Пугающие тенденции и способы решения.
В 2011 году питерский психолог-практик Катерина Мурашова провела эксперимент. Семи десяткам подростков от 12 до 18 лет предложили добровольно отказаться от гаджетов на 8 часов. Разрешено было заниматься чем угодно: играть, читать, писать, пользоваться музыкальными инструментами, мастерить что-нибудь или рукодельничать, делать уроки, есть, в конце концов – просто гулять. Единственное ограничение – не трогать электронные приборы. По сути, им предлагалось остаться наедине с собой и развлечь себя самостоятельно.
Как вы думаете, сколько участников смогли довести эксперимент до конца и продержаться условленное время? Результат шокирует: всего трое. Эти дети провели время так: один мальчик делал модель парусника, ел и гулял с собакой, другой разбирал свои коллекции и пересаживал растения, третий прошел пешком весь город – 25 километров.
У остальных наблюдались пугающие признаки зависимости:
По завершении эксперимента дети сразу же полезли в интернет (соцсети или компьютерные игры), стали звонить друзьям, уткнулись в телевизор или плеер. Все тревожные симптомы тут же исчезли. И это подростки. Попробуйте ответить сами на вопрос: можно ли детям телефон? Маленьким детям.
На днях в Екатеринбурге Сергей Юрьевич Киселев, заведующий лабораторией мозга и нейрокогнитивного развития в Уральском федеральном, прочел лекцию для родителей детей 3-9 лет. Рекомендации были посвящены возрастным кризисам и поиску взаимопонимания с ребенком.
Фото: youtube.com
Спикер отметил, что в современном мире появилось такое заболевание, как «Цифровая аддикция». По своему влиянию на мозг она очень похожа на другие аддикции (химические, игровые и др.) и приводит к тому, что ребенок, зависимый от гаджетов с раннего возраста, становится восприимчивее к другим зависимостям в будущем – ведь путь получения удовольствия начинает формироваться в детстве.
При большем вовлечении в виртуальную жизнь быстрее может произойти манифестация таких заболеваний, как синдром дефицита внимания и гиперактивности, есть риск проявления расстройств аутистического спектра (РАС). Так, увеличение количества детей с РАС 10-15 лет назад, в частности, были обусловлены большей цифровизацией жизни детей.
Но, это не все подводные камни. Так, дети, постоянно зависающие в играх, гораздо чаще испытывают проблемы с коммуникациями в реальном мире, и связано это с проблемой развития социального мозга. Пугает, что такая тенденция может усугубляться в дальнейшем.
А еще все мы знаем, что виртуальный мир провоцирует гиподинамию. И тут важно отметить, что физическая активность является ключевой для развития высших психических функций в раннем детстве. Движение тренирует такие функции, как переключаемость, произвольное внимание и прочие не менее значимые. Виртуальная же среда, наоборот, в большей мере эксплуатирует непроизвольное внимание (это когда мы все оборачиваемся на резкие звуки, например).
Во взрослой жизни проблемы с произвольным вниманием могут не только привести к сложностям в обучении и работе, но и развить ригидность мышления (трудности приспособления к изменяющимся условиям жизни).
Практикующий психолог Алексей Яровой отмечает, что реактивные (автоматические) реакции даже у взрослых могут привести к отсутствию контроля над мыслями, эмоциями – а следовательно, к депрессии и апатии. А владение навыками управлениями своими реакциями закладывается с самых ранних лет.
Если ребенок закатывает истерики при выключении мультиков, игр — это первый тревожный звоночек, сигнализирующий, что сильная кибераддикция уже начала формироваться. Это означает, что первый этап формирования зависимости вы уже пропустили.
Для иллюстрации – результаты еще одного опыта вышеупомянутой Катерины Мурашовой. На сей раз в исследовании были задействованы благополучные семьи с детьми 9 - 12 лет. Участников разделили на три группы, и психолог отдельно побеседовала с родителями и детьми, уточняя, сколько времени проводит ребенок в сети. Выяснилось, что мнение родителей о проведенном ребенком времени в сети не совпадает с ответами детей о фактическом времени. Причем в одной из групп фигурирует цифра вдвое больше ожидаемом взрослыми, в другой группе – аж в три раза. Как видим, родители не всегда осведомлены о реальном положении дел.
