Воспитание детей – нелегкий труд, особенно с наступлением дошкольного возраста. Малыш проявляет характер, отстаивает свое «Я», пытается всеми возможными и невозможными способами добиваться личных целей. Родители выбиваются из сил, ломают голову над тем, как найти к крохе подход и заставить слушаться, делать правильно. Будь то малышу 2 года или 8 лет психологи дают 5 действенных советов, как без ругани и ремня договариваться с ребенком.
Самый первый и главный совет детских психологов – общение с ребенком «глаза в глаза». Не стоит общаться с малышом, повернувшись спиной или с высоты своего роста. Так сказанное родителем воспринимается крохой значительно хуже, ведь у маленьких детей развито лишь одноканальное внимание. Это значит, что малыш увлечен каким-то одним делом, например, строительством башни из кубиков.
При обращении матери или отца малыш просто не слышит просьб, он поглощен строительством. Для переключения детского внимания необходимо присесть перед крохой на корточки, взять ребенка за руку и смотреть в глаза. Далее спокойным голосом назвать дочь/сына по имени и озвучить просьбу/пожелание. Психологи советуют просить детей старше 2,5 лет повторять услышанное для закрепления результата.
Дети не понимают родительского сарказма, когда слышат косвенные фразы. Например, часто отец или мать выражаются так:
Малыш воспринимает информацию буквально и не понимает, чего мама или папа хотят. Специалисты рекомендуют конкретно выражать мысли при общении с ребенком – чтобы он их понимал с первого раза. «Выходи из лужи, она грязная», «Помой руки», «Не трогай кошку», «Собери игрушки» – такие фразы малыш услышит и выполнит если не с первого, то со второго точно.
Иногда ребенок не слушается, поскольку занят чем-то интересным. Не обращая на просьбы родителей внимания, он хочет выиграть времени для увлекательного занятия. Родители часто не выдерживают – повышают голос или вовсе срываются на крик. В этот момент малыш, наконец, идет на контакт с родителем не потому, что его о чем-то просят.
Им движут тревога, волнение и страх, вызываемые высокими нотами маминого/папиного голоса. Если в этот момент посмотреть крохе в глаза, можно увидеть растерянность, замешательство, недоумение. Регулярно повторяющаяся ситуация с криком может привести к выработке у ребенка различных фобий, страхов, неуверенности в себе.
Для привлечения внимания увлеченного игрой малыша важна последовательность действий. Когда мама сказала, что мультфильм пора выключить и пойти спать, иначе она сама выключит телевизор, необходимо довести дело до итога. Так малыш быстрее поймет, что мама отвечает за свои слова, и когда предупредила о чем-то, то непременно это выполнит.
Маленькие дети нередко игнорируют замечания родителей и вместо «не лезь» лезут, вместо «не беги» – бегут, «не клади» – кладут. Это происходит потому, что у ребенка сильно развито образное мышление. Психологи советуют взрослым в качестве эксперимента представить слона, а рядом – частицу «не». Что больше и быстрее захватит внимание – крупное животное или 2 маленькие буковки?
Частицу «не» ребенок обычно пропускает, просто не замечает и во фразе «не трогай» слышит просьбу о прикосновении. Выход из ситуации прост: необходимо заменить слова-запреты на слова-разрешения, то есть «нельзя» – на «можно». Примеры:
Просьбы должны говориться без упреков и крика. В противном случае малыш, протестуя, обязательно сделает по-своему.
Американский детский психолог Мэри Бадд Роу экспериментальным образом обнаружила, что восприятие детьми информации происходит не так быстро, как у взрослых. Для усвоения услышанного малышне требуется 5-8 секунд. У ребенка лишь в 7 лет по мнению психолога полноценно развивается произвольное внимание, когда он может моментально отвлекаться от занятий или игр.
Забыть о захватывающем мультфильме и незамедлительно выполнить просьбу мамы/папы одеться и улечься в кровать кроха попросту не может. Необходимо запастись терпением и дать малышу время на завершение игры, просмотр мультфильма.
Ситуация: на улице темнеет, а ребенок не хочет уходить с детской площадки, катаясь на новой горке. Родитель может применить простой прием: сказать сыну или дочери, сколько раз можно скатиться с горки прежде, чем пойдут домой. Следует вслух считать разы, малыш легче настроится на окончание прогулки.
Наказать ребенка легче, чем добиться удовлетворения просьбы. Наказать проще, чем научить малыша слышать и слушать взрослого. С помощью сплошных наказаний без капли терпения и возможности дать малышу показать мотивы поступков сложно вырастить уравновешенного, уверенного в себе человека. Каждый родитель самостоятельно решает, как воспитывать детей, главное – не забывать показывать любовь и учиться понимать свое чадо.
Просмотров: 554