Сертификат и декларация, в чем разница?

Сертификат и декларация, в чем разница? - Фото 1

Согласно действующему законодательству, в РФ предусмотрено использование нескольких форм подтверждения соответствия продукции. Основные – сертификации и декларирования. Оценка может выполняться по техрегламентам ЕАЭС в отношении товаров, которые попадают под их действие, или по национальным стандартам (в отношении изделий и материалов, содержащихся в перечнях ПП № 2425 от 23.12.2021, который вступает в силу с 01.09.2022).

 

Чтобы определить, что именно необходимо оформить на заявленный ассортимент, необходимо правильно идентифицировать продукцию, установить, в сферу действия какого нормативного акта она входит.

 

 

Для чего нужна разрешительная документация?

 

И сертификат, и декларация представляет собой документ, который в официальном порядке подтверждает соответствие товаров установленным требованиям безопасности и качественным показателям. Наличие указанной документации дает право на законных основаниях осуществлять изготовление, импорт, а также реализацию товаров на территории России/ЕАЭС. Оба документа равнозначны по своей юридической силе.

 

Если продукция подлежит обязательной оценке, то без таких документов не допускается ее выпуск в обращение. Нарушение требований закона по обязательному подтверждению соответствия неизбежно ведет к применению штрафных санкций (согласно действующему КоАП РФ).

 

Важно! Разрешительные документы дают право субъекту хозяйствования наносить на товары обязательный знак соответствия – ЕАС (если оценка проводилась по ТР ТС) или СТР (при проверке объектов по национальному законодательству). Их оформляют до начала поставок на рынок.

 

 

Чем сертификат отличается от декларации?

 

Указанные документы имеют следующие отличия:

 

  1. Сертификат выдается уполномоченным сертификационным органом, имеющим необходимый уровень аккредитации, по итогам проведенных оценочных мероприятий. Декларация принимается и регистрируется в едином реестре без участия ОС, из личного кабинета заявителя на сайте ФСА (это правило действует с 01.01.2021).
  2. Сертификат составляется на бланке установленной формы (строгой отчетности), подписывается руководителем и экспертами уполномоченного органа, заверяется печатью. Декларация оформляется в электронном виде, если требуется, распечатывается на обычном листе формата А4, подписывается заявителем, также удостоверяется печатью (при наличии).
  3. За достоверность заполнения сертификата отвечает орган, выдавший этот разрешительный документ. За правильность сведений, указанных в декларации, несет ответственность предприниматель.
  4. Сертификат может оформляться и в добровольном порядке, по инициативе предпринимателя. Для декларации такого варианта не предусмотрено, она имеет только обязательный статус.

 

Обратите внимание! За недостоверное декларирование соответствия товаров субъект хозяйствования (изготовитель или импортер) предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере до 300 тысяч рублей (ст. 14.44 КоАП РФ).

 

 

Этапы оформления сертификата

 

Для того чтобы оформить сертификат, потребуется пройти следующие стадии:

 

  1. Заполнить и подать заявку на оказание сертификационных услуг на сайте специализированного центра https://bizsert.ru/, уточнить детали прохождения процедуры.
  2. Подписать договор о сотрудничестве.
  3. Предоставить необходимый перечень документов по электронной почте.
  4. Если тестирование продукции на момент обращения заявителя в сертификационный центр не проводилось, то осуществляется отбор образцов изделий в установленном количестве.
  5. Продукцию испытывают в лабораторных условиях по установленным параметрам, по итогам исследований формируют протокол.
  6. Для серийного производства товаров предусмотрен анализ условий выпуска. В этом случае эксперты выезжают по месту нахождения предприятия и проводят всестороннюю проверку.
  7. Если сертифицируемые товары отвечают определенным нормам безопасности и качества, то оформляется сертификат и выдается на руки заказчику.

 

В случаях, когда документ действует от 2 до 5 лет, сертификационный орган уполномочен ежегодно осуществлять инспекционный контроль. Если держатель сертификата не прошел проверку или выявлено нарушение условий изготовления изделий, то документацию чаще всего аннулируют. Если имеющиеся недочеты возможно устранить, то действие документа временно приостанавливают.

 

 

В каком порядке оформляется декларация?

 

Декларирование начинается с тестирования образцов изделий и формирования пакета доказательственных материалов. В него входят протоколы испытаний, заключения экспертов, техдокументация и иное.

 

Для регистрации декларации предпринимателю потребуется получить электронную подпись и создать учетную запись на сайте Росаккредитации. После этого в личном кабинете заполняются необходимые поля, загружается доказательная база и отправляется на проверку.

 

Декларация вступает в действие с момента ее регистрации в едином реестре.

 

 

Можно ли декларирование заменять сертификацией, и наоборот?

 

Отдельными техрегламентами ЕАЭС предусмотрена возможность замены декларирования сертификацией. Это означает, что производитель (импортер) при желании вместо декларации может оформить сертификат на выпускаемую или импортируемую продукцию.

 

При этом не допускается заменять сертификацию декларированием. Запрещено игнорировать требования закона и регистрировать не то разрешение. Такие действия расцениваются контролирующими органами в качестве правонарушения и ведут к применению ответственности.

 

 

 

Просмотров: 555

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Павел Пивоваров, политтехнолог:

«Здесь мало, что есть, но мы есть. Дождь для нас»

среда, 24 апреля

Сегодня

+8
+8
+8
+8
Днем
+1
+1
Вечером