Начальник УМВД России по Екатеринбургу — о городе, футболе и Михаиле Бородине.
Значительные изменения, которые претерпела система МВД в связи с реформой, не могли обойти и самое крупное подразделение свердловского гарнизона органов внутренних дел — управление по Екатеринбургу. Изменилась не только вывеска — обновилась команда. 24 июня 2011 года екатеринбургскому гарнизону был представлен новый руководитель — москвич Игорь Трифонов.
Игорь Юрьевич Трифонов родился 10 октября 1968 года в городе Раменское Московской области. Имеет два высших образования — окончил Московский военный институт Федеральной пограничной службы и первый факультет Академии управления МВД России. Начал милицейскую карьеру инспектором ППСМ. В марте 2004 года был назначен заместителем начальника — начальником МОБ УВД Юго-Восточного административного округа Москвы. Имеет ряд государственных и ведомственных наград.
В Екатеринбург Игорь Трифонов прибыл в марте 2011 года. В течение трех месяцев исполнял обязанности начальника управления по организации деятельности участковых уполномоченных и подразделений по делам несовершеннолетних ГУВД по Свердловской области и изучал состояние дел в Екатеринбурге. Сейчас на его плечах лежит вся ответственность за борьбу с преступностью в столице Среднего Урала.
10 ноября, в профессиональный праздник — День сотрудника органов внутренних дел, Игорю Трифонову было присвоено очередное специальное звание полковник полиции.
—Игорь Юрьевич, вы уже семь месяцев в Екатеринбурге, в том числе пять — на посту начальника городского управления МВД. Уже адаптировались в городе? Что здесь нравится, а что, может быть, не очень?
—Адаптировался отлично. Город мне очень нравится — своей инфраструктурой, уютностью. При этом не сказал бы, что темп жизни здесь неторопливый. Наоборот, очень динамичный — даже в сравнении с Москвой. Так вышло, что я сейчас живу на улице Мамина-Сибиряка, в многоэтажном доме, и из окон открывается вид на администрацию города. И те неполные семь месяцев, что я здесь нахожусь, я постоянно вижу, какими гигантскими шагами развивается город. Строятся современные офисные здания с красивой подсветкой, и такое впечатление, что с каждой неделей их становится больше и больше.
Город нравится и моей жене, которая здесь вместе со мной. Моя старшая дочь, которая учится в Москве, приезжала в гости, прогулялась по магазинам, по увеселительным заведениям, сказала: «Папа, Москва в определенных моментах очень проигрывает Екатеринбургу». Обещала обязательно приехать на зимние каникулы. Я даже не ожидал, что ей так понравится Екатеринбург. Так что наши мнения, несмотря на серьезную возрастную разницу — ей 19 лет, совпали. Говорю это искренне и от души.
—Большая ли команда пришла с вами в управление? И как можете оценить свой нынешний коллектив?
—Конечно, многое изменилось после реорганизации. Раньше у начальника УВД было семь заместителей, теперь у меня — всего три. Двое, начальник полиции и заместитель по тыловому обеспечению, пришли вместе со мной. Продолжили службу заместитель по кадровой работе, начальник следственного управления и ряд других руководителей. Многие пришли из ГУВД области. Наш коллектив, я считаю, очень работоспособный. В городе обстановка очень динамичная, и это объективный фактор — если развитие экономики идет в таком быстром темпе, то и криминалитет развивается так же. Нужно не отставать от экономического роста и в «полицейской составляющей» — чтобы адекватно реагировать и принимать соответствующие меры по защите граждан от преступных посягательств.
—Екатеринбург надеется стать центром сразу нескольких событий поистине мирового масштаба. Ближайшее — чемпионат мира по футболу в 2018 году. Как городская полиция готовится к этому значительному мероприятию?
