Общаться с особыми людьми учат в самом центре Екатеринбурга – на Малышева, 6.
«Ну, ты-то куда сорвалась!? У тебя даже собака ничего не поняла! Тебе не нужно бегать вместе с ребенком, ты стоишь на месте», - говорит тренер будущему волонтеру, который вместе со своим четвероногим хочет помогать лечить людей с ограниченными возможностям здоровья. Общаться с особыми людьми учат в самом центре Екатеринбурга – на Малышева, 6. Возможны такие курсы стали благодаря проекту «Всегда рядом! Канистерапия», организованному Ксенией Каминской и ее мамой Татьяной из Березовского.
Журналист JustMedia.ru побывал на этих занятиях и узнал, почему нужно представляться детям по имени-отчеству, сколько команд должна знать собака и что делать, если ребенок боится или обижает питомца.
Мы заходим в здание, где находится ассоциация «Особые люди». Именно здесь и проходят занятия для будущих волонтеров и их питомцев. На сегодняшнее пришли: Татьяна Сняткова с Крисом, Ксения и Татьяна Каминские с золотистым ретривером Дримом, Карина Низамова со стаффордширским терьером Хлоей, Евгения Помолова с биглем Ханни и гончей Сибай и Татьяна Чистополова с Лордиком.
Для одних - это первое занятие, другие уже знают, что делать. Встречи проводят кинолог Сергей Ушаков и руководитель НКО «Краски жизни» Марина Иванова. Но Марины пока нет, и первую часть Сергей ведет один.
Не всем собакам удается быстро настроиться на работу. Например, стаффордширский терьер Хлоя просто не может спокойно сидеть на месте, когда приходит Крис.
![]() |
Хлоя просто не может спокойно сидеть на месте, когда приходит Крис |
«Кажется, это любовь всей жизни. На самом деле, она обычно недолюбливает кобелей, впервые вижу у нее такую реакцию», - удивляется хозяйка Хлои Карина Низамова.
Сегодня будущие волонтеры канистерапии отрабатывают начальные упражнения: учатся знакомиться с людьми, у которых есть проблемы с движениями и речью, и находить первый контакт.
Для этого Сергей Ушаков предложил выбрать того, кто будет выполнять роль «ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)» и «мамы ребенка». Сегодня ими стали Антон Снятков и Татьяна Каминская.
![]() |
Сергей Ушаков и Антон Снятков |
«Приветствие проходит следующим образом. Вы представляетесь сами по имени отчеству, представляете собаку, рассказываете и показываете, что она умеет», - объясняет тренер.
Звучит просто. И поскольку будущие волонтеры уже прошли теоретический курс, Сергей Ушаков предложил перейти сразу к практике. Заметно, что между тренером и учениками неформальное общение, поэтому нередко на занятиях звучат шутки и смех.
![]() |
Карина Низамова и Хлоя |
Первыми вызвались тренироваться «в знакомстве» Татьяна Сняткова с Крисом. Женщина сразу предупредила, что питомец знает не так много команд. В арсенале собаки только «сидеть» и «дай лапу».
«Неважно, сколько собака умеет делать. Она - это инструмент, и ваша задача заинтересовать ребенка», - уточняет Сергей.
![]() |
Карина Низамова и Дрим |
Тренер объясняет, какого результата нужно добиться волонтеру во время общения с ребенком. По мере того, как Татьяна выполняет приветственное упражнение, Сергей сразу же объясняет, какие ошибки она совершила: как представить собаку, куда подвести, как лучше обратиться к ребенку.
«Для детей это игра! Их нужно обязательно хвалить. Прежде всего, вы работаете с ребенком, а не с собакой», - объясняет Сергей.
![]() |
Сергей Ушаков и Антон Снятков |
Рассказывая о том, как создать для ребенка игру, Сергей предложил научить Криса «включать и выключать». Речь идет о свете, и о том, чтобы научить питомца пользоваться выключателем. Ксения Каминская говорит, что они уже начали это делать.
«Вот и увидим сегодня, как вы начали, за одно и здесь посмотрим, как умеют», - улыбается Сергей.
