11 июня 2022 года президент подписал Федеральный закон №155-ФЗ, который запретил работать в такси и общественном транспорте водителям с непогашенными или неснятыми судимостями за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие. Мы обратились за комментариями в юридическую компанию «АПК» и выяснили, коснется ли запрет всех граждан, в течение какого срока он будет действовать и какие сложности могут возникнуть с применением нового закона.
Федеральный закон №155-ФЗ внес поправки в Трудовой кодекс РФ, которые начнут действовать с 1 января 2023 года. Они ограничат возможность работы граждан с судимостью в области перевозки пассажиров и багажа. Строже всего будут отбирать водителей легковых такси. Там не смогут работать граждане с непогашенной и неснятой судимостью по целому ряду преступлений. Среди них:
Поправки ограничивают, но не исключают работу в такси и общественном транспорте фактически судимых граждан. Главное условие – судимость должна быть снята или погашена. Напомним, что фактическое освобождение гражданина из мест отбывания наказания не означает погашения судимости. Необходимо дождаться прекращения всех правовых последствий.
Срок зависит от тяжести преступления и избранной меры. Так судимость условно осужденных граждан погашается по истечению испытательного срока, а отбывавших наказание за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие – по истечении трех, восьми и десяти лет после освобождения. Также работать в области перевозки пассажиров и багажа смогут водители, с которых судимость была снята в установленном законом порядке.
Теперь работодатели будут обязаны запрашивать у соискателей справки об отсутствии или наличии судимости. Эксперты не исключают, что это создаст дополнительные сложности для комплектования штата таксопарков и муниципальных перевозчиков. Особенно с учетом того, что отказывать водителям в работе будут и за аналогичные преступления, предусмотренные законодательством стран, являющихся членами ЕАЭС – Киргизии, Белоруссии, Армении и Казахстана.
Помимо этого, в регионах РФ нужно будет вводить цифровые профили водителей, которые уже работают в столице, иначе работодателю будет сложно проверить подлинность справок, предоставленных соискателем. Сложность может создать и сам принцип трудоустройства водителей. В большинстве случаев с таксистами заключают гражданско-правовые договоры – таксопарки передают в аренду автомобили, но работодателями юридически не являются. Как и популярные агрегаторы. Поэтому проверять наличие или отсутствие судимости у водителей они не обязаны.
Просмотров: 275