В День защиты детей фотограф презентовал выставку «Connecting children» VIP-клиентам своих спонсоров.
1 июня в арт-галерее Chamovskikh Art Foundation состоялось закрытое открытие экспозиции фотографа Станислава Белоглазова. Его коллега по цеху Елена Сорока не смогла пропустить это мероприятие и теперь делится впечатлениями.
Выставка «Connecting children» – это осязаемое воплощение проекта с детскими игрушками для чужеземных ребят. Все началось с того, что в октябре 2014 года фотограф Станислав Белоглазов, собираясь в очередное путешествие на край света, выпросил у своей младшей дочери Дарины любимую игрушку. Девочка поначалу сопротивлялась, но сдалась, когда к уговорам присоединилась старшая сестра Кристина. Станислав положил смешное зеленое существо в чемодан, привез его в африканскую страну Замбию и подарил местной девочке. И, конечно же, сфотографировал ее с игрушкой. После этого фотограф посетил еще девятнадцать стран, куда привез в общей сложности 80 любимых игрушек екатеринбургских детей.
То самое первое фото из проекта. |
Когда набралось достаточное количество таких историй с подарками, Станислав предложил ювелирному салону Chamovskikh стать спонсорами выставки. Коммерсанты сочли проект интересным, добрым и социально-полезным и дали денег не только на печать фотографий, но и на проведение презентации. И вот тут началось самое интересное: ювелиры пригласили в партнеры сеть клиник Linline, вместе они позвали своих VIP-клиентов и устроили феерическую вечеринку с шампанским, танцами на песке и черными аниматорами в леопардовых шкурах.
Тематика вечеринки была ясна с порога: Африка. На входе в галерею горели факелы, гостей встречала пара негров в африканских костюмах. От самого входа вглубь галереи тянулся подиум из настоящего песка. Куча детишек с совками и ведерками использовали его как песочницу, а рядом их нарядные мамы (изредка – папы) наслаждались фуршетом от ресторана «Куршевель 1850». В центре зала играли на барабанах чернокожие музыканты. На втором этаже дети рисовали, ожидали очереди на фейс-арт, ели, пили, фотографировались. И лишь изредка гости смотрели на фотографии Станислава Белоглазова, развешанные по стенам. К некоторым снимкам вообще невозможно было подойти из-за столов, часть была закрыта сценой в виде вигвама. Но автора фотографий это совсем не расстраивало. «Завтра тут ничего этого уже не будет, придут ценители искусства и смогут все посмотреть, пообщаться со мной, я покажу слайд-шоу из фотографий, которые в выставку не вошли», – говорит Станислав Белоглазов.
Официальная часть мероприятия началась с модного показа детской одежды от еще одного спонсора проекта, затем прошло награждение победителей детского конкурса рисунков. После этого темнокожие аниматоры провели мастер-класс по африканским танцам. Народ веселился и плясал, Станислав Белоглазов бродил среди гостей с компактной фотокамерой, изредка снимал, общался со знакомыми. Когда ведущий, наконец, позвал его на сцену, Стас взял микрофон и попытался рассказать об идее выставки, но шоумен прервал его со словами: «О фотографиях ты завтра расскажешь, а сегодня мы тебя позвали веселиться!». С этими словами Станислава впихнули в танцевальный паровозик и потащили наверх.
Когда закончилась официальная часть и началось выступление чернокожего вокалиста, я утащила Станислава в уголок, чтобы немного пообщаться с коллегой.
– Стас, мне в первую очередь как фотографу интересно – сколько ты привозишь фотографий из поездки?
– Бывали поездки и по 15 тысяч фоток – это с трехнедельного путешествия. Когда идет бешеная движуха типа бразильского карнавала, где просто долбишь и уже сам не понимаешь, что снимаешь – может быть и больше 15 тысяч.
– И как это все разгребать?
– Скидываю по ходу дела самые лучшие кадры, если есть камера с wifi. Некоторые поездки так и лежат неразобранные. И надо отдать должное спонсорам этой выставки, потому что они не только дали денег, но и выборку провели.
– Как именно выбирали фотографии?
– Тут идея была в том, чтобы показать ребенка с игрушкой и мир, где этот ребенок живет. Поэтому отсматривали не всю съемку с поездки, а только тот кусок, когда я снимал ребенка и то, что вокруг. А это всего пара съемочных часов. Единственное исключение, когда вокруг ребенка с игрушкой фотографии с другого года – это вот эта серия с Филиппин, где люди живут на кладбище (см. фото ниже). Дело в том, что я был там три года назад, снял этого ребенка в люльке над могилой, а во вторую поездку на Филиппины, через три года, я приехал с пачкой фотографий и с точками GPS, нашел этих людей, подарил им фотографии – они повесили их там у себя в склепиках – и в том числе я нашел этого ребенка из люльки и подарил ему игрушку.
– Спонсоры дали денег только на выставку или на весь проект?
– Спонсора хватает только на то, чтобы напечатать фотографии и провести открытие. А на то, чтобы объездить 20 стран, никаких спонсоров не хватит. Все держится на учениках: я беру людей, которые хотят научиться снимать и еду с ними. Иногда они сами предлагают места, которые им интересны и до которых я сам, может быть, не добрался бы. Есть человек, который объездил со мной около половины стран.
– Ты преподаешь только техническую сторону или о психологии работы с людьми тоже рассказываешь?
– Если человек едет не в первый раз, про технику почти и не говорим. Мы разговариваем о композиции, о смысле кадра, сюжете. Иногда решаем такие простые проблемы, как страх подойти к человеку. Ученики говорят: «Да я бы убил, если бы мне кто-то в рожу тыкал фотоаппарат». Так это у тебя такие тараканы в голове, а вот этим людям, – показывает на фотографии, – им наоборот приятно, что на них обратили внимание, показали картинку, они поговорили с этой белой обезьянкой с фотоаппаратом. Там камера – это средство общения. Там просто идешь в жилой дом, начинаешь ходить по этажам, снимать, и жители если не пытаются тебя усадить за стол и накормить, то как минимум улыбаются, мол, снимай дальше.
– Да, прямо какой-то другой мир! Совсем другие люди.
– Эта выставка как раз помогает понять, что дети-то все одинаковые, раз им всем нравятся игрушки. Они тоже хотят любви родителей, дружбы с другими детьми, а вот понимание того, что правильно, что неправильно, что можно, что нельзя – оно разное. У одних можно, например, папе втыкать крючки в спину, у других можно маму лупить розгами.
– Зачем?!
– Вот такие вот обряды инициации. Вот фотографии из Эфиопии, где розгами бьют женщину – кровь, мясо! И в кадре ребенок – стоит, смотрит из-за дерева. Потом, кстати, подошла маленькая девочка, просила и ее тоже бить. Для них это нормально, они с этим живут с рождения. Для детей понятие «можно-нельзя» сформировано их окружением, а мир на самом деле многообразен. И наше понимание хорошего и плохого – не истина в последней инстанции.
– А были ли случаи, когда люди были против съемки?
– В Европе – да. Там могут и поколотить. Недавно два раза нарвался – снимал русско-сербско-польских полубомжей-нелегалов в Брюсселе – возражали, ругались, грозились морду набить. А другой раз снимал, как кормят беженцев – и на меня накинулись волонтеры с криками, что нечего тут снимать. Вот гей-парады проводить прямо на месте терактов и фотографировать – это можно, а счастливых людей с едой – нельзя. Не поймешь народ!
Просмотров: 5715
Фотограф: Елена Сорока, Станислав Белоглазов