
Сократить расходы, увеличить прибыль и найти новые возможности для роста — главные задачи бизнеса. С этим может помочь data-driven подход: он позволит убрать эмоциональный компонент в управлении компанией и увидеть точки роста.
В статье рассказываем о data-driven подходе, который поможет принимать решения быстро и эффективно.
Data-driven подход предполагает, что бизнес принимает решения не на основе интуиции, личного опыта или авторитета руководителя, а опирается на объективные данные. В переводе с английского «data driven» так и звучит — «управляемый данными».
До сих пор можно встретить компании, где решения принимаются по принципу «мы всегда так делали» или «начальник сказал». Но в нынешних условиях этот подход безнадежно устарел: за внимание клиента борются десятки конкурентов, которые используют более прогрессивные подходы к ведению бизнеса.
Приведем пример.
Представим, что вы владелец кафе и решили ввести в меню новый завтрак. Вы думаете: «Модная овсянка с чиа и фруктами покорит сердца гостей».
Но все-таки не принимаете решение на основе ощущений и обращаетесь к данным: смотрите аналитику по продажам, опрашиваете клиентов, консультируетесь с сотрудниками.
В результате оказывается, что гости чаще выбирают сытные блюда — омлеты и сэндвичи. В результате вместо овсянки вы добавляете брускетту с яйцом и авокадо — и попадаете в спрос. Так работает data-driven подход на практике.
Главный принцип подхода: решения нужно принимать на основе объективных данных, а не исходя из предположений или ощущений. Даже если компанией руководит опытный профессионал, его мнение не всегда отражает действительность. Цифры помогают увидеть реальную картину и принять взвешенное решение, которое с большей вероятностью приведет к результату.
У подхода есть конкретные цели:
Вот что важно знать перед тем, как ввести data-driven подход в бизнес:
Собирать и анализировать данные нужно на постоянной основе
Как правило, компания начинает отслеживать метрики, когда появляются проблемы: например, падает спрос и выручка. Это неплохо, но назвать это полноценным data-driven подходом нельзя.
Намного эффективнее собирать информацию по ключевым метрикам постоянно — так можно найти слепые зоны, где компания теряет или зарабатывает недостаточно. Помимо этого, есть возможность увидеть долгосрочные тенденции и скорректировать стратегию.
Данные должны быть качественными
Качественная информация — это та, которую вы собрали правильно и в полном объеме. Важно корректно определить метрики для отслеживания, способ сбора и аналитики данных, и выбрать нужный отрезок времени, чтобы результат отражал реальную картину.
Проверять гипотезы нужно быстро
Если в случае со сбором информации нужно быть вдумчивым и внимательным, то действовать нужно оперативно.
Не стоит искать идеальное решение — продуктивнее быстро протестировать гипотезу и отказаться от нее, если не сработает.
Цифры — в приоритете
Если вы решили ввести data-driven подход, будьте готовы поставить результаты сбора данных во главу угла. Если аналитика говорит одно, а субъективное ощущение — другое, приоритет отдается цифрам.
Внедрение data-driven не сводится к покупке очередного ПО и найме нового сотрудника. Важнее сначала выстроить процесс работы с данными и изменить подход к принятию решений внутри компании. Вот с чего начать:
Не нужно собирать и считать все подряд. На старте нужно понять, какие метрики влияют на бизнес: продажи, трафик, поведение клиентов, издержки, производительность сотрудников.
Возможно, вы уже используете один из инструментов для сбора информации: CRM-системы, Google Analytics, Excel, BI-платформы. Первый анализ можно сделать на основании этих данных. Не стремитесь сразу покупать самую продвинутую программу или сервис — возможно у вас уже есть все необходимое, чтобы начать.
Не стоит собирать отдел, чтобы собирать и обрабатывать данные. Для начала можно делегировать задачу штатному сотруднику — например, аналитику или маркетологу, особенно если бизнес пока небольшой.
По мере роста компании можно расширять штат и рассматривать более продвинутые инструменты.
Когда анализ будет готов, создайте дашборды или отчеты, которые сотрудники смогут легко читать и использовать в работе. Важно, чтобы цифры не оставались в виде громоздких таблиц, а перерабатывались в читаемый вид.
Каждый, кто принимает решения, должен уметь работать с метриками и понимать, как на них можно повлиять. То есть недостаточно разослать отчет — стоит рассказать сотрудникам, как они могут внедрить выводы в работу.
Если вы все еще принимаете решения на основе интуиции или привычки — есть риск, что вы упускаете возможности для развития и теряете прибыль.
Data-driven подход — это простой способ увидеть реальную картину. Его можно использовать в маркетинге, HR, продажах, оценке сервиса и других направлениях. Начните с малого: определите метрику, соберите данные, проанализируйте цифры и обучите сотрудников использовать результаты в работе. Так вы сможете управлять бизнесом увереннее и расти даже в условиях неопределенности.