История строительства Свердловской ГЭС на Большом Конном полуострове, где паслись мустанги и гуляли хмельные компании

Стоимость объекта составила 4 млн рублей.

История строительства Свердловской ГЭС на Большом Конном полуострове, где паслись мустанги и гуляли хмельные компании - Фото 1
Общий вид здания новой Свердловской электростанции, 1928 год. ФОТО: Свердловский госархив

«Это место действительно было диким: паслись мустанги местной породы, приезжали компании, которые в хмельном состоянии старались быть на почтительном расстоянии от милиции», — именно так описывали Большой Конный полуостров до начала строительства Свердловской ГЭС. Объект стоимостью 4 млн рублей, который полностью обеспечил электричеством наш город, появился здесь конце февраля 1927 года.

 

В сегодняшнем материале JUSTHISTORY мы расскажем о том, как на полуострове, добраться до которого можно было только на лодках, возводили этот значимый для города объект, а также суперсовременный поселок для энергетиков, где в домах был водопровод и теплые уборные.

 

В 1923 году под управлением ученого-металлурга Владимира Грум-Гржимайло возникла комиссия, которая решала, что будет с полуразрушенным Уралом после Гражданской войны. Гуру российской металлургии и отменный специалист по печам до революции возглавлял Верхнесалдинский и Нижнесалдинский заводы, управлял Алапаевским городским округом и знал все про уральскую металлургию. Грум-Гржимайло настоял на том, что в Екатеринбурге непременно нужно строить новые производства, а для этого необходима электроэнергия. Для последней городу необходима мощная электростанция.

 

По словам руководителя Музея энергетики Урала компании «Россети Урал» Валентины Жук, возвести такую решили на Большом Конном полуострове, что в пяти км от Екатеринбурга, так как нам находились залежи торфа. Последний был значительно дешевле, чем уголь или дрова. Предполагалось, что основного топлива хватит на 10 лет, а затем его будут возить с Широкой речки.

 

История строительства Свердловской ГЭС на Большом Конном полуострове, где паслись мустанги и гуляли хмельные компании - Фото 2

 

«Это место действительно было диким: паслись мустанги местной породы, приезжали компании, которые в хмельном состоянии старались быть на почтительном расстоянии от милиции. Одним словом, существовало торфяное болото, до которого никому не было дела. Сколько сотен лет ходило человечество по этому острову, далекое от мысли о том, что ходит по источнику света, тепла и энергии – торфу», — говорилось  в статье газеты «Уральский рабочий» от 15 марта 1927 года о месте, где решили возводить ГЭС.

 

История строительства Свердловской ГЭС на Большом Конном полуострове, где паслись мустанги и гуляли хмельные компании - Фото 3
ФОТО: из архива Музея энергетики Урала

 

Для реализации масштабного проекта в 1923 году было создано акционерное общество, которое в 1924 году после переименования города получило название «Свердловская ГЭС». Уставной капитал организации составил 2 млн рублей. Согласно смете, по 30% от суммы вложили горисполком и небольшие промышленные предприятия. Еще 35% — Гормет, Пермская железная дорога и Главэнерго. Оставшиеся 5% внесли мелкие акционеры.

 

 

История строительства Свердловской ГЭС на Большом Конном полуострове, где паслись мустанги и гуляли хмельные компании - Фото 4
ФОТО: из архива Музея энергетики Урала
 
«Прошлой осенью, когда на «Конный» полуостров даже не было дороги через болото и попасть на него можно было только на лодках, туда явилась первая изыскательная партия в 4 человека. Были раскинуты две красноармейско-походные палатки и начались первые скромные работы: изыскание грунта, планировка полуострова и прочее», — говорится в статье газеты «Уральский рабочий» от 23 мая 1923 года.

 

Правление акционерного общества электростанции по согласованию с Облпрофстроем объявило открытый конкурс на проекты фасадов новой электростанции. Было назначено три премии: 1-я в 600 рублей, 2-я — в 400 рублей и 3-я — в 250 рублей. Всего на конкурс было представлено 13 работ.

 

История строительства Свердловской ГЭС на Большом Конном полуострове, где паслись мустанги и гуляли хмельные компании - Фото 5
ФОТО: из архива Музея энергетики Урала
 
«Здание электростанции выдержано в «кирпичном» стиле с элементами модерна. Особенно интересен северный фасад, выходящий к Верх-Исетскому пруду. Лицевой кирпич здесь украшен декоративными штукатурными элементами. С юга к зданию станции примыкает элеватор для подачи торфа и дымовая труба, которые являются если не архитектурными, то, во всяком случае, инженерными памятниками. Впрочем, в списке объектов культурного наследия электростанция не обнаружилась», — говорит Валентина Жук.

