Исторические пути развития мозаичной иконы, эволюция техники укладки.
Иконопись — это искусство написания икон, священных и религиозных изображений. Одной из форм иконописи считается монументальная живопись, представленная настенными фресками или мозаиками.
В раннехристианской эпохе искусство иконописи активнее всего развивалось в Византии, и одним из самых популярных способов создания икон была мозаика. Эта техника представляет собой составление изображения из кусочков стекла или камня. Она является одним из самых необычных и древних видов живописи; считается, что ее начали использовать уже в 4 тысячелетии до н.э. За долгую историю своего становления и развития мозаичная живопись прошла не один период.
Первые мозаики, датированные VII в. до н.э., встречаются в древнегреческих святилищах и сицилийских дворцах. Материалом для них служила галька. Позже в таких кладках стали использовать камешки кубической формы, которые со временем вытеснили круглую гальку. Скоро стало понятно, что художественная ценность изображения зависит от размеров модулей, так что работа с мозаикой становилась все красивее и кропотливее (примерами могут служить «Голуби на чаше» в Тибуре или «Битва Александра Македонского с персидским царем Дарием» в Помпеях).
В Римской империи мощеные картины существовали с IV в. до н.э. Изображения, созданные при помощи римской кладки, изготавливались из мелких каменных кубиков, прошедших специальную обработку. Основным материалом был мрамор, использовались и другие камни. Здесь нашли свое продолжение некоторые эллинистические традиции, при этом отмеченные аристократической торжественностью Рима. В таком контексте, конечно, рано говорить об иконописи. В основном с помощью кладки изображались сюжетные и геометрические композиции, животные, цветы и копировались существующие произведения искусства. Именно так выкладывались стены и полы дворцов, вилл и общественных учреждений.
После падения империи ее культурной преемницей становится Византия, поэтому технологии укладки разрабатываются дальше. Византийск
Позже появляется новый вид укладки, получивший название «флорентийской». Ее часто считают вершиной развития этого вида искусства и продолжают использовать и сейчас, создавая большие каменные картины. Особенность флорентийской техники в том, что для укладки не только подбираются камни нужного цвета и оттенка, но также используется их естественный рисунок, из кусков мрамора вырезаются нужные фрагменты картины.
До сих пор иконы из мозаики считаются самыми практичными, долговечными и красивыми, хотя и дорогими из-за кропотливой работы и высокой стоимости качественной смальты. Современные технологии позволяют использовать новые, более прочные клеи и закрепляющие растворы, использовать специальные программы для переноса изображения. При этом современная иконопись сочетает в себе разные старинные техники, они используются в зависимости от цели, размеров изображения и места расположения иконы.
Просмотров: 1939