Инструкцию о том, как действовать в случаях, если продавец не хочет оформлять возврат.
В соцсетях существуют магазины, в которых потребители заказывают красивую одежду, а получают ненужный хлам. Принимать обратно последний продавцы нередко отказываются. В интернете есть даже отдельные форумы, на которых люди делятся опытом возврата денег за полученную подделку. Один из таких посвящен Ellshopofficial и Jesari.shop. Правда, участниками этого обсуждения многие становятся только после того, как уже попались на удочку владельцев магазина. Одним из таких покупателей в апреле прошлого года стал шеф-редактор JustMedia.ru. Пройдя 11 кругов ада, он все же вернул деньги, а на основе своего опыта составил подробную инструкцию о том, как действовать в таких случаях.
1. Прозвучит глупо, но лучше не заказывать товары в непроверенных интернет-магазинах особенно через соцсети. Даже, если у них много подписчиков, отзывов и их сотрудники очень живо отвечают на вопросы в директ. Например, у магазина Jesari.shop в Инстаграм, в котором я заказывала хлопковые штаты и кофту, 330 тысяч подписчиков.
2. Не ведитесь на «оплата при получении». Помните, если вы получаете товар на почте с наложенным платежом или в офисе курьерской доставки груза, то сначала вы платите, а уже потом смотрите, то, что вам прислали. И тут вас может ждать такой же неприятный сюрприз, как и меня. На картинке красота, а в реальности — ужас. Кроме того, при наложенном платеже вы, помимо самой суммы, должны заплатить еще комиссию почте за пересылку денег продавцу. В моем случае это было еще +205 рублей к сумме заказа.
3. Если вам не понравился или не подошел товар, то не торопитесь отправлять его обратно на адрес, с которого он пришел. Особенно, если это просто абонентский ящик в почтовом отделении другого города. Например, мне товар пришел с такого адреса: Стерлитамак, Шафиева дом 37, а/я № 20. Можете потерять и покупку, и деньги. Мне такую ошибку не дали совершить работники почты, которые видели тысячи таких случаев. Но других людей (не раз после этого видела похожие ситуации) никакие предостережения не останавливают. Более того, как отмечают работники почты, добросовестные магазины сами оплачивают обратную отправку им товара в случае, если он не подошел или не понравился.
Условия возврата товаров, купленных через интернет, немного отличаются от тех, что действуют для обычных магазинов. Регламентируется этот процесс статьей 26.1 ФЗ «О защите прав потребителей», а также «Правилам продажи товаров дистанционным способом», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 г. №612
Покупатель может вернуть купленный в интернет-магазине товар без объяснения причин в течение 7-и дней после доставки. Однако этот срок увеличивается до трех месяцев, если продавец вместе с товаром не отправил покупателю письменную памятку, в которой содержится информация об адресе продавца, по которому осуществляется возврат товара; режим работы; максимальный срок, в течение которого товар может быть возвращен продавцу, или минимально установленный срок (от 7 дней); предупреждение о необходимости сохранения товарного вида, потребительских свойств товара надлежащего качества до возврата его продавцу, а также документов, подтверждающих заключение договора; срок и порядок возврата суммы, уплаченной покупателем за товар.
4. Напишите продавцу, что хотите вернуть товар. Попросите выслать вам адрес, куда следует его отправить, если этой информации не было в памятке. Если он согласен, то пусть сначала вернет вам деньги, либо отправьте покупку с наложенным платежом (на почте также, как и вам ранее, его не выдадут, пока он не оплачен). Ценность должна быть равна стоимости вашего заказа. Да, свои деньги за доставку, пересылку обратно и комиссию вы потеряете. Например, я купила костюм за 2680 рублей, 200 рублей — доставка и 205 рублей — комиссия почты. Ценность — 2680 рублей. Комиссию почты за пересылку вам денег должен оплатить продавец, что регламентировано указанными выше законодательными актами.
Даже если отправитель согласился принять товар, и вы отправили его наложенным платежом, то, как и в моем случае, он может отказаться его выкупать. Тогда вам снова придется получить его на почте и оплатить обратную пересылку.
5. В случае, если продавец не хочет возвращать деньги или уговаривает на обмен, то необходимо отправить заказным письмом с уведомлением претензию на адрес, с которого пришел товар или тот, что был указан для возврата. Как составить претензию? В ней необходимо указать: когда, каким способом был совершен заказ, что это был за товар (артикул, номер, название), сумма, уплаченная за него, когда получен, ссылки на статьи из пункта 3, реквизиты, куда перечислить денежные средства и ваши контактные данные. Кроме того, надо указать срок ответа на претензию и напомнить, что в случае отклонения ваших требований, вы намерены обратиться в суд. Обязательно сохраняйте чеки, подтверждающие отправление претензии.
Если ответ на претензию положительный, то дальше надо действовать по схеме из пункта 4. Если он не поступил в течение 10 дней с момента, как продавец его получил, или он вас не устраивает, то можно готовиться к суду. Но сразу предупрежу, что это дело не быстрое и придется побегать, поэтому сразу оцените свои силы. Прежде всего, надо узнать адрес своего участка в мировом суде. Например, если раньше мой находился в соседнем дворе, то в прошлом году его перенесли за 7 км от моего дома, в Академический. Возможно, если бы я сразу это узнала, то не стала бы в это влезать.
