Танк Т-90: история создания и технические характеристики

Танк Т-90: история создания и технические характеристики - Фото 1

Т-90 – основной боевой танк на вооружении российской армии с 1992 года. Это универсальная базовая машина, на основе которой построен ряд модифицированных версий, адаптированных под решение узкопрофильных задач. В начале двухтысячных годов стал наиболее востребованным на мировом рынке в силу продемонстрированной эффективности.

 

В отличие от «Арматы» с необитаемой башней Т-90 выполнен по классической компоновочной схеме с тремя членами экипажа. Его также называют «Владимир» в честь главного конструктора Владимира Поткина, занимавшегося разработкой машины. Последняя модернизированная версия «Прорыв» поступила на вооружения ВС РФ в 2020 году.

 

 

Историческая справка

 

Разработка танка стартовала в 1986 году, а в 1989 первый опытный образец уже успешно прошел испытания. На вооружение был принят в 1992 году. Машина вобрала в себя лучшее от предшествующих моделей Т-72 и Т-80, и изначально получила название Т-72БУ. Но позже танк был переименован в Т-90, что означает и подчеркивает глубокую модернизацию.

 

Новые модификации боевой машины были представлены в 2004, 2011 и 2018 годах. Последней версией в этой линейке стал Т-90М «Прорыв-3».

 

 

Базовые тактико-технические характеристики

 

Основные параметры и возможности танка:

 

  • Боевая масса (сколько тонн весит танк с полным боекомплектом и топливным баком) – 46-48 тонн, общая длина с пушкой вперед – 9530 мм;
  • Скорость движения – 45-50 км/ч по пересеченной местности;
  • Боекомплект (сколько снарядов несет танк) – до 43;
  • Броня корпуса – 750 мм, башни – 850-950 мм;
  • Боекомплект спаренного пулемета – 2000 выстрелов, зенитного – 300 или 800;
  • Дальность выстрела из гладкоствольной пушки – 4 км, ПТУР – 5 км, фугас по баллистической траектории – до 10 км.

 

Возможности машины зависят от модификации и конкретного пакета технического оснащения.

 

 

Конструктивные особенности и оснащение танков Т-90

 

Конструкция отличается классической компоновкой, в которой отделение управления располагается в лобовой части, боевой отсек – посередине, а моторный – сзади. Машиной управляет механик-водитель, который занимает место посередине. Справа и слева от основного орудия располагаются командир и наводчик.

 

 

Двигатель и трансмиссия

 

Т-90 оснащается битопливным дизельным силовым агрегатом с мощностью от 840 до 1130 лошадиных сил. Какое топливо использует экипаж, зависит от конкретных условий. При отсутствии солярки машина продолжит движение на бензине, керосине и других видах нефтепродуктов. В этом главное преимущество битопливных четырехтактных двигателей. Расход топлива на 100 км зависит от дорожных условий. По асфальтовым дорогам – в пределах 250 литров, по пересеченной местности до 450 литров. Запас хода по шоссе достигает 500-550 км.

 

Трансмиссия построена на базе семискоростной планетарной коробки передач с гидравлической системой управления. Управление осуществляется через дисбаланс в распределении крутящего момента – отстающая гусеница переводится на пониженную передачу. В совокупности с торсионной подвеской двигатель и трансмиссия обеспечивают высокие ходовые характеристики и динамику.

 

 

Броня и элементы активной защиты

 

Корпус танка изготавливается из броневой и комбинированной стали, благодаря чему достигается повышенная степень защиты от прямых попаданий снарядов. Дополнительно этому способствует клиновидная форма башни и лобовой части корпуса. Также у машины есть динамическая защита Контакт-5 и Реликт от подкалиберных снарядов разных типов. В условиях реальных боевых действий могут применяться и другие виды навески.

 

Активная защита Т-90 представлена комплексом оптико-электронного подавления «Штора-1», который состоит из системы дымовых завес и глушения полуавтоматического наведения противотанковых управляемых ракет. Такой комбинированный подход существенно повышает эффективность и выживаемость машин в реальных боевых условиях. Дымовая аэрозольная завеса препятствует лазерной подсветке цели, причем именно в ее направлении, а оптико-электронное подавление выводит из строя полуавтоматическое наведение ракет инфракрасными прожекторами.