—Буквально на днях в мэрии состоялось первое заседание оргкомитета по подготовке к чемпионату мира по футболу 2018 года, которое проводил глава администрации Александр Якоб, с докладами начальника управления физкультуры и спорта Людмилы Фитиной, вице-мэра Евгения Липовича. Планируется построить более десяти новых современных гостиниц, реконструировать стадионы, значительно увеличив количество зрительских мест, как требует ФИФА. Необходима полная готовность транспортной инфраструктуры — нужно заменить парк троллейбусов, трамваев и автобусов, построить железную дорогу. И это перспективы даже не 2018 года, а уже ближайшего времени. Все это подразумевает серьезный контроль не только со стороны местного самоуправления, но и со стороны различных международных делегаций и инспекций, которые будут здесь аккредитованы для проверки хода строительства объектов. Блоку правопорядка уделяется особое внимание. Мы планируем посетить страны, где уже проводились игры чемпионатов мира, перенять опыт. В следующем году в Польше и Украине пройдет чемпиона Европы — обязательно съездим к своим украинским коллегам, чтобы ознакомиться, как будет организована охрана общественного порядка и безопасность зрителей. И если будут какие-то ошибки и негативные нюансы, постараемся их не допустить у нас.
—Если не заглядывать так далеко в будущее, а посмотреть немного ближе — грядущие выборы добавили хлопот полиции?
—Да, с началом избирательной кампании забот у нас прибавилось, и значительно. Сейчас в день фиксируется четыре-шесть сообщений о нарушениях, при этом если по области шесть — то в Екатеринбурге четыре, если восемь — то шесть наши. В первую очередь, нарушения касаются изготовления и размещения агитационных материалов. Вот недавно изъяли 231 тысячу экземпляров газеты, выпущенной с нарушениями. Выявили типографию в Челябинске, где газету печатали для Екатеринбурга. На моей памяти — это первое изъятие незаконной агитационной продукции в таком количестве.
—Какие-то сложности с вхождением в должность у вас были?
—Особых трудностей не было. Говорят, что в целом нет двух похожих городов, но по ритму жизни, по качеству населения я не почувствовал особой разницы между Москвой и Екатеринбургом. Да и просто некогда было анализировать трудности. Я только стал начальником УВД — и сразу же «Иннопром», потом открытие Центрального стадиона, потом приезд высоких делегаций, потом День города, 1 сентября и другие значимые мероприятия, при которых недостатки в охране общественного порядка могли бы серьезно повлиять на имидж не только правоохранительных органов, но и всех органов исполнительной власти в целом. Сбоев в таких делах не должно быть. А так как все эти мероприятия прошли относительно спокойно — значит, и мое вхождение в должность прошло достаточно легко.
—На своей первой после назначения пресс-конференции вы отмечали, что успешная работа полиции во многом зависит от взаимодействия и взаимопонимания с населением. Какие шаги предпринимаете в этом направлении?
—Взаимопонимание и взаимодействие полиции и населения — это установки, которые даны со стороны Президента России и МВД. Наша задача — сделать систему максимально открытой для общества, для любого гражданина, которому небезразлична работа органов внутренних дел. И эта открытость должна проявляться не только в обнародовании результатов нашей деятельности в полном объеме — статистика всегда была, есть и будет. У нас, как и в других подразделениях, создан Общественный совет; спектр организаций, представленных в нем, достаточно широк. Первое заседание совета прошло 2 ноября. Избрали председателя совета, его заместителя и секретаря, причем выбирали исключительно те, кто вошел в совет. Я и мои заместители, хотя и должны присутствовать на заседаниях, даже право совещательного голоса не имеем. Наша задача — компетентно ответить на вопросы, которые задают мне и моим заместителям члены совета. В двадцатых числах декабря будет следующее заседание, на котором планируется сформировать комитеты по направлениям, наиболее интересующим граждан: по детской преступности, проблеме наркомании, преступлениям в сфере общественной нравственности, по другим проблемам. Недостатки, которые будут озвучены, будем устранять. Общественный совет планирует создать собственную приемную граждан, направлять информационные письма в другие общественные структуры, органы местного самоуправления для принятия решений в пределах их компетенции.
Речь не идет о том, чтобы обнародовать методику раскрытия преступлений или проведения оперативно-розыскных мероприятий. Но чем живет и как работает полицейский — это должно быть понятно гражданам.
—А какие-то конкретные примеры взаимодействия с горожанами можете привести?
