В честь профессионального праздника — репортаж о работе таможенной службы.
Каждый, кто хоть раз летал на самолете в другие страны, проходил процедуру таможенного контроля. Для многих людей — это лишь формальность. Но только не для тех, кто этот самый контроль осуществляет. Внимательные, бдительные, с чувством интуиции — это список, которым обладает каждый сотрудник таможни. Профессии более ответственной найти сложно. Цель таможенного контроля — обнаружить у пассажиров запрещенные к ввозу или вывозу вещи: наркотики, деньги, оружие и многое другое. В профессиональный праздник таможенников JustMedia.ru вместе с представителями Уральского таможенного управления лично посмотрел, как проходит таможенный контроль в международном аэропорту «Кольцово» и заглянул в служебные кабинеты стражей границы.
Ежедневно из аэропорта «Кольцово» улетают тысячи человек в разные уголки России и мира. Прежде чем отправиться на посадку в самолет, каждый пассажир должен пройти ряд обязательных процедур, начиная с таможенного контроля.
Вместе с главным государственным инспектором таможенного поста «Аэропорт Кольцово» Евгением Косцовым отправляемся в зону таможенного контроля. Перед входом на стенде для пассажиров весит информация, какие товары попадают под запрет на вывоз, а на какие необходимо заполнять декларацию. Пугаться заполнения документов не стоит: здесь же лежат готовые образцы.
«Если у человека возникают какие-то вопросы в части таможенного законодательства, он может спокойно с ним ознакомиться при помощи мобильного устройства. Достаточно поднести телефон к QR-коду, и вся необходимая информация появится у вас на экране. Человек может изучить, что нужно для декларирования. QR — это одна из наших новинок. Если же разобраться не получилось или, например, нет в телефоне такой возможности, на входе в зону таможенного контроля находится человек, который готов подсказать любую информацию»,— рассказывает Евгений Косцов.
Чтобы упростить систему прохождения таможенного контроля, в аэропорту применяют принцип «красного» и «зеленого» коридора. В «красный» как раз отправляются те, чьи товары облагаются таможенными налогами и сборами. «Зеленый» предназначен для тех, у кого ничего запрещенного быть не должно, в том числе товаров, подлежащих декларации. На входе висит табличка с надписью «Зеленый коридор» — не перепутать.
Зона таможенного контроля обозначена вот такими линиями |
Переступать через эту черту людям, которые не отправляются в рейс, категорически запрещено. После этой полосы объекты считается режимным. За нарушение — штраф.
Провожающим пассажирам напоминают: вход в зону таможенного контроля строго запрещен |
После входа в зону таможенного контроля (в зеленом секторе – багаж ставится на ленту по усмотрению инспектора; в красном обязательно для всех) инспектор вправе попросить пассажира поставить свой багаж на ленту, чтобы определить, что находится внутри. Изучить содержимое помогает рентген-аппарат. В двух мониторах цветное и черно-белое изображение соответственно. Как рассказывают в таможне, иногда не удается определить, что за предмет находится у пассажира, а черно-белый монитор показывает более четкий контур.
Корреспондент JustMedia ставит на ленту свою сумку. Инспектор определяет, что находится внутри.
«Сразу видно, что это мужская сумка. Лежат технические средства: наушники, диктофон. Видно записную книжку, заклепки от сумки. Это металлический предмет. Они у нас отображаются темно-синим цветом»,— говорит Евгений Косцов.
Если у инспектора возникают вопросы, в аэропорту есть зона досмотра, где пассажира могут попросить открыть сумку и показать ее содержимое.
Кроме контроля багажа и непосредственно самого пассажира, есть и еще один контроль — радиационный. В зоне пропуска установлен специальный прибор, который срабатывает на превышенный естественный фон. Как правило, он реагирует на людей, которые лечились с помощью радиоактивных приборов или предметов с радиационным излучением. Но это, отмечает таможенники, происходит крайне редко.
«Если прибор срабатывает, в 90% случаев — это люди, которым было назначено лечение радиоактивными изотопами. Такие пассажиры, например, отправляются на лечение в Израиль. Такие случаи у нас довольно редко бывают — раз в два месяца примерно»,— говорит таможенный инспектор.
Пройдя все контрольные отметки, пассажир спокойно отправляется на регистрацию рейса.
В «красном» коридоре, которая находится практически здесь же, по правую сторону от «зеленого», процедура прохождения аналогичная Единственное отличие — это наличие заполненной декларации, которую внимательно проверят таможенники.
«Есть так называемые рейсы с повышенной степенью риска: Китай, Турция, здесь провозят охотничье оружие, много наличных денег. Таких пассажиров мы внимательно проверяем»,— отмечают в таможне.
К слову, граждане стран, которые состоят в Таможенном Союзе, проходят по отдельному коридору без каких-либо ограничений в виде обязательного досмотра багажа. В этот список входят Армения, Киргизия, Казахстан.
Границ внутри Армении, Киргизии, Казахстана нет, а потому люди могут спокойно проходить через специальный коридор сразу к стойкам регистрации |
Одно из нововведений, рассказывают в таможне, — электронное декларирование. Система уже опробована, но пока внедрена только частично. Суть ее в том, что пассажир может с помощью мобильного устройства заполнить формуляр таможенной декларации заранее. После регистрации человеку присваивается номер, с ним он подходит к таможенному инспектору, который распечатывает декларацию уже в готовом виде.
«Это нацелено на ускорение и минимизацию взаимодействия с инспекторами. Пока человек может задекларировать только деньги, по другим товарам такой возможности нет. В перспективе же будет создан личный кабинет пассажира»,— