«Не смотрел, но осуждаю». Культурная элита Екатеринбурга выступила в защиту спектакля на мемориале жертвам политических репрессий

Музей истории Екатеринбурга ждет проверка прокуратуры из-за жалобы одной из жертв.

«Не смотрел, но осуждаю». Культурная элита Екатеринбурга выступила в защиту спектакля на мемориале жертвам политических репрессий - Фото 1

 

Культурная элита столицы Урала выступила в защиту Музея истории Екатеринбурга и его иммерсивного спектакля «Дело № 39496», который проходит на 12-м километре Московского тракта и посвящен теме жертв политических репрессий. Музей ждет проверка прокуратуры из-за жалобы главы Уральской ассоциации жертв политических репрессий Виктора Черкасова, который оказался недоволен «плясками на костях» и переживает за психическое состояние подростков, которые посещают постановку.

 

Защитники музея и спектакля отмечают, что автор жалобы сам не видел спектакль, а сделал выводы на основе пересказа. Между тем, по словам куратора проекта в Музее истории Екатеринбурга Сергея Каменского «Дело № 39496» нельзя назвать спектаклем в классическом смысле. Это скорее «очень деликатная прогулка по территории, своеобразная экскурсия с элементами погружения». «Здесь фактически нет актеров, театрального представления, все основное действие проходит в сознании самих зрителей», - отмечает Каменский.

 

«Сегодня говорить о политических репрессиях очень трудно, многим людям тема представляется «заезженной», о которой к тому же неприятно вспоминать. Авторы проекта нашли интересный способ говорить с людьми, в том числе (и, может быть, прежде всего) молодыми об этой важнейшей странице нашей истории. Без пустого пафоса и словесной мишуры, которая скорее закрывает тему, чем актуализирует её, авторы проекта дают возможность зрителям-участникам хотя бы немного прочувствовать (а не просто узнать) трагизм судьбы одного-двух из многих сотен тысяч людей, ставших невинными жертвами диктаторского режима», - заявила доктор философских наук, профессор Гуманитарного университета, театральный критик, член Союза Театральных деятелей РФ Галина Брандт.

 

Театральный критик и эксперт «Золотой маски» Наталья Курюмова впервые посмотрела спектакль два года назад. Но до сих пор впечатление от него остается одним из самых сильных личностных переживаний в жизни профессора. И никакого негативного воздействия на психику детей он не несет.

 

«Интерактивный спектакль-экскурсия <…> не вредит, но, на мой взгляд, напротив, может быть очень полезен современным школьникам средних и старших классов для более глубокого и неравнодушного осмысления одного из сложнейших периодов нашей истории. Воздействие этого современного по форме (а значит, способного увлечь молодого человека) спектакля <…> обладает, как раз, той воспитательно-нравственной и эмоциональной силой, которая необходима для формирования преемственности поколений, сохранения исторической памяти сегодня. В тот момент, когда наше телевидение полно пустопорожних сериалов и спекуляций на тему сталинских репрессий; интернет сотрясают дискуссии людей, имеющих самые разные точки зрения на этот период - глубокий, неординарный спектакль-экскурсия «Дело Филиппа Загурского», в котором сила воздействия памятного, знакового места (сам мемориал) усилена перформативным действом - достойный пример не только сохранения, но актуализации нашей исторической памяти», - отмечает Наталья Курюмова.

 

«Основой для сценария является настоящее следственное дело Загурского, осужденного и расстрелянного по сфабрикованному делу польской шпионской организации. Его останки впоследствии были обнаружены на 12-м километре. Участникам предлагаются реальные исторические документы: анкета, которую заполняли арестованные (ее нужно заполнить), протокол допроса Загурского (его читают по очереди парами участники действия), фотографии осужденных. Существенная часть действия проходит в лесу, где предположительно совершались захоронения. Сопровождающие актеры ведут себя сдержанно, отдают необходимые команды и объясняют, что происходит. Вообще все действие сопровождается комментарием, который составлен профессионально. Конечно, сценарий написан так, чтобы вызвать эмоциональную реакцию у участников. Этого не нужно пугаться, ведь эмоции улучшают запоминание и понимание, это классический педагогический прием», - добавляет завкафедрой истории России Уральского гуманитарного института УрФУ Сергей Соколов.

 

В поддержку спектакля выступили еще около десяти экспертов в области культуры.

 

Как сообщил Сергей Каменский, спектакль поставлен на средства президентского гранта, который в 2017 году выиграл проект «Один человек – это уже много: репрессии в Свердловской области». в 2018 году он стал лауреатом премии губернатора Свердловской области, в 2019 году победил в конкурсе проектов международного фестиваля «Интермузей».

 

Просмотров: 4439

Автор:

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Павел Пивоваров, политтехнолог:

«Здесь мало, что есть, но мы есть. Дождь для нас»

суббота, 27 апреля

Сегодня

+8
+8
+8
+8
Днем
+1
+1
Вечером

Последние события

В Екатеринбурге проходит Чемпионат России по синхронному плаванию

Вчера в 21:19

В Екатеринбурге проходит Чемпионат России по синхронному плаванию

Во Дворце водных видов спорта выступают более 250 участников.

Спрос на автоматизированные камеры хранения на вокзалах СвЖД вырос на 22%

Вчера в 18:55

Спрос на автоматизированные камеры хранения на вокзалах СвЖД вырос на 22%

По статистике самая востребованная продолжительность аренды ячеек – 3 часа.

Свердловские аграрии начали посевную кампанию

Вчера в 17:39

Свердловские аграрии начали посевную кампанию

Работы начались на 20 тысячах гектаров полей.

Власти обновили стенд Свердловской области на выставке «Россия» на ВДНХ

Вчера в 17:26

Власти обновили стенд Свердловской области на выставке «Россия» на ВДНХ

Глубокой модернизации подверглась мультимедийная начинка стенда.