«Где граница между стрит-артом и вандализмом? Не знаю»

«Где граница между стрит-артом и вандализмом? Не знаю»  - Фото 1

Илья Шипиловских – арт-директор одной из самых известных и популярных в Екатеринбурге картинных галерей. К стрит-арту он прямого отношения не имеет, но очень хорошо знает изобразительное искусство вообще. Тем интереснее было узнать мнение этого человека о творчестве, остающемся за стенами традиционных выставочных залов.

 

- Илья, когда вы видите на улице рисунки или надписи, вы можете отделить искусство от вандализма?

 

На наших улицах так много разных почеркушек, рисунков, слов. Всё это сливается в визуальный шум.  Чаще всего на улице я погружен в свои мысли и не различаю городского шума. Я не нахожусь в постоянном поиске искусства. Понятие «вандализм» для меня — это что-то из Уголовного кодекса. Прежде всего, вандализм определяется тем, на чём нарисовано слово или изображение. Грубо говоря, если на памятнике что-то нарисовано, особенно если что-то оскорбительное – матерщина или половые органы, то это скорее вандализм. И то не факт. Потому что можно вспомнить знаменитую акцию группы «Война» на Литейном мосту в Санкт-Петербурге. Несмотря на то, что формальные признаки вандализма там присутствовали, по сути это было произведением искусства. Микеланджело расписал своды Сикстинской капеллы сотнями обнаженных тел, но это не мешает Ватикану проводить в ней свои конклавы. Поэтому без погружения в контекст по одним только формальным признакам делить уличные рисунки на искусство и вандализм, думаю, нельзя.

 

- Означает ли это, что для понимания уличного искусства требуется определённый багаж знаний?

 

Разницы между уличным и не уличным искусством в таком разрезе нет. Этот вопрос применим к любому произведению искусства: нужно ли обладать каким-то багажом, чтобы его воспринимать? Мне кажется, что никогда культурный багаж лишним не бывает. Искусство может воздействовать на зрителя и вызывать эмоции, отклики на нескольких уровнях. На самом простом, на уровне буквального изображения, можно читать без всякого багажа. Но иногда знание об изображённом или о том месте, где оно изображено, о коннотациях, исторических связях сообщает дополнительную полноту и придаёт объём художественному высказыванию.  Одно знаю точно – чем богаче ваш внутренний культурный багаж, тем интереснее вам кажется искусство. И уличное – в том числе.

 

- А разве не эмоции, не чувства влияют на восприятие искусства?

 

В большой степени – да. Искусство должно вызывать эмоции, должно работать с человеком на уровне непосредственного восприятия. Сами по себе формы, цвета оказывают сильное влияние на человека. Об этом пытались говорить ещё художники в начале 20 века. Авангард, абстрактная живопись – в ней даже сюжета нет. Но за счёт сочетания форм, она способна вызывать у людей самые разные эмоции.

А вот за качество этих эмоций отвечает бэкграунд человека. Два разных человека одну и ту же вещь воспринимают по-разному. Человек, отучившийся в университете, получивший высшее образование, за буквальным изображением видит ещё и символы, знаки. Например, глядя на изображение какого-нибудь исторического деятеля на стене, один зритель проникнется патриотическим настроем. Он видит в изображенном символ величия государства. А другой, зная об этом деятеле чуть больше, зная о допущенных им военных поражениях, неудачно проведённых реформах, может считать в увиденном совершенно иной месседж.

 

- А насколько этот культурный багаж важен для самих художников?

 

Точно также, как и потребители стрит-арта, различаются и уличные художники. Нельзя воспринимать их как однородную массу. Есть те, кто работает на заказ и оформляет стены, исходя из техзадания заказчика. Они создают работу постольку, поскольку их попросили это сделать. А есть ребята, для которых улица, это их холст. Они, используя тропы и ходы уличного искусства, делают персональные, авторские высказывания ни с кем не согласовывая своё творчество, и стараясь сохранить инкогнито. Потому что эти высказывания или их форма не допустимы с точки зрения закона или преобладающей морали. Поэтому они совершают свои вылазки ночью. А уже утром их работы бывают часто уничтожены коммунальщиками. Но и тех и других называют уличными художниками. Ведь они рисуют на улице.

Изначально же культура граффити появилась в связи с уличными бандами, метившими свои территории. Наверное, и до сих пор это есть. А ещё футбольные хулиганы, разрисовывавшие электрички и прочее. Это тоже уличные художники, но есть ли они до сих пор? Мне кажется, это всё дела минувших дней.

 

- Почему в Екатеринбурге стрит-арт получил такое распространение? Ведь наш город иногда называют чуть ли не столицей российского стрит-арта?

 

Я думаю из-за того, что у нас раньше, чем где-либо в России произошла институализации уличного искусства. В конце 90-х в Екатеринбурге появился филиал ГЦСИ (Государственного центра современного искусства). Но у него ещё не было своего помещения. И первые руководители ГЦСИ Арсений Сергеев и Наиля Аллахвердиева занялись продвижением современного искусства именно с улиц. Они размещали авангардные плакаты на остановках и водосточных трубах, на городских медиа экранах. Тогда же начались и первые фестивали уличного искусства, например, «Длинные истории». Это делалось для того, чтобы начать диалог с городом о современном искусстве. Тогда же Арсений Сергеев создал свою школу «АртПолитика», в которой обучал желающих современному искусству. В числе его учеников был и Тимофей Радя, наверное, самый известный и яркий на сегодня уличный художник. Позже появились и другие интересные художники. Но, очень важно, что им был дан такой старт – пространство для разговоров, среда единомышленников. Позже появился фестиваль «Стенограффия», который также обладал определёнными ресурсами. Они могли дать уличным художникам краски, легальные стены и даже какой-то гонорар. То, что всё это было не стихийно, а институциализированно, позволяло привлекать медиа ресурсы. Уличное искусство в городе стало заметно. О нём стали говорить. Художников стало больше. Возникла конкуренция. А конкуренция – главный фактор развития. Уличные художники стали соревноваться, кто круче. Стали появляться всё более и более классные работы. Это и позволило Екатеринбургу обогнать многие города, в ряде которых к стрит-арту до сих пор относятся как к чему-то маргинальному.

 

Интервью взяла Софья Минулина

 

Просмотров: 2973

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости
среда, 18 мая

Сегодня

+10
+10
+17
+17
Днем
+10
+10
Вечером