной ответственности необоснованно.

Товарищ или господин 

«Встреча без галстуков». Михаил Бородин рассказал журналистам, как стал полицейским - Фото 14
Скорее всего, новая форма у сотрудников появится к 1 января 2012 года. Лично мне она понравилась — сотрудник смотрятся совсем по-другому. Серый цвет — он уже приелся. Поэтому я, например, требую от милиционеров, который дежурят на каких-либо культурных и общественных массовых мероприятиях надевать белые рубашки.

 

Облик милиционера будет меняться. Как и внутреннее содержание. И. может быть, когда придет настоящее доверие к людям в форме, граждане начнут обращаться к ним «господин полицейский». А вообще в милиции, как и в любых войсках, принято обращение «товарищ».

Все на выборы. Участкового уполномоченного

Рано или поздно, мы, может быть, придем к выборам участковых уполномоченных. Но, естественно, из работающих сотрудников, которые будут соответствовать квалификационным требованиям. Один из главных критериев работы участковых — знает ли его население участка?

Сейчас большая часть не свойственных милиции функций — именно у участковых. По моему убеждению, они должны обязательно участвовать в раскрытии преступлений — их знание участка, населения, владение информацией о каждом из жителей очень важно. И если оставить им только функции раскрытия преступлений и профилактику, то у них останется больше времени для творчества. Творчеством я в данном случае называю работу с населением, предприятиями и организациями, расположенными на обслуживаемой территории. 

«Встреча без галстуков». Михаил Бородин рассказал журналистам, как стал полицейским - Фото 15
Мое мнение — участковый должен ежеквартально отчитываться перед населением своего участка о результатах работы. Соберутся все, кто неравнодушен, дадут ему свою оценку, возможно, укажут на пробелы в работе. Условно говоря, такой «совет микрорайона». Должен выступить и непосредственный начальник участкового, сказать, доволен ли он его работой или нет. Когда мы этого достигнем, то у населения начнет формировать совсем другое мнение о нас.

 

Что касается выборов начальников райотделов, например, то здесь ситуация сложнее — главное, чтобы не получилось заигрывание с властью. Милиционер должен стоять на страже закона.

Диаспоры и консульства как инструмент профилактики

«Встреча без галстуков». Михаил Бородин рассказал журналистам, как стал полицейским - Фото 16
Никакой массовой драки на стройке в Екатеринбурге между рабочими-мигрантами не было. Сотрудники милиции оперативно предотвратили конфликт. Стройка будет проверена, потому что возникает вопрос: какую рабочую силу туда набирают? Среди доставленных в отдел милиции оказались нелегалы. Вчера (8 апреля — прим. ред.) мы провели встречу с лидерами национальных диаспор и попросили их донести до своих земляков следующее: если вы приехали сюда, будьте добры, соблюдайте местные обычаи и уважайте население. К такой профилактической работе должны активно подключиться и консульства иностранных государств. Зачастую получается так, что рабочий-мигрант, уволенный с работы, остается здесь, без средств к существованию, и поэтому идет грабить и воровать. Я, со своей стороны, постараюсь сделать так, чтобы каждый мигрант у нас был на жестком контроле.

 

P.S. Еще добавим, что Михаил Бородин сообщил о том, что у сотрудников милиции/полиции наконец-то появятся полисы обязательного медицинского страхования, и пообещал перевести службы и подразделения гарнизона полностью на электронный документооборот, чтобы не тратить тонны бумаги на отчеты и рапорты. Представителям же СМИ данная встреча наглядно показала, что милиция не только заявляет о своей открытости, но и действительно становится по-настоящему открытой структурой.

ФОТОотчет о встрече журналистов с Михаилом Бородиным смотрите здесь.

Просмотров: 2526

Автор:

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Павел Пивоваров, политтехнолог:

«Здесь мало, что есть, но мы есть. Дождь для нас»

пятница, 29 марта

Сегодня

+8
+8
+8
+8
Днем
+1
+1
Вечером