Владимир Олейников – о творческом подходе в строительстве квадроцикла и обязанностях механика во время заездов.
17 ноября команда победитель ралли «Дакар-2017» Сергей Карякин с командой отправится в путешествие за очередным титулом. Первым пунктом в их маршруте станет французский город Гавр, где квадроцикл чемпиона пройдет череду технических испытаний. После этого машины участников на пароме отправятся через Атлантику в столицу Перу – город Лима, откуда гонщики начнут 9000-километровую дистанцию «Дакара-2018». Незадолго до отправления команды Карякина JustMedia.ru пообщался с одним из ее участников – механиком Владимиром Олейниковым и узнал, почему у квадроцикла екатеринбургского пилота нет равных, и какие технические доработки обошлись Сергею в 2 миллиона рублей.
Владимир Олейников начал работать с квадроциклами по просьбе своих друзей. Сначала помог одним товарищам, потом другим, и вскоре сарафанное радио начало приносить свои плоды. Довольные работой механика клиенты рассказывали о нем своим знакомым, и однажды народная молва дошла до гонщика Сергея Карякина, который на тот момент еще не был победителем знаменитого ралли «Дакар».
«Сергей Карякин услышал о нашей деятельности в области ремонта и доработки квадроциклов, и в определенный момент захотел с нами познакомиться. Мы пригласили его к себе, чтобы он посмотрел, чем мы тут занимаемся, как работаем. Он приехал в нашу мастерскую Steel Customs, и ему все понравилось. Первый транспорт, который мы для него сделали – техничка Mercedes Benz Sprinter. В мастерской его доработали, Сергею все понравилось, и дальше уже пошло-поехало», - рассказывает Владимир Олейников.
И пошло до такой степени, что прошедшим летом Олейников съездил в качестве механика Карякина на Can-Am X Race, а теперь едет в составе его команды на «Дакар-2018». В его обязанности будут входить плановое техническое обслуживание, текущий ремонт, тестирование и полная подготовка техники. Владимиру и компании, как и Сергею, предстоит пройти весь тернистый путь трассы, от бивуака к бивуаку. Основатель мастерской Steel Customs надеется, что гонщику удастся повторить прошлогодний успех, и выражает уверенность в полной готовности квадроцикла к грядущим соревнованиям.
Из заводских элементов в карякинском аппарате осталась лишь рама, все остальное переделано и доработано, причем не только Владимиром. В этом квадроцикле большой запас топлива: благодаря трем бакам запас хода составляет 300 километров. Все основные элементы из соображений безопасности продублированы, как в самолетах. Серийный квадр этой же модели весит 192 килограмма, а нынешняя версия тяжелее на 58 килограммов.
Также механики в прошлом году доработали мотор, и теперь его мощность составляет 65 лошадиных сил, что на 14 пунктов больше, чем у предыдущей версии. Это изменение упрощает езду по высокогорью, где из-за разряженного воздуха падает компрессия, и квадроцикл едет намного хуже. Такие вложения обходятся гонщику в копеечку – стандартная версия квадра стоит около 700 тысяч, а на доработки уходит еще порядка 2 миллионов.
Не стоит забывать и о том, что на каждый «Дакар» приходится покупать новый квадроцикл, так как ездить на старом, прошедшем весь путь, уже небезопасно. Так прошлогодний победоносный квадр, который стоит в мастерской Олейникова, имеет все шансы на то, чтобы стать музейным экспонатом.
Кроме того, для того чтобы быть допущенным к старту на «Дакаре», машины должны соответствовать целому списку требований. Обязательно должна быть навигация, неискрящие элементы защиты, а также резервный бак с питьевой водой емкостью три литра, чтобы пилот мог в течение суток быть обеспеченным запасом жидкости. И это еще далеко не все условия, которые необходимо выполнить для участия квадроцикла в ралли. Но, несмотря на строгие правила, в проектировке аппаратов существуют огромные просторы для творчества.
«Всегда можно что-то дорабатывать и улучшать. Вот мы, например, бак с водой в раме разместили. Там было пустое место, мы все промерили и осуществили задумку. Еще заднее крепление запасного колеса тоже нами было придумано. Люди крепят его в разных местах, но мы посчитали, что это неудобно и закрепили именно в задней части квадра. Вообще все такие аппараты – это дело творчества, и второго подобного не найти. Даже от прошлогоднего варианта он отличается изменениями в лучшую сторону», - делится Владимир Олейников.
Доработки начинаются ежегодно после возвращения команды с гонки. Механики и пилот во время ралли делают множество записей, в которых зафиксировано, что можно изменить в своем квадроцикле, и какую идею можно позаимствовать у коллег-гонщиков.
«Все эти задумки после соревнований изучаются и сообщаются Владимиру. Очень многое зависит от пилота, ведь невозможно предугадать, что ему не понравилось. Каждый раз проводится серьезная аналитика, ведь это, по сути, боевой режим. Если не делать эти записи, то можно в этом году выиграть, а в следующем – пролететь и остаться ни с чем», - отмечает член команды Steel Customs Андрей Сюткин.
Помимо Карякина в мастерской обслуживаются и другие именитые спортсмены, среди которых бронзовый призер этапа Can-Am X Race в гонках на багги Артем Востряков и семикратный чемпион мира по мотогонкам на льду Дмитрий Хомицевич. Последнему Владимир Олейников совсем недавно отремонтировал раму с интегрированным баком.
Помимо квадроциклов мастера занимаются и доработкой внедорожников. Например, сейчас они заканчивают подготовку к поездке по бездорожью автомобиля Land Rover Defender. Люди собираются ездить в так называемые «квадропутешествия», берут с собой разную технику. Кузов остался стандартным, а вот без дополнительного оборудования не обошлось. Механики заменили всю оптику на светодиодную и перетянули руль и сиденья кожей. Благодаря этим изменениям четыре человека смогут ездить по полному бездорожью с комфортом.
Кроме своей основной деятельности механики из Steel Customs ежегодно проводят ледовые гонки на квадроциклах и мотоциклах. Колеса для транспортных средств, участвующих в этих гонках выглядят угрожающе, ведь каждое из них оснащено 290 гвоздями.
В прошлом году мастера расчищали для этих соревнований снег с помощью багги, которое еще задолго до этого было построено Владимиром Олейниковым, а в этом году они решили построить новый автомобиль на агрегатах «Нивы». Стройка только началась, однако молодые люди надеются успеть закончить работы до устойчивого льда.
Первый этап соревнований, устраиваемых Steel Customs, состоится после новогодних праздников - 13 января 2018 года в акватории пляжа Cuba Beach Club на Большом Конном полуострове в Екатеринбурге.
Просмотров: 9606
Автор: Денис Колпащиков
Фотограф: Станислав Насонов