Еще одно наблюдение из этого опыта: погружение в виртуальность среди детей растет от октября к февралю, во всех трех группах. Возможно, это связано с тем, что летом дети все-таки больше проводят время на улице и к зиме уведичивается усталость от школьных нагрузок.
По рекомендации доцента кафедры УрФУ «Клиническая психология и физиология» Сергея Киселева, самый лучший способ избавиться от виртуальной зависимости - заменить ее другой. Например, спортом, коллекционированием, общением и другими альтернативными занятиями из реальной жизни.
Стоит отметить, что не все кружки одинаково полезны для развития наших детей. Так, различные методики раннего обучения чтению, счету и другим школьным навыком могут оказать в будущем медвежью услугу. Все эти методики по сути своей пользуются принципами дрессировки. Конечно, всем хочется, чтобы малыш быстрее научился читать и писать, но тут важно опираться на интерес самого ребенка, а не навязывать ему свои амбиции.
Разберем на примере: научив читать ребенка в 4 года, вы сформируете ему навык бессмысленного чтения. Да, он будет читать, но процент понимания прочитанного будет весьма мал, так как зрелость мозга для перевода знаков в смысл у большинства наступает только к 6 годам! При раннем обучении чтению, навык понимания будет гораздо хуже формироваться, и впоследствии ребенку будет сложнее перестроиться. Так, согласно последним исследованиям, научившиеся читать в 6 лет дети имеют более высокий уровень понимания и усвоения прочитанного, даже при более низкой скорости чтения, по сравнению с малышами, читающими с четырех лет.
Другими словами, всему свое время. Позвольте детскому мозгу дозреть и быть готовым к таким навыкам. Ваш ребенок сам проявит интерес к буквам, и тогда можно начинать обучение.
В любом деле самое главное – системность. Вам потребуется усвоить основные советы и следовать им – тогда успех обеспечен. Итак, главное:
1. Четкие правила знакомства с виртуальным миром.
Да, сейчас сложно отсрочить это знакомство, но можно сделать его максимально безопасным. Запомните: чем позже у ребенка в руках появится планшет с играми, тем лучше. Конечно, к начальной школе следует постепенно вводить умение пользоваться различными гаджетами.
2. Планшет или телевизор – что хуже?
Конечно, планшет, так как он дает полное активное погружение в виртуальную среду, следовательно - и затягивает быстрее.
3. Не стоит гнаться за методиками раннего обучения.
4. Сопровождение ребенка.
Все в ваших руках. Если вы включены в процесс развития ребенка и знаете, что ему интересно конкретно сейчас, поддерживаете этот интерес, позволяя ему проявиться и подстраивая под это окружающую среду – вы получаете преимущество перед гаджетами. Но здесь важно, чтобы родитель выступал и определенным фильтром адекватности этих интересов. Например, увлечение Хаги Ваги вовсе не обязательно поддерживать.
Конечно, любой нейропсихолог посоветует вам очевидное:
В сегодняшних условиях актуально почитать советы детских психологов по выбору книг и мультиков, а также добавить в свою жизнь немного сказкотерапии (специально написанные сказки под определенный запрос - например, сказки от тревожности или от страха темноты). Арт-терапия и песочная терапия – еще один отличный способ снятия излишнего напряжения и тревоги.
И помните основное правило воспитания? Понаблюдайте: сколько времени проводите в интернете вы сами? Ведь ребенок берет пример со взрослых, и если вы сами «живете» в сети – что вы транслируете своим чадам? Не забывайте сами соблюдать установленные правила в отношении гаджетов. И давайте возможность детям самим познавать этот замечательный мир.
Просмотров: 3538
Автор: Карина Зайцева, Ирина Захарова.