Ректоры сделали сенсационные заявления по поводу несостоятельности нынешних программ в сфере высшего образования.
Российская система образования сильно отстает от мировых тенденций. Сейчас от краха отечественные вузы сдерживает только один фактор: наличие дипломов государственного образца. Если дипломы потеряют этот статус, отечественные учебные заведения тут же поглотят современные образовательные программы. Такую тенденцию констатируют ведущие эксперты в сфере уральского высшего образования. Так безапелляционно проблема в Екатеринбурге была заявлена впервые: поводом для самокритики руководителей вузов стало участие в недавнем образовательном форсайте.
В масштабном мероприятии приняли участие руководители ведущих учебных заведений Свердловской области и представители бизнеса, а также представители студенческого сообщества. Тезисы, выдвинутые на этой встрече, многих повергли в шок.
«Я испытала настоящий стресс, - призналась по итогам форсайта заместитель директора бизнес-школы УрФУ по инновационным проектам Лариса Малышева. – По факту, мы очень отстали от остального мира. На этом мероприятии я встретилась с молодыми людьми, которые проходят обучение не по вузовским программам, и при этом они успешны, они продвигают свои проекты вперед. И они востребованы на рынке».
«Если у нас в городе построить филиал Массачусетского технологического института, то все вузы города станут не нужны», - констатирует ситуацию ректор РГППУ Евгений Дорожкин.
Тенденция, которая все больше заявляет о себе в сфере образования – это обучение по дистанционным образовательным программам. Сейчас мировой рынок активно завоевывают два образовательных «монстра»: это система Kursero - проект, созданный студентами Стэнфордского университета и совместная платформа Гарварда и Массачусетского университета. Основное отличие таких курсов в том, что они предлагают не полноценное образование, а компетенции, необходимые человеку для устройства на работу. Благодаря такому точечному образованию время обучения сокращается с нескольких лет до нескольких месяцев.
Онлайн-курсы имеют наполеоновские планы на будущее: Kursero, к примеру, работает с восемью языками, в том числе – с русским. Через семь лет, по прогнозам, на этой образовательной площадке будет учиться уже миллиард человек.
«Спокойная работа институтов высшего образования в России будет подвергаться серьезному давлению со стороны онлайн-курсов. В России они пока имеют небольшую популярность, но также активно собирают аудиторию», - считает главный редактор издания National Business Александр Василевский. По его мнению, для того чтобы российская система образования могла вписаться в существующую картину мира, необходима полная прозрачность образования: это открытый рейтинг преподавателей и электронные дипломы для студентов.
Но при такой системе «головы полететь» могут у многих педагогов: ведь может выясниться, что многие их знания и методы обучения – не состоятельны.
Еще один минус российской системы образования: она слишком неповоротлива, считают эксперты. Смена технологических процессов происходит все быстрее, и студенты, поступая на обучение по той или иной специальности, рискуют к окончанию вуза уже остаться невостребованными. По мнению экспертов, «держать руку на пульсе» современных тенденций удастся лишь в случае тесного взаимодействия с работодателями.
Пока же уральским вузам в большинстве своем не удается актуализировать образовательные программы. Подтверждение тому – создание собственного технического университета металлургическим холдингом УГМК. Производителям легче самостоятельно создавать будущие кадры, несмотря на дополнительные расходы.
По мнению Ларисы Малышевой, российские вузы должны внедряться в мировую систему образования, чтобы быть конкурентоспособными.
Некоторые вузы уже делают подвижки к тому, чтобы соответствовать современным требованиям. Так, Евгений Дорожкин (РГППУ) рассказывает, что в вузе в открытый доступ на сайт выкладывается информация о преподавателях.
Впрочем, не все представители образовательной сферы согласны с мнением о том, что российское образование должно идти по российским стандартам. «Мы должны сохранить самобытность нашей образовательной школы, - считает руководитель УГЛТУ. – Интернет-курсы воспитывают обслуживающий персонал, исполнителей. Получив компетенции, человек не умеет самостоятельно мыслить. Наши же вузы воспитывают именно образ мышления».
Стоит отметить, что система высшего образования еще не так подвержена переменам, как образование школьное. Недовольство последней сферой выливается в уход из нее: там это сделать легче, особенно, если позволяют финансы. Педагоги отмечают, что случаев, когда родители переводят здоровых детей на индивидуальное обучение, становится все больше. Позволить себе репетиторов или курсы могут пока немногие, но в Екатеринбурге такие прецеденты есть. Если ничего не менять, то вузам замена тоже найдется достаточно быстро.
Просмотров: 4491
Автор: Мария Мехоношина