![]() |
Дрим, Хлоя и Татьяна Каминская |
Следующей идет Ксюша Каминская со своим питомцем золотистым ретривером Дримом. Кто-то спрашивает о том, что происходит с «мамой» во время знакомства волонтера и ребенка.
«Ее специалист уже увел далеко!», - смеется Татьяна Сняткова.
Ксюша спрашивает, нужно ли ей тоже представляться по имени и отчеству. Ведь девушке всего 20 лет.
«Смотри, есть такое правило: если ребенку больше 12 лет, то желательно всегда представляться по имени и отчеству. Это показывает вашу статусность. В противном случае ребенок будет привязываться к вам, к собаке и тут начнется: «А ты куда пошла?», «А можно я тебя провожу?», «А можно я с тобой поживу?», - объясняет Сергей.
![]() |
Евгения Помолова с гончей Сибай и Антоном Снятковым |
Раздается всеобщий смех. Сергей тут же прерывается и особенно серьезно говорит о том, что это не шутки. Особенно, если брать детей из детдома. В этот момент видно, что несмотря на общую веселость, мужчина действительно знает, о чем говорит и старается научить этому всех пришедших.
После этого все участники тренировки также поочередно идут «знакомиться». В какой-то момент к занятию присоединилась второй тренер - Марина Иванова. Девушка пришла с кучей вкусняшек, чтобы ребята могли перекусить во время перерыва. Она же объяснила нам, куда мы попали.
![]() |
Антон Снятков, Дрим, Ксения Каминская и Сергей Ушаков |
«Здесь идет обучение потенциальных волонтеров канистерапии. Канистерапия – это одна из методик социально-психологической реабилитации, абилитация и адаптации людей с ОВЗ. Если попроще, применительно к диагнозам, то собаки хорошо работают, как реабилитационное средство с ДЦП, с детьми с отставаниями в развитии (речевое, моторное), с такими диагнозами, как аутизм, синдром Дауна», - поясняет она.
Во второй половине занятий участники вместе с Мариной Ивановой учатся знакомиться с детьми с аутичными расстройствами. Тренер сразу же объяснила, что это работать с таким диагнозом нужно совершенно по-другому, чем с людьми с задержками речевого и моторного развития. Аутисты часто находятся в себе и могут просто не обратить внимание ни на собаку, ни на волонтера.
![]() |
Антон Снятков, Дрим, Ксения Камиснкая |
«Он может совершать любые действия: кружиться, топать в квадратик, вообще отстраненно сидеть. В работе с такими детьми единственное, что мы можем сделать – это встроиться в его действия», - рассказывает Марина.
Здесь в качестве «ребенка» не подойдет кто-то из участников, поэтому Марина сама показывает поведение аутиста. Первыми идут Карина с Хлоей. Девушка вместе со своим терьером медленно подходит к «ребенку». Но вдруг Марина резко и громко кричит, пугая всех присутствующих. Оказывается, Карина не сумела распознать знаки, которые подавала ей педагог. Не нужно было подходить к ребенку, если он начинает принимать закрытые позы, это означает, что вы его пугаете.
Попытка номер два. Теперь уже девушка со своей собакой подходит не сразу, а останавливается и начинает показывать трюки. Тогда «ребенок с аутизмом» заинтересовывается и начинает подходить к собаке со спины. Хлоя не выдерживает такой угрозы и гавкает на своего преследователя. Такое, конечно же, недопустимо в работе с детьми.
![]() |
Крис |
Следующими идут Крис с хозяйкой Татьяной. Проверку хвостом собака проходит тоже не совсем успешно. Крис упорно старается забрать вкусняшку у хозяйки, но не поворачивая головы, молча отдергивает хвост.
«Нет, он не даст хвост потрогать! Нас племянница уже натренировала», - объясняет хозяйка Криса Татьяна Сняткова.
![]() |
Лордик |
Но Марина упорно продолжает гладить пса за хвост, «чтобы привыкал».
Следующий идет к тренеру гончая Сибай с Евгенией Помоловой. Ее задача - заинтересовать ребенка, когда он закрывает уши и мычит. Девушка растеряна и не знает, что делать. Тренер Сергей подсказывает: «встраивайся, повторяй!». Евгения, повторяя действия импровизированного ребенка, тоже начинает закрывать себе уши. Тут Марина не выдерживает и смеется.