—Недавно состоялся жесткий разговор с руководителями отделов полиции по преступлениям, которые совершаются в жилом секторе и недостаточно хорошо раскрываются: грабежи, разбои, нанесение тяжких телесных повреждений. И особенно — мошенничества в отношении пожилых людей. Когда такое преступление совершается — всегда беда, и бить в колокола должны все. Мы неоднократно обращались к гражданам через СМИ — и вам большое спасибо за эту возможность, — в том числе к родственникам престарелых людей. У мошенников, к сожалению, получается быть очень убедительными — пенсионеры отдают им не только наличные, они снимают деньги с банковских счетов, всё до копейки. И здесь на первое место должна выйти работа участковых уполномоченных. Я подписал ряд очень жестких приказов в отношении участковых и их руководителей, которые эту работу не контролируют. А работа эта — поквартирные обходы всех жильцов на участках, раздача визитных карточек, проведение профилактических бесед, которые помогут предотвратить такие преступления. Как я уже сказал, работать нужно не только с пенсионерами, но и с их родственниками. Нам при помощи СМИ нужно научить их, как адекватно реагировать на такие звонки. И первый совет — сразу же обращаться в полицию, потому что гарнизон ориентирован на незамедлительный выезд на место преступления, чтобы задержать таких мошенников. Как правило, они серийники. Если удастся задержать группу, то цепочка потянется — всплывут дополнительные эпизоды ранее совершенных преступлений.
—До того, как стать начальником городского управления внутренних дел, вы руководили управлением участковых уполномоченных в ГУВД области. Вы согласны с мнением, что участковый — лицо полиции и по его работе граждане судят о деятельности всех органов внутренних дел в целом?
—Безусловно. Участковый — самый близкий к населению сотрудник органов внутренних дел. С представителями иных служб граждане все-таки сталкиваются не так часто. Например, оперативные сотрудники уголовного розыска, занимающиеся раскрытием преступлений, работают с гражданами, в отношении которых совершены преступления, поэтому их объективно знают меньше. Да, от их профессионализма тоже зависит имидж полиции — особенно при раскрытии преступлений, совершенных в условиях неочевидности. Это одна из главных их задач. Но участковый — тот, кто всегда на виду, и он же в идеале должен владеть информацией обо всем, что происходит на его участке, — о совершенных преступлениях, наркоманах, притонах... Эти сведения он передает в уголовный розыск, чтобы помочь оперативникам раскрывать преступления, проводить оперативные комбинации и иные мероприятия.
По моему убеждению, участковый при обходе жильцов должен принимать даже те заявления, которые не относятся к компетенции полиции, — по ремонту жилого фонда, коммунальным проблемам, освещению, состоянию дорог. Тогда цепочка полиция—население заработает. Когда гражданин будет знать, что по любому вопросу можно обратиться в полицию — это хорошо. Мы открытая служба. Ведь, чтобы дозвониться до сантехника или коммунальной службы, надо еще найти их телефон в справочнике, а здесь все ясно — набрать 02 и там разберутся. Мы обязательно ответим — если это не относится к нашей компетенции, скажем, куда по подведомственности передано заявление и где можно получить на него ответ. И человек уже будет точно знать, что его проблема рассматривается.
—Вы — жесткий начальник?
—Насколько я жесткий или добрый начальник, наверное, лучше спросить у моих подчиненных. В моем понимании идеальный начальник — жесткий для тех сотрудников, которые по своим морально-деловым качествам не могут профессионально и грамотно исполнять возложенные на них обязанности. Но в то же время руководитель должен организовать качественное обучение подчиненных, чтобы они были профессионалами.
—Какие качества вы больше всего цените в коллегах?
—Порядочность — в отношениях и с населением, и с коллективом и профессионализм — умение качественно выполнять ту работу, которая закреплена за ними должностными инструкциями и функциональными обязанностями. Если этому не соответствуешь в полном объеме — значит, в полицию пришел зря.
—Вы много лет проработали с нынешним начальником ГУ МВД России по Свердловской области Михаилом Бородиным в Москве, и вот теперь вместе здесь, в Екатеринбурге. Каково служить под его началом?
—С Михаилом Анатольевичем Бородиным я знаком уже более десяти лет. Практически все это время он являлся моим руководителем и наставником.
Этот человек действительно порядочный и настоящий профессионал. Моя задача как его подчиненного — не подвести своего начальника, минимизировать его волнения и тревоги, хоть это и очень непросто в плане охраны общественного порядка в таком динамичном и большом городе, как Екатеринбург.
При содействии пресс-службы ГУ МВД России по Свердловской области
Просмотров: 3421
Автор: Наталья ЩЕРБАКОВА, фото — Валерий ГОРЕЛЫХ