Эксперты обсудили судьбу исторического облика уральской столицы.
Накануне в одном из красивейших памятников архитектуры Екатеринбурга — Доме Севастьянова — прошла презентация серии книг «Стили в архитектуре Свердловской области». Достаточно дежурное мероприятие, на котором собрались защитники и враги исторического облика Екатеринбурга и области, переросло в довольно серьезную полемику и взаимные обвинения.
После получасовых взаимных расшаркиваний областных властей в лице руководителя администрации губернатора Якова Силина и создателей шеститомника в лице директора Независимого института материальной культуры Елены Штубовой, слово передали бывшему министру культуры Свердловской области Наталье Ветровой. Сейчас Наталья Константиновна возглавляет областной краеведческий музей, поэтому первым делом она упрекнула издателей и спонсоров в том, что их книги недоступны.
«Всегда было так, что то, что издавалось за бюджетные деньги (а на создание серии было выделено 35 млн. рублей из областного бюджета — прим. ред.), в огромных количествах раздавалось бесплатно в библиотеки и музейные фонды,— заявила экс-министр и тут же перевела разговор в нужное русло.— Одно из зданий краеведческого музея на Ленина, 69 построено в стиле конструктивизма. Потрясающая мраморная лестница против часовой стрелки. На Малышева, 46 находится наше здание в памятнике эклектики, в доме Поклевских-Козелл. Хорошо, что в таких памятниках находятся учреждения культуры. Это позволяет сохранить исторический облик архитектурных шедевров. А с памятниками, передаваемыми частным лицам, нужно передавать и жесточайшие обременительные требования».
Упрек в адрес учреждений культуры, которые «сохраняют» памятники, бросил архитектор старой закалки, профессор Уральской государственной архитектурной академии Анатолий Раскин:
«Если уж говорить об историческом облике,— возразил он, обращаясь к Наталье Ветровой,— надо снести пристрои с двух сторон вашего музея. Потому что с ними это уже не памятник архитектуры. Надо снести пристрои и вернуть на место ворота».
Экс-министр культуры не нашла достойного ответа и решила промолчать. А старый архитектор, не привыкший вилять и менять свои убеждения в угоду интересам властей и застройщиков, продолжил:
«Сейчас, при хронической нехватке денег в бюджете, надо спасать памятники, которые имеют наибольшую культурную ценность. Есть утраченные памятники, которые правда жалко. Но есть памятники, о которых надо слезы лить. Если сейчас стоит вопрос о том, что нужно восстанавливать, я отвечу. Первым делом надо восстанавливать контору заводоуправления Яковлева на Верх-Исетском пруду. Для Екатеринбурга это место, как адмиралтейская набережная для Санкт-Петербурга. На ВИЗе когда-то была шикарная набережная с мраморными вазами. Это одна из тех вещей, которые преступно не восстановить. Нужно восстановить большой Рязановский особняк (улица Куйбышева, 40 — прим. ред.). Вот она, наша настоящая история».
Успокоить Анатолия Раскина решил заместитель министра культуры и туризма Свердловской области Олег Губкин. Он заявил, что восстановление ВИЗовской набережной не за горами. Это неотъемлемая часть подготовки города к выставке «ЭКСПО-2020». Впрочем, какова судьба памятника в том случае, если Екатеринбург не выиграет заявку, чиновник не стал говорить. Что же касается особняка Рязанова, его надо отселять, поднимать и реставрировать. На что старый архитектор возразил — поднимать нельзя. С этим согласился и общественный инспектор Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Олег Букин:
«Нужно прекратить преступную реставрацию памятников архитектуры, сопровождающуюся частичным сносом зданий,— заявил он.— О том, что это незаконно, говорило Министерство культуры Российской Федерации. Однако на наших застройщиков и правоохранительные органы это не действует. Кроме того, нужно утвердить границы памятников архитектуры. Иначе их снос будет проходить по схеме дома инженера Ярутина и дома на улице Розы Люксембург, которые разрушили якобы случайно, проводя строительные работы в непосредственной близости от памятников. Министерство культуры, выполнявшее функции охраны памятников, село в лужу. Сейчас эту функцию передали МУГИСО. Считаю, что мингосимущества должно высказать жесткую позицию по этому поводу».
Представитель минкульта, «севшего в лужу», Олег Губкин попытался оправдаться, хотя, если честно, выглядел в этом свете каким-то беспомощным и даже жалким:
«Не вижу никакой лужи. Это личное мнение господина Букина. Мы всегда стояли на букве закона. Не наша вина в том, что в законе есть лазейки, которые позволяют застройщикам выводить памятники архитектуры из-под охраны».
А вот по мнению член-корреспондента Российской академии архитектурных и строительных наук Александра Долгова, ситуация с памятниками архитектуры не настолько критична.
«Мы сейчас находимся в шикарном особняке — Доме Севастьянова, который должен был быть приговорен,— заявил академик.— Когда мы изучали материал стен, мы были в шоке. Это настоящая халтура конца XIX века, к которой приделали фасад в итальянском стиле, чтобы продать. И во что сейчас оно превратилось? Не надо обвинять всех застройщиков в упадке профессионализма. Мы разговаривали с Валерием Ананьевым (генеральный директор корпорации «Атомстройокомплекс» — прим. ред.), он мне прямо заявил: сколько можно обвинять застройщиков в уничтожении исторического облика города и слепой погоне за прибылью? Мы готовы за свой счет восстановить несколько памятников архитектуры, не строя за их фасадами стеклянные галереи».
Оптимистично настроены и чиновники. Олег Губкин выразил надежду, что департамент охраны памятников архитектуры, создаваемый при МУГИСО, перейдет под патронаж областного правительства. А начальник юридического отдела МУГИСО Алена Кульпина заявила, что уже сейчас при министерстве создается общественный совет по вопросам сохранения объектов культурного наследия. Эта структура уже утверждена правительством и войти в нее могут любые защитники старины.
ФОТО предоставлено департаментом информационной политики Свердловской области
Просмотров: 5071
Автор: Евгений Катыхин