 

 

Основное и вспомогательное вооружение

 

Главное орудие танка – гладкоствольная пушка с диаметром снарядов 125 мм и системой автоматического учета теплового изгиба ствола, способная вести огонь противотанковыми управляемыми ракетами. Заряжающий автомат обеспечивает высокую скорострельность (6.5-8 секунд и до 12 секунд при смене типа боеприпаса). Автомат вмещает 22 снаряда. Остальные 20 боеприпасов расположены в укладках в корпусе и башне. На полную перезарядку автомата уходит до 15 минут. Вести огонь можно в движении на скорости до 30 км/ч.

 

Вспомогательное вооружение представлено спаренным пулеметом с боекомплектом на 2000 выстрелов (250 выстрелов в минуту) и зенитным орудием на крыше башни. Это дистанционно управляемый пулемет с электромеханическим приводом.

 

 

Наведение, связь и навигация

 

Связь осуществляется по радиоканалу в ультракоротком волновом диапазоне с дальностью до 20 км. В командирской модификации радиус действия увеличен до 50 км, а в режиме стоянки – до 350 км с антенной на одиннадцатиметровой мачте. Для наведения управляемых ракет предназначена полуавтоматическая система с лазерной подсветкой целей. Баллистический вычислитель и комплекс автоматики сами задают траекторию полета управляемой ракеты.

 

Обновленный навигационный комплекс взаимодействует со спутниковой системой ГЛОНАСС, может использовать GPS с защитой от несанкционированного доступа, а внешние датчики и камеры помогают легче ориентироваться в пространстве при любых условиях видимости.

 

 

Сравнение с зарубежными аналогами

 

Если провести объективное сравнение Т-90 и американского Абрамса, то у последнего будет одно значимое преимущество – это отдельный отсек для боекомплекта. В некоторых ситуациях это может спасти экипаж при прямом попадании по боевой машине. По запасу хода, маневренности российский танк лидирует. Вес Абрамса больше на 10 тонн, что сказывается на его скорости, мобильности, расходе топлива.

 

Еще один важный фактор – цена. Максимальная стоимость Т-90 достигает 4.5 миллионов долларов, в то время как Абрамс обходится в 18-20 миллионов (британский Challenger – 8-8.5 млн.). Сумма затрат на обслуживание зарубежной техники тоже выше, в то время как российские Т-90 не уступают им по характеристикам и эффективности на поле боя в любых условиях.

 

 

Перспективы дальнейших модернизаций

 

При оценке дальнейших перспектив необходимо учитывать, сколько стоит танк (в рублях около 330 миллионов или 3.5 миллиона долларов), сколько Т-90 уже было выпущено (на данный момент около 2200 единиц), какова динамика спроса на мировом рынке, а также каковы внутренние потребности ВС РФ. По некоторым данным новые модификации Т-90 будут интегрированы с Т-14 Армата, который оснащен системами инфракрасного наблюдения и АФАР радаром, что существенно повысит их совместную боевую способность.

 

Так как Т-90 – это еще и универсальная платформа, на базе которой строят инженерные танки, мостоукладчики, машины разминирования, стоит ожидать дальнейшего развития этой линейки и появления новых модернизированных модификаций.


 

 

Просмотров: 792

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости
четверг, 20 июня

Сегодня

+20
+20
+20
+20
Днем
+18
+18
Вечером

Последние события

Спасшегося при пожаре у Автовокзала мужчину приговорили к 4 годам колонии

Сегодня в 17:50

Спасшегося при пожаре у Автовокзала мужчину приговорили к 4 годам колонии

Его обвинили по уголовному делу о незаконном обороте наркотиков.

В пяти свердловских муниципалитетах в этом году пройдут выборы

Сегодня в 17:22

В пяти свердловских муниципалитетах в этом году пройдут выборы

В двух ГО будут полностью выбирать думы.

Во время урагана «Эдгар» в Москве погиб мужчина

Сегодня в 17:21

Во время урагана «Эдгар» в Москве погиб мужчина

Еще как минимум 14 человек пострадали, у многих – тяжелые травмы.

Власти Екатеринбурга закупят 25 новых трамваев и 100 троллейбусов

Сегодня в 17:16

Власти Екатеринбурга закупят 25 новых трамваев и 100 троллейбусов

Также будет обновляться автобусный парк.

В Оренбурге суд отказал в повторной амнистии ранее судимому участнику СВО

Сегодня в 17:05

В Оренбурге суд отказал в повторной амнистии ранее судимому участнику СВО

Вернувшись из зоны боевых действий, мужчина совершил новое жестокое убийство.