Опыт начинающего бизнесмена.
Меня зовут Роман, я живу в Нижнем Новгороде и уже полгода осваиваю продажи на Ozon. Я давно слышал от знакомых, что они пытаются заработать на этом маркетплейсе и даже сам думал посмотреть в его сторону, но не знал, с каким товаром выходить к людям. Перепродавать что-то, что продают уже сотни других селлеров, не хотелось, поэтому мое желание было отложено в долгий ящик.
Идея для бизнеса, как это часто бывает, возникла случайно. Весной 2022 года к нам из соседнего города приехала погостить теща. Она привезла детям несколько классных вещей, которые сама же и пошила. И я, и жена были просто в восторге от комбинезонов, которые она сделала своими руками. Меня буквально пронзило молнией: ведь это и может быть уникальным продуктом, который можно предлагать другим!
Я тут же поделился своими соображениями с женой и тещей, но закономерно получил в ответ много сомнений. Какое-то время пришлось потратить на то, чтобы убедить их попробовать. И раз сейчас я пишу отзыв продавца “Озон”, то, как вы понимаете, у меня все-таки получилось.
Для пошива первой партии комбинезонов мы собрали небольшую команду. Это была моя теща, ее родная сестра (они работают в одном ателье) и их подруга. Немного доработали модели, актуализировали цвета — и взялись за дело.
Тут же я понял, что не хочу продавать ноунейм комбинезоны — в голову пришла идея развиваться в социальных сетях и строить бренд. Страничку жены в приложении, которое нельзя называть, мы отдали под продвижение самих вещей. А я параллельно завел канал в Telegram. Его я создал для того, чтобы делиться своей историей успеха (или неуспеха — тогда я этого еще не знал) и в перспективе учить других селлеров продажам на Ozon. В общем, взялись мы за дело основательно и с разных сторон.
Также пришлось потратить немного времени на разработку логотипа, продумывание концепции бренда. Тут нам повезло, потому что первая же команда, к которой мы обратились за помощью, сделала все очень грамотно и удачно. Можно сказать, что между идеей и рождением настоящего бренда прошел всего месяц.
Фото: Ozon Seller
Перед началом продаж я прошерстил весь интернет, чтобы найти как можно больше информации о работе с маркетплейсом. Также почитал все отзывы о заработке на “Озон”. Главное, что я вынес для себя, — это необходимость изучить все правила и подсказки, которые будут попадаться при регистрации на площадке. Сразу скажу, что я человек нетерпеливый, поэтому за чтение правил у нас отвечала жена. Она человек дотошный, поэтому ей можно было смело доверить такую работу.
Разобравшись в деталях, мы встали перед выбором способа доставки. В Нижнем Новгороде есть склады Ozon (FBO), а это означает, что вы можете сразу отправлять товар на них. Но знающие люди посоветовали нам начать с формата FBS. Он предполагает, что селлер сам хранит товар, сам обрабатывает заявки и собирает заказы. Мы начали с этого варианта, а когда набрали достаточно хороших отзывов и продажи пошли активнее, перешли на FBO. Хочу отметить, что работа на складах налажена очень четко. Между первой нашей отгрузкой и первым заказом прошло не более 11 часов. Мы специально отслеживали этот момент.
Самый большой страх новичков на маркетплейсе заключается в том, что они потеряются среди всего многообразия продавцов. Но если у вас полезный, качественный продукт, опасаться этого не стоит.
Один из отличных инструментов, который, кстати, не всегда упоминается в отзывах поставщиков “Озон”, — это “Отзывы за баллы”. Я настоятельно рекомендую использовать его всем, кто хочет продвигаться в поисковой выдаче.
Дело в том, что покупатели, которые довольны товаром, очень редко оставляют отзывы просто так. Кому-то лень, кто-то забывает, а кто-то просто не видит такой необходимости. И “Отзывы за баллы” — это чудесная возможность, которая позволяет получить отклики. Люди оставляют развернутые комментарии с видео и фотографиями — и от такой системы выигрывают все. Рейтинг нашего товара растет, доверие со стороны других покупателей увеличивается — а пользователи получают баллы, которые смогут потратить на покупки.
