Владимир Воротников: «Рычаги контроля над личным составом есть. Главное — уметь ими пользоваться»

Экс-начальник ГУВД по Свердловской области представил свою точку зрения на происходящее в современной полиции.

Владимир Воротников: «Рычаги контроля над личным составом есть. Главное — уметь ими пользоваться» - Фото 1

«Я не хочу никого обелять или оправдывать, не буду читать нотации — просто хочу высказать свое мнение о проблемах, существующих в современной полиции»,— такими словами начал беседу с JustMedia Владимир Воротников.

Владимир Александрович — человек для системы МВД не посторонний: сорок лет отдал службе в милиции (из них более 20 — работе в уголовном розыске). Он был единственным в России милицейским руководителем, кто дважды — в 1994 и 2001 годах — возглавил одно и то же региональное управление внутренних дел (УВД/ГУВД Свердловской области). Генерал-лейтенант внутренней службы в отставке, он ушел на заслуженный отдых в 2006 году, дважды избирался председателем Общественного совета при ГУВД области, в настоящее время возглавляет почетное консульство Монголии в Екатеринбурге.

На разговор с JustMedia Владимир Воротников согласился после появление серии негативных публикаций о свердловской полиции и представил свою точку зрения на происходящее.

Об объективности и дискредитации

Я отношусь к журналистам с большим уважением — это люди, которые всегда были на острие социальных проблем. У нас в Свердловской области сильный журналистский корпус. Но — хотелось бы больше объективности в том, что пишут. У нас в год раскрываются десятки тысяч преступлений — это огромная работа. Преступники сами не придут и не сдадутся: надо найти, изобличить, собрать доказательства, довести дело до суда, наказать. Я это зная не понаслышке — сорок лет прослужил в органах внутренних дел, из них пять — в центральном аппарате МВД, видел много разных проблем, решал служебно-оперативные задачи разного уровня. Чернить всю полицию нельзя — это очень значимый орган государственной власти, обеспечивающий порядок.

В свое время, когда я руководил главком, мы раскрывали много преступлений по экономической линии. И нам попал в руки целый план по дискредитации меня как руководителя и моих заместителей, в котором были расписаны и публикации в СМИ, и крупные суммы за это. И даже вышло несколько таких публикаций. Составлен он был не без участия бывших милиционеров, которых я сам уволили или которым ничего не оставалось делать, как уйти. Я этот план лично читал. Тогда нам удалось решить все вопросы с помощью полпреда Петра Михайловича Латышева — он доложил министру и еще выше.

Поэтому сейчас, когда возникают такие публикации, я считаю, стоит тщательно проверять подающуюся в них информацию. Не надо бездумно тиражировать и дублировать — надо разбираться. Их распространяют люди, в том числе, и с уголовным прошлым, по понятным причинам, особой любви к системе МВД не питающие. Хорошо, что не молчат о наших проблемах. Но — ведь просят же у них: назовите конкретные имена, фамилии, должности. Если готов — честь тебе и хвала. А просто так сотрясать воздух — ума много не надо.

О пытках и взятках

Я двадцать лет прослужил в уголовном розыске, пять лет был начальником угрозыска города Свердловска, города Екатеринбурга — в 1990-е годы, самое сложное время. Но пыток никогда не было. Почему это происходит? Всё начинается с самих людей. Те, кто допускают пытки в полиции, — самые настоящие преступники, хуже тех, кого доставляют в полицию за преступления и правонарушения. Хуже во много раз — они подрывают авторитет системы, сводят насмарку усилия ребят, которые идут под пули и ножи, защищая людей. Но самое страшное — они подрывают социальную базу поддержки полиции населением. А без этой поддержки справиться с преступностью очень тяжело.

Кто допускает эти пытки? На мой взгляд, это неграмотные, несостоятельные люди, которые не умеют собирать доказательства, анализировать их и раскрывать преступления, которые ничего не смыслят в криминалистике и ничего не стоят в системе. От этого бессилия своего они и идут на крайности, сами совершая преступления, причиняя большой вред и системе, и людям, и своим руководителям.

