
Наставничество — процесс адаптации новых сотрудников. В крупных компаниях наставничество встроено в корпоративную культуру, и неустанно совершенствуется. Один из таких примеров — компания «ОЗНА», которая занимается инженерными разработками в нефтегазовой отрасли.
Главная цель — подготовить новые кадры к самостоятельной работе, донести ценности компании. Любой руководитель рано или поздно задумывается, как обучать стажеров. Иногда новые сотрудники остаются один на один: получают набор инструкций, с которыми приходится разбираться самостоятельно. Это снижает мотивацию и вызывает растерянность.
Преимущества системы наставничества:
«Любой бизнес строится на людях. Сотрудники — наш главный капитал. Приходить в новый коллектив всегда волнительно, и нужен тот, кто будет рядом, заботливо введет в курс дела, познакомит с коллегами, ответит на вопросы, даст совет. Тогда новому сотруднику будет комфортно, он станет частью коллектива и начнет эффективно выполнять свои обязанности», — отмечает Марат Фаттахов, соучредитель инжиниринговой компании «ОЗНА».
В прошлом году компания приняла участие в конкурсе Минэкономразвития РФ «Лучшие практики наставничества-2021» и заняла 2 место с проектом «Лучшие практики руководителя». Эта программа работает в компании уже 2 года, и направлена на решение управленческих проблем, повышение производительности труда и эффективности всего предприятия.
«Загрузка на производстве большая, и кадры нужны всегда. Мы открыты для молодежи и делаем ставку на обучение молодых специалистов. Нас интересуют прежде всего рабочие специальности: электросварщики, слесари-ремонтники, электромонтажники, сборщики металлоконструкций, — говорит Марат Фанильевич. — Это оплачиваемая практика длительностью 2 месяца. Оптимальное время, чтобы понять, подходит ли нам человек, как он обучается, адаптируется в коллективе, и подходим ли мы ему в качестве работодателя».
Два месяца взрослые сотрудники делятся опытом и профессиональными знаниями, взращивают молодых специалистов, учат практическим навыкам. У практикантов получается полное погружение в рабочую атмосферу. Лучшие замотивированные специалисты могут претендовать на полноценную ставку в компании.
«В колледже студентам дают базовые знания и начальные навыки, но важна адаптация в реальных условиях, чтобы увидеть полный цикл производства, понять требования технологических процессов, пообщаться с наставниками», — добавляет партнер «ОЗНА» Марат Фаттахов. — «Профессионалом своего дела можно стать, только если учиться у настоящего мастера».
Современные ребята с детства на «ты» с технологиями. Для них практика на производстве — способ укрепить навыки, освоить новое и личность наставника играет здесь большое значение. Он должен уметь найти общий язык, подсказать, направить, передать накопленные знания, помочь сориентироваться на рабочем месте. Поэтому эту задачу доверяют только профессионалам.
«Молодые люди пробуют себя в решении производственных задач, видят карьерные перспективы. Если компания проявляет заботу о персонале, успешно работает, смотрит в будущее, у них появляется личностно-значимая мотивация. Нам приятно, что систему наставничества «ОЗНА» оценили на федеральном уровне. Это значит, что мы двигаемся в правильном направлении и будем дальше развивать институт наставничества и помогать молодежи расти», — резюмирует Марат Фаттахов.