Услуга управления репутацией в интернете существует чуть более десяти лет. Рынок пока в процессе становления, но уже насыщен агентствами, которые могут эту услугу оказать: это профильные компании, оказывающие комплекс ORM/SERM услуг, а также PR, SEO и SMM-агентства и компании полного цикла.
Это «тихая» услуга, о которой не принято говорить со стороны клиентов. Сами агентства зачастую также не могут раскрыть подробности сотрудничества с известным брендом из-за условий NDA.
Почему? Складывается ощущение, что оправдать перед целевой аудиторией обращение в агентство по управлению восприятием можно лишь кризисным поводом, к которому компания как бы не причастна. Например, черным PR или информационной атакой со стороны конкурентов. Но работа над репутацией может стать эффективным шагом к изменениям качественно нового уровня.
И многие компании это понимают: разговоров об управлении репутацией до недавнего момента становилось только больше. Однако пандемийный год вынужденно поставил процесс роста на паузу. Если в феврале 2020 года наши коллеги по рынку со ссылкой на данные wordstat сообщали о росте количества запросов «управление репутацией» с 50 тыс. в ноябре 2017 — октябре 2018 до 120 тыс. в ноябре 2018 — октябре 2019, то с ноября 2019 по октябрь 2020, как мы видим сейчас, количество запросов даже не дотянуло до 70 тыс. Также в пиковые месяцы количество запросов сократилось с 23 тыс. (июль 2019) до 10 тыс. (август 2020), с 11,4 тыс. (май 2019) до 5 тыс. (май 2020).
Спросом стали пользоваться услуги, которые помогают продвижению здесь и сейчас: ведение соцсетей, таргетированная реклама. Да и у самих агентств уменьшились ресурсы для типов работ, которые менее важны для выживания их клиентов. Многим пришлось пойти на сокращения.
Исследование российского рынка коммуникаций Buman Media, проведенное совместно с порталом HH в июне 2020 года, говорило о сокращении количества вакансий на 41% в течение апреля-мая того же года. При этом размещенных резюме специалистов сферы стало больше на 15%. Исследование упоминает и сокращение бюджетов компаний-клиентов. По количеству абонентских контрактов и ретейнеров снижение составило 10-15%.
Согласно тому же отчету wordstat, с ноября 2021 года ситуация стала выправляться. Заметен рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (+15-20% год к году).
Судя по всему, маркетинговые отделы все больше убеждаются: если компания хочет стать более открытой, общаться со своими клиентами напрямую, привлекать их к обсуждению инициатив на свои площадки, то инструменты управления восприятием могут помочь. Прежде всего это приглашение к диалогу с целевой аудиторией и готовность быть лучше.
Бесконечная чистка выдачи поисковых систем по кругу и вытеснение негатива могли быть хорошим вариантом несколько лет назад. Больше в одностороннем формате это не работает (либо работает, но недолго): нужны не только усилия агентства, но и клиента над своим представлением в сети. Без работы компании или персоны над ошибками о действенности методов SERM в долгосрочной перспективе можно забыть.
Просмотров: 459