 

История строительства Свердловской ГЭС на Большом Конном полуострове, где паслись мустанги и гуляли хмельные компании - Фото 6
ФОТО: из архива Музея энергетики Урала

 

8 июня заложен первый камень в фундамент главного здания новой электростанции. От имени Обкома РКП (б)  и от имени Облисполкома с приветственной речью выступал товарищ Тар:

 

«Наши враги хихикали и злорадно смеялись над нами, дескать, где им лапотникам, варварам справиться с хозяйственной жизнью страны. Они предсказывали дни и часы нашей гибели. Как видите, их предсказания не оправдались. Мы с каждым годом крепнем и растем наша новая электростанция уже не первая на счету, которую рабочий класс строит своими мозолистыми руками. По всему Союзу ССР идет стройка новых электростанций».

 

 

История строительства Свердловской ГЭС на Большом Конном полуострове, где паслись мустанги и гуляли хмельные компании - Фото 7
ФОТО: из архива Музея энергетики Урала

 

После этого, по данным газеты «Уральский рабочий» от 8 июня 1924 года, на трибуне появляются два рабочих-каменщика. Один из них на подносе держит медную доску с высеченными на ней словами: 

 

«Ильич на VIII съезде советов сказал: электрификация – это вторая программа партии. 8 июня 1924 года».

 

Оркестр играет Интернационал, а каменщики спускаются в котлован. На медную доску кладут первый камень и первый мазок цемента.

 

История строительства Свердловской ГЭС на Большом Конном полуострове, где паслись мустанги и гуляли хмельные компании - Фото 8

История строительства Свердловской ГЭС на Большом Конном полуострове, где паслись мустанги и гуляли хмельные компании - Фото 9
ФОТО: из архива Музея энергетики Урала

 

Стоили «Свердловскую ГЭС», как и почти все остальные объекты в то время, только с использованием ручного труда. Все устанавливаемое на ней оборудование – турбогенераторы, паровые котлы — было произведено только на советских заводах. Часть оборудования была выпущена впервые. Доставляли его на Урал на дрезинах с помощью конной тяги, а затем по водной глади, на лодках и понтонах.

 

«Строительство велось в основном «вручную»: лошади, тачки, телеги, лебедки. Часть работ была механизирована: при прокладке водоподающего канала в грунте применялось пневматическое бурение с использованием электровоздушного компрессора, для подачи материалов действовал электрический элеватор. На протяжении всего строительства возникали проблемы с доставкой необходимого оборудования, потребовалось дополнительное финансирование. В итоге вместо двух миллионов на возведение объекта, приобретение оборудование потребовалось 4 млн 200 тысяч рублей», — говорит руководитель Музея энергетики Урала компании «Россети Урал».

 

 

История строительства Свердловской ГЭС на Большом Конном полуострове, где паслись мустанги и гуляли хмельные компании - Фото 10

История строительства Свердловской ГЭС на Большом Конном полуострове, где паслись мустанги и гуляли хмельные компании - Фото 11
ФОТО: из архива Музея энергетики Урала

 

За все технические вопросы по строительству отвечал главный инженер станции Лев Фольварков, окончивший Санкт-Петербургский университет и имевший за плечами большой опыт работы на разных энергообъектах России. Финансовыми и организационными вопросами руководил директор-распорядитель АО «Свердловская ГЭС», уральский инженер-электротехник Исаак Канторович. Во многом благодаря их настойчивости и преданности делу все работы были завершены.

 

 

История строительства Свердловской ГЭС на Большом Конном полуострове, где паслись мустанги и гуляли хмельные компании - Фото 12
Исаак Канторович - первый ряд, третий справа, Лев Фольварков - первый ряд, в центре
 
«Сначала на Большеконном Лев Фольварков возглавлял энергетику, а затем написал стихотворения, опубликованное в «Уральском рабочем», в котором он сказал: «А теперь городу нужна вода». После этого он занялся также устройством водопровода», — отмечает Валентина Жук.

 

История строительства Свердловской ГЭС на Большом Конном полуострове, где паслись мустанги и гуляли хмельные компании - Фото 13
ФОТО: Музея истории Екатеринбурга

 

К апрелю 1925 года, по данным газеты «Уральский рабочий», была полностью закончена кладка стен главного корпуса электростанции, закрыт крышей машинный зал. В котельном отделении закончен фундамент для трех котлов. Готов водопровод. На очереди — фундаменты для турбогенераторов и постройка железобетонных резервуаров для торфа.

 

Одновременно с электростанцией в сосновом лесу началось возведение поселка для 256 рабочих, который получил название «Электрогородок». Решено было строить «солидные», а не временные объекты, поэтому по тем временам это был лучший рабочий поселок.

 

 

История строительства Свердловской ГЭС на Большом Конном полуострове, где паслись мустанги и гуляли хмельные компании - Фото 14

История строительства Свердловской ГЭС на Большом Конном полуострове, где паслись мустанги и гуляли хмельные компании - Фото 15
ФОТО: из архива Музея энергетики Урала

 

Здесь появились комфортные 2-х этажные деревянные дома на каменном фундаменте по 10 квартир, с водопроводом, и в перспективе должны были появиться теплые уборные. Также был один дом-общежитие в объеме 320 сажен.

