В следующий четверг, 26 апреля, в фотографическом музее «Дом Метенкова» состоится открытие фотовыставки «Другие берега: мир русского дворянства в цветной фотографии». Восемьдесят снимков, представленных в экспозиции, можно смело отнести к числу первых цветных фотографий, сделанных в России. На них изображены сцены из повседневной жизни дворянских семей начала ХХ века. Выставка подготовлена «Домом Метенкова» совместно с музеем «Московский Дом фотографии».
Нулевые годы прошлого столетия воспринимаются как счастливая, прекрасная эпоха. Это было время расцвета культуры, науки и инженерной мысли, когда появились первые аэропланы и автомобили, получил широкое распространение кинематограф. Люди с энтузиазмом откликались на все достижения прогресса, и одним из них была цветная фотография. Ее появлением мы обязаны братьям Люмьер — изобретателям кино. Люмьеры наладили промышленное производство стеклянных пластин, покрытых специальным составом на основе крахмала. После экспонирования и лабораторной обработки получалось реалистичное цветное изображение, правда, посмотреть его можно было только на просвет. Изобретение назвали «Автохром Люмьеров» или «фотография из картошки».
Цветная фотография была доступна не только профессионалам, но и фотолюбителям. Не осталась в стороне от общего увлечения и Россия. Представленные в «Доме Метенкова» снимки были сделаны Петром Ивановичем Веденисовым — музыкантом, педагогом, философом, одним из тех высокообразованных людей, которыми отличалась дореволюционная Россия. Круг его общения составляли Шаляпин, Чехов, Горький, Глазунов. Одни кадры были сняты в имении в Симбирской губернии, другие — в Ялте, где семья жила большую часть года. Фотограф тщательно подбирал цветовые сочетания, с безупречным вкусом выстраивал композицию. Удивительные по красоте и четкости цветные изображения переносят зрителя в мир повседневной жизни русского дворянства.
Фотографии дополнены текстами Владимира Набокова. Героями большинства снимков Веденисова были дети — ровесники Набокова, ровесники века. Название выставки отсылает к книге воспоминаний писателя. Россия его детства, как град Китеж, скрылась в водах времени, чтобы спустя столетие превратится в миф, идиллическую страну. Не случайны ностальгические размышления Набокова о поколении, о времени, об ощущении природы и пространства.
Фотография, равно как и литература, вносит свой вклад в формирование мифа о старой России. На снимках — изысканный, красочный и гармоничный мир, где не видны проблемы и конфликты. Но настал «пулеметный» 1917 год, и жестокая черно-белая проза жизни заявила о своих правах.
Открытие выставки — в 16.00.
Просмотров: 850
Автор: Наталья Токарева