![]() |
Евгения Помолова с Сибаем |
«Да, не себе! Собаке! Ребенок вкладывает в это движение какой-то смысл, он выражает эмоции. Вот и придумай, что это может значить», - объясняет Марина.
Снова возвращаемся к сценарию. На этот раз Евгения начинает также закрывать уши Сибаю, при этом рассказывая, что собачка надевает шлем, а значит, наверное, скоро полетит в космос. Ей удается поймать внимание «ребенка».
![]() |
Евгения Помолова, Ханни и Антон Снятков |
Новая сценка, где в роли волонтера также Екатерина, но уже с другой собакой - биглем Ханни.
«А это собака? А это собака? А это собака?», - не выходя из образа, постоянно спрашивает Марина.
![]() |
Татьяна Сняткова, Крис, Антон Снятков и Сергей Ушаков |
Екатерина постоянно отвечает на один и тот же вопрос. Но сложно давать собаке команды, чтобы заинтересовать ребенка, и одновременно говорить. Опять Сергей старается помочь и говорит девушке «встраивайся». В итоге Марина снова выходит из образа.
«Он может не вкладывать в эту фразу смысл. Первый раз да, он сказал это осознанно, но где-то после пятого раза аутист уже может вас не слушать. Возможно, ему просто понравилось, как эта фраза звучит», - рассказывает тренер.
Возвращаемся обратно в сценку. «Ребенок» снова твердит один и тот же вопрос. На этот раз Евгения встраивается в поведение и начинает рассказывать, что это белая собака с рыжими пятнышками и с большими ушками. Хозяйке и Ханни удалось поймать внимание ребенка. Девушка даже поднимает брыли собаке, чтобы показать ее клыки, и укладывает четвероногого на спину пузиком вверх.
![]() |
Евгения Помолова с Ханни и андрей Снятков |
«Это очень здорово, когда вы можете показать клыки собаки, потому что это завораживает всех детей. Да, возможно, они будут немного пугаться, но все равно смотреть со страшным любопытством. Кстати, дети у кабелей регулярно пальпируют яйца, а у сучек – соски. Те, кто постарше, так и будут кричать: «Сиськи! Сиськи!». Так что будьте готовы и приучайте свою собаку к этому», - объясняет тренер.
Теперь к Марине идет Татьяна Чистополова с маленьким Лордиком. Девушка аккуратно подходит к импровизированному ребенку и дает ему погладить собаку. Тот слишком сильно хватает Лордика за шерсть. Однако, песик абсолютно спокоен. Впрочем, как и его хозяйка.
![]() |
Татьяна Чистополова, Лордик и Антон Снятков |
«А ты чего стоишь? Ребенок может больно сделать собаке, не осознавая этого, а ты ее не защищаешь», - удивляется Марина.
Возвращаясь обратно в сценку, Татьяна уже аккуратно уводит свою собаку и показывает, как нужно аккуратно гладить питомца.
![]() |
Золотистый ретривер Дрим |
Последними идут Татьяна Каминская с Дримом. Их импровизированный ребенок бегает кругами и останавливаться не желает. Но хозяйка не испугалась и, видимо, вспомнив советы, которые давали предыдущим участникам, умчалась по кругу вместе с «ребенком». За этим последовал общий хохот.
«Ну, ты то куда сорвалась! У тебя даже собака ничего не поняла! Тебе не нужно бегать вместе с ребенком, волонтер стоит на месте», - смеется Марина.
![]() |
Золотистый ретривер Дрим |
После этого Татьяна и очень общительный Дрим справляются с заданием. На этом занятие заканчивается, но участники не желают расходиться и продолжают общаться друг с другом.
«Сергей! Вы обещали показать, как «выключать» собаку», - кричит Татьяна Сняткова.
![]() |
Антон Снятков с Крисом |
Речь идет о том, чтобы научить собаку выключать свет. Крис как раз достаточно большой для этого и все выключатели находятся на уровне его мордочки. Сергей объясняет, что вся суть этого упражнения в том, чтобы закрепить на выключателе вкусняшку (в нашем случае это кусочек сыра) и сделать так, чтобы собака надавила на него с достаточной силой.
Просмотров: 7290
Автор: Дарья Сокол