Поколение Y – миллениалы, родившиеся во второй половине 1990-х – 2000-х годов – сегодня выходит на рынок труда. Молодые люди часто шокируют работодателей своими взглядами на жизнь и подходом к делам. О том, могут ли директоры компаний и начинающие специалисты найти общий язык, рассказывает руководитель олимпиады «Я – профессионал», проректор НИУ ВШЭ Валерия Касамара.
В 2017-2018 году прошел первый сезон студенческой олимпиады «Я – профессионал». Мы познакомились со многими интересными ребятами. Они смелые, креативные, теоретические, мечтают о быстром карьерном росте и руководящих позициях. Они очень образованные и хотят продолжать обучение: из 2030 дипломантов олимпиады более 750 воспользовались льготами и поступили в ведущие учебные заведения страны в магистратуры и аспирантуры.
Тем не менее, практика показывает, что многие из них не умеют планировать свой профессиональный путь, не готовы прикладывать усилия для достижения успеха. Им кажется, что знаний уже достаточно, чтобы все двери были открыты. Но значимые должности не достаются просто так: для этого необходим хотя бы минимальный опыт работы в отрасли.
Один из призов для победителей олимпиады – стажировки в престижных российских компаниях: в Сбербанке, Банке ВТБ, компании «Лукойл» и других крупных российских компаниях. Мы были уверены, что студентов заинтересует такая потрясающая возможность познакомиться с профессией, попробовать свои силы на практике и приблизиться к работе мечты. Но у участников – представителей поколения Y – оказался другой взгляд на стажировки. На письма с предложениями ответили чуть больше половины дипломантов. Ребята отказывались от банков, от нефтяных компаний, называя разные причины. Один студент честно спросил: «Вы знаете, что сейчас летние каникулы, и надо отдыхать, а не стажироваться?».
Конечно, для нас это стало неожиданностью. Летом ребятам хотелось вернуться из университетских общежитий к семье, даже к домашней еде. Работодатели проиграли маминым борщам и блинчикам в неравном бою. Справедливости ради надо отметить, что 434 дипломанта прошли стажировки и с радостью рассказывают об этом опыте. Среди таких ребят студентка УрФУ Катя Скобелина, призер направления «Материаловедение». Это вообще удивительная ситуация: девушка очень хотела пройти практику в Российском научно-исследовательском институте трубной промышленности, а ее сразу пригласили на работу.
Мне бы хотелось, чтобы таких историй было больше. Компании готовы принимать молодых специалистов. Главное, чтобы специалисты захотели прийти, смогли показать, на что они способны. И вот на этом этапе возникают трудности. Миллениалы, воспитанные в комфортных условиях, опекаемые родителями даже после выпуска из вуза, привыкли делать только то, что хочется. Они не понимают, что некоторые задачи на работе надо выполнять. Им нужно объяснить, зачем и почему это надо, и, если ответ их не удовлетворит, они вполне могут отказаться.
Более того, родители миллениалов часто росли в стесненных материальных условиях, поэтому довольно долго стараются обеспечивать своих детей. В результате студенты и выпускники не держатся за работу. Руководителей шокируют случаи, когда молодой человек успешно проходит собеседования, а после двух дней работы перестает появляться в офисе, не отвечает на телефон. И если до него удается дозвониться – спокойно объясняет, что больше в этой компании не работает, потому что ему не понравилось. Работодателей такое отношение расстраивает, но это проблема и для самих миллениалов, которые не могут устроить свою карьеру, выполнить даже несложные, реализуемые планы.
Организаторы олимпиады «Я – профессионал» поставили себе амбициозную задачу – «познакомить» студентов и работодателей. Первым надо объяснить, чего от них хотят в компаниях, научить командной работе, целеполаганию. Для этого мы запустили масштабную образовательную программу, включающую 17 очных тренингов и 21 вебинар по гибким навыкам. Это как раз те универсальные умения, которые помогают произвести положительное впечатление на работодателя, правильно выстроить общение с коллегами, достигать профессиональные цели. Занятия со студентами проводят бизнес-тренеры и HR-специалисты крупных компаний. Один из тренингов – «Скажи мне свою цель, и я скажу, кто ты» – состоится 16 ноября в Екатеринбурге. Его проведет тренер Сергей Озеров, топ-менеджер, преподаватель программы MBA в МГУ им. М.В. Ломоносова.
Работодателям, в свою очередь, надо показать, что с молодежью можно и нужно работать, но в чем-то придется подстроиться и уступить. За рубежом этот процесс уже начался: компании вводят элементы геймификации, чтобы вовлечь миллениалов в работу. Их хвалят за выполненные задания на каждом этапе, чтобы они получали заряд энергии так же, как получают его от лайков в социальных сетях.
Процесс привыкания друг к другу может быть непростым, но от гармоничных отношений молодых специалистов и работодателей выиграют все. Миллениалы другие, но их отличают качества и компетенции, которых не было у предыдущих поколений. Они чувствуют себя в новой цифровой среде как рыбы в воде, могут быть очень работоспособными, когда заинтересованы в чем-то, и хотят, чтобы в конечном итоге их деятельность приносила пользу обществу. Нужно научиться находить общий язык, и мы уже далеко продвинулись на этом пути.
Регистрация на олимпиаду в этом году продлится до 22 ноября на сайте.
Просмотров: 4533
Автор: Редакция JustMedia.ru