6. По обновленным правилам истец должен сам отправить ответчику копию иска и прилагаемый к нему пакет документов (лучше все отправлять с описью вложения, которую можно заранее заполнить и распечатать на сайте почты), а уже потом идти в суд. И вот тут самое главное — это узнать точный адрес, по которому зарегистрирован ИП или юр. лицо. Сделать это можно, запросив в налоговой службе выписку из ЕГРИП или ЕГРЮЛ, но для этого надо знать правильное наименование продавца. В моем случае оно было указано на посылке.
Итак, сначала через сайт налоговой необходимо оплатить стоимость услуги (в моем случае 200 рублей) и составить запрос на получение выписки из реестра. В последнем обязательно попросить указать адрес регистрации организации. После этого с чеком и запросом надо идти в ближайшую к вам налоговую. Отделы, где их принимают и выдают через 7 дней лично в руки ответы, как правило, работают до 18:00.
7. С подтверждением отправки письма ответчику (распечатка с трек-номером с сайта почты или оригинал чека) можно идти в суд. Как составить иск? В нем надо подробно описать ситуацию, расписать сколько, когда и за что вы платили (пересылка, отправка писем, стоимость самого товара). Обязательно прикрепить оригиналы чеков или выписки с карты.
В иске, помимо, всех своих расходов, вы можете попросить компенсировать вам моральный вред, взыскать с ответчика штраф в размере 50% от суммы, присужденной в вашу пользу за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения ваших требований из претензии, проценты за пользование вашими деньгами (теми, что вы оплатили за товар), а также сразу попросить суд выдать вам исполнительный лист, после того, как решение вступит в законную силу.
Кроме того, лучше сразу заложить в требования к ответчику плату за пересылку товара, после того как приставы переведут вам деньги, и почтовые расходы на пересылку исполнительного листа последним. Обязательно сделайте две копии иска: один для суда, второй — для вас, на котором будет стоять отметка о дате получения от вас документов.
8. Примерно через три недели-полтора месяца состоится суд. О времени и дате заседания обычно уведомляют по sms. Если суд удовлетворит ваши требования, то можно еще раз написать заявление с просьбой выдать вам исполнительный лист после вступления решения суда в законную силу. Если ответчик не оспорит последнее, то его можно получить чуть больше чем через месяц. Если суд не удовлетворит иск, то вы сами можете подать апелляцию в районный суд.
9. За исполнительным листом вам снова придется ехать в суд. Мне его не выдали сразу, несмотря на то, что я просила об этом в иске. Сказали приехать через два дня, что я и сделала. Но он снова не был готов. Пришлось ждать около часа, пока его сделают. Дозвониться до суда, чтобы узнать готовность или любую другую нужную вам информацию, к сожалению, можно не всегда. По крайней мере, на моем участке в мировом суде Верх-Исетского района трубку ни разу не взяли.
10. Узнайте адрес судебных приставов, которые отвечают за участок, на котором зарегистрирован ИП или юр. лицо. На него необходимо заказным письмом с описью вложения отправить исполнительный лист, а также заявление с просьбой возбудить исполнительное производство (форма есть на сайте ФССП). Когда письмо доставлено, то можно позвонить приставам и узнать, кто занимается взысканием, чтобы периодически напоминать о себе. Мне повезло. Приставы Стерлитамакского района Республики Башкортостан за несколько недель взыскали с ответчика всю сумму и переслали мне.
11. После того, как вы получили деньги, необходимо отправить товар продавцу. Документ, подтверждающий это, надо обязательно сохранить. Если этого не сделать, то он может ответно обвинить вас в незаконном обогащении. Даже если продавец не захочет забирать на почте отправление, то вы ему все равно больше ничего не должны.
«Суд постановил, что ответчик должен возместить уплаченные за товар денежные средства и т.д., истец — вернуть товар. Вы отправили, что подтверждается квитанцией с трек-номером, значит, свою часть выполнили. Почта хранит отправление 30 дней, а потом отправляет обратно. Вы не обязаны выкупать его обратно. А если и выкупите, то обязанности по хранению предмета спора у вас нет. Вы можете его подарить, использовать, потерять, утилизировать», — отметили в управлении Роспотребнадзора по Свердловской области.
P.S. Костюм я заказала в начале апреля 2021 года, а вернуть за него деньги смогла только в октябре. Конечно, мне компенсировали также основные расходы, но никто не вернет потраченного времени (поездки в суд, походы на почту, составление документов) и нервов. Именно поэтому очень мало людей решаются защитить свои права и дойти до суда. Кроме того, не всегда представляется возможным найти адрес регистрации ИП или юр. лица, а без этого, напомню, невозможно подать в суд. Именно этим и пользуются недобросовестные продавцы. Все это возвращает нас к пункту №1: «Лучше не заказывать товары в непроверенных интернет-магазинах».
Просмотров: 10807
Автор: Екатерина Турдакина