С детской продукцией этот инструмент работает вообще отлично. Представьте, что родители покупают комбинезоны, примеряют их на детях и детально рассказывают о качестве, комфорте, преимуществах наших вещей. Чем больше информации есть в отзывах — тем больше растет интерес к нашему продукту.
Дальше хочу поделиться одним лайфхаком, который можно трансформировать под многие другие товары. Первая наша коллекция комбинезонов была сделана по нашему вкусу и из тех тканей, которые нравились лично нам. Но перед разработкой осенней коллекции мы решили привлечь к созданию вещей и родителей. В социальных сетях мы сделали несколько опросов по поводу цвета тканей, особенностей фурнитуры, дополнительных аксессуаров. Ссылки на эти опросы мы оставляли в карточках товаров, а также печатали в виде QR-кодов на милых открытках, которые прилагались к каждому товару.
В результате мы получили больше активности в социальных сетях, а также клиентов, которые были по-настоящему заинтересованы в результате. Пока отшивалась новая коллекция, мы часто получали сообщения о том, как покупатели ждут анонсированные новинки.
Что-то подобное можно сделать и с другими товарами. Всегда можно придумать, как вовлечь в процесс больше людей, стать ближе к своим клиентам.
Поскольку это отзыв о том, как зарабатывать на “Озон”, хочу уделить внимание еще и такой теме, как оформление карточек товара. Почему-то новички часто упускают этот момент, но он очень важен. Обязательно делайте изображения качественными. Если это одежда, то снимайте ее на моделях, а не просто в разложенном виде. Следите за тем, чтобы оттенки передавались гармонично.
Также я советую добавлять в описание фотографии деталей. В нашем случае это манжеты, изнаночная часть, на которой видны швы, фурнитура. Такие элементы хорошо демонстрируют качество всего изделия. И делайте хорошее описание. Мы уделяем внимание тканям, составам, производителю фурнитуры — всему, что может заинтересовать родителей, которые приобретают одежду своим детям.
Вот тут я не могу сказать однозначно. Пишу про распродажи, потому что для многих это действительно хороший инструмент. Мы же для себя решили, что будем делать скидки сами, когда заходим и будем считать нужным. Товар у нас недешевый, отшивается он ограниченными партиями, поэтому сильно снизить цену нельзя. Да и без распродаж он всегда пользуется спросом. Но если вы продаете что-то массово, это вполне хороший инструмент для большого оборота.
На мой взгляд, Ozon — это пример маркетплейса, который дает очень много возможностей. Разнообразие настроек, внутренняя реклама, отличное продвижение самой площадки (а это большое количество покупателей) — подобные преимущества можно перечислять бесконечно. Я хочу сказать только о том, что многое будет зависеть от вас. Если вы хотите работать и зарабатывать, не пренебрегайте любыми инструментами. Тестируйте все подряд, пропускайте это через свой бизнес — и вы точно увидите, что это работает.
Дополнительно отмечу селлерскую поддержку. Она в компании на высоте. Я уже сбился со счета, сколько раз мы обращались за помощью — и с какими-то серьезными сложностями, и по мелочи. Результат каждый раз один: наш вопрос решался быстро и квалифицированно.
Я много слышу о том, что заходить на Ozon уже поздно, что конкуренция очень высока, поэтому можно не пытаться. Поверьте, год назад я выслушивал все то же самое. Но сейчас у моей семьи есть собственный бренд и реально работающий бизнес, который приносит хорошие деньги. И все это благодаря маркетплейсу, а также тому, что я использовал все возможности, которые находились в поле моего зрения. Если хотите попробовать — сделайте это прямо сейчас. И уже через год вы сможете написать такой же отзыв от своего имени.
Просмотров: 322