Мы много слышим про взятки в полиции. Это тоже преступление, которого нельзя оправдать. Но, с другой стороны, была бы большая помощь от граждан, если бы они сами не потворствовали взяточникам. Вымогает? Не давай! Пиши заявление начальнику ГУ МВД области или в прокуратуру — желающих взять деньги будет гораздо меньше, а порядка больше.

О генерал-лейтенанте полиции Михаиле Бородине, начальнике ГУ МВД России по Свердловской области

Начальника ГУ МВД области генерал-лейтенанта полиции Михаила Бородина я знаю с 2000 года. В течение года мы с ним вместе несли службу в Чечне. Это было тяжелое время, мы выполняли очень сложные боевые задачи. Коррупционеров, взяточников и ненадежных людей там просто не могло быть — только преданные долгу, с обостренным чувством Родины офицеры. И то, что, как говорят, Бородин где-то «повязан» — такого не может быть. Возможно, подвели подчиненные — бывает. И надо, конечно, внимательно смотреть, разбираться, по результатам принимать меры профилактики — и тогда делать соответствующие выводы. Я, будучи начальником главка, всегда так поступал и никогда не ошибался. Просто очернить можно любого. Если дискредитировать таких генералов — с кем тогда останемся?

О тотальном контроле

В этой ситуации многое зависит и от командиров. Знать своих людей — уровень контроля непосредственных руководителей. Контролировать их ежесуточно и ежечасно — такая система существовала раньше. Вспоминаю свою службу. Я пришел в УВД Свердловска в 1981 году, когда им руководил Виталий Матвеев, и был назначен начальником отдела по раскрытию убийств и других тяжких преступлений против личности. Часто был ответственным офицером от руководства. Что такое ответственный по городу? Во-первых, нам запрещалось уходить домой. Я жил поблизости от УВД, бежал домой поужинать, возвращался — и до утра на службе. В городе было семь райотделов и семь отделений — их нужно было объехать за ночь, проверить, кто чем занимается. Могли приехать с проверкой в три часа ночи, в четыре утра — никто не знал точное время. Так что если были безобразия, их просто невозможно было пропустить. Проверяли камеры, ИВС, беседовали с задержанными — ночью. Если видели у кого-то синяк — сразу вопросы: откуда, почему, за что доставили? Или брали с собой начальников райотделов и их заместителей и ездили по отделениям — в том числе проверяли, как ведется работа с заявлениями граждан по преступлениям. Утром — лично рапорт начальнику ГУВД со своими комментариями и выкладками. Так что рычаги контроля над личным составом есть, главное — должны быть желание и умение этими рычагами управлять. Мелочей в нашей службе не бывает. И поверьте, в этом заинтересованы все руководители МВД, ГУВД, УВД.

ФОТО Валерия ГОРЕЛЫХ

Просмотров: 3189

Автор:

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Павел Пивоваров, политтехнолог:

«Здесь мало, что есть, но мы есть. Дождь для нас»

пятница, 26 апреля

Сегодня

+8
+8
+8
+8
Днем
+1
+1
Вечером

Последние события

Спрос на автоматизированные камеры хранения на вокзалах СвЖД вырос на 22%

Сегодня в 18:55

Спрос на автоматизированные камеры хранения на вокзалах СвЖД вырос на 22%

По статистике самая востребованная продолжительность аренды ячеек – 3 часа.

Свердловские аграрии начали посевную кампанию

Сегодня в 17:39

Свердловские аграрии начали посевную кампанию

Работы начались на 20 тысячах гектаров полей.

Власти обновили стенд Свердловской области на выставке «Россия» на ВДНХ

Сегодня в 17:26

Власти обновили стенд Свердловской области на выставке «Россия» на ВДНХ

Глубокой модернизации подверглась мультимедийная начинка стенда.

Набиуллина: ЦБ не исключает повышения ключевой ставки

Сегодня в 17:25

Набиуллина: ЦБ не исключает повышения ключевой ставки

Банк России сохранил ключевую ставку на уровне 16%.