 

По данным газеты «Уральский» рабочий», помимо жилья, в поселке были: магазин-распределитель, пекарня, почта, библиотека, столовая на 150 человек, баня с дезинфекционной камерой и прачечной, клуб и летний театр. Здесь действовали кружки: политграмоты, безбожника, физкультуры, музыкальный, драматический, шахматный, хоровой, а также школа по ликвидации безграмотности.

 

История строительства Свердловской ГЭС на Большом Конном полуострове, где паслись мустанги и гуляли хмельные компании - Фото 16

 

В конце февраля 1927 года в статье Аркадия Гайдара «3000 вольт» в газете «Уральский рабочий» сообщалось, что «вчера в 3 с половиной часа дня техник Силанов подошел к доске генераторного пульта, спокойно повернул рычажок, и 3000 кВт, бесшумно ударив провода, полились непрерывным горячим потоком на заводы Свердловска». После расширения объекта его мощность составила уже 11 000 кВт

 

12 марта состоялось торжественное открытие Свердловской ГЭС. Ей присвоили имя председателя Совета народных комиссаров СССР Алексея Рыкова, но после того, как его объявили врагом народа, станция получила имя В.В. Куйбышева.

 

«Сама станция красива и чиста, как только что выпущенная из мастерской игрушка. Ровно в половине первого тов. Пылаев разрезал красную ленту, которая связывала паропуск и турбогенератор, и сердце новой красавицы забилось. С бешенной скоростью закрутился видимый с одного конца вал и стрелки амперметров задвигались. На распределительном щите зажглись контрольные лампочки и поплыл в новеньком зале мягкий, характерный гул. Директор завода «Красная Кровля» повертывает рычаг всего на три сантиметра влево и новый цех его завода за четыре километра от станции получает жизнь. Зам. пред. Горсовета тов. Кушнерук поворачивает другой рычаг и за пять километров зажглись лампочки в Свердловске», — говорится в статье газеты «Уральский рабочий».  
 

 

История строительства Свердловской ГЭС на Большом Конном полуострове, где паслись мустанги и гуляли хмельные компании - Фото 17
ФОТО: из архива Музея энергетики Урала

 

Электростанция работала на торфе. Изначально подвозить его помогали лошади, а затем для этих целей была сооружена узкоколейная железная дорога.

 

«Котлы работали на кусковом торфе. Торф возили с Широкой речки завербованные крестьяне на своих лошадях. Его ссыпали в вагонетки, их поднимали тросом наверх, а оттуда — в бункер. Лошадей использовали до тех пор, пока не построили узкоколейку, и прямо с Широкой речки стали ходить вагончики. Мы на работу добирались на конке. С ВИЗа до электростанции лошадь возила открытый вагон», — рассказала ИА «Мангазея» А.К. Илюхина, которая работала на электростанции с 1928 года до дня ее закрытия в 1964 году.

 

История строительства Свердловской ГЭС на Большом Конном полуострове, где паслись мустанги и гуляли хмельные компании - Фото 18

История строительства Свердловской ГЭС на Большом Конном полуострове, где паслись мустанги и гуляли хмельные компании - Фото 19
ФОТО: из архива Музея энергетики Урала

 

Свердловская ГЭС позволила развить электрические сети Свердловска. Строились линии 220/127 вольт, 6 киловольт. Появились первые трансформаторные подстанции, был создан первый Дежурный аварийный пункт.  В 1930 году по высоковольтной линии через Верх-Исетский пруд от Свердловской ГЭС была передана электроэнергия строящемуся Уралмашу.

 

«Это была глобальная электрификация Свердловска. Предприятия, жилые дома и улицы получили освещение. Станция работала до середины 1960 годов. Это было главное энергетическое сердце города. Свердловск шел впереди технического прогресса. Он был одним из немногих в России, который был так рано электрифицирован», — отмечает Валентина Жук.

 

История строительства Свердловской ГЭС на Большом Конном полуострове, где паслись мустанги и гуляли хмельные компании - Фото 20

История строительства Свердловской ГЭС на Большом Конном полуострове, где паслись мустанги и гуляли хмельные компании - Фото 21

 

Свердловская ГЭС снабжала энергией Свердловск  до середины 1960-х годов, затем электричество и тепло стала давать Среднеуральская ГРЭС. Станция на Большеконном была остановлена, генерирующее оборудование демонтировано, и небольшая ее часть действует в настоящее время как распределительная подстанция «Береговая» 35/6 кВ.

 

Историю появления на улицах Екатеринбурга первых электрических фонарей и Центральной электростанции читайте здесь.

 

Редакция JustMedia.ru выражает огромную благодарность за помощь в подготовке материала руководителю Музея энергетики Урала компании «Россети Урал» Валентине Жук.

 

 

Просмотров: 9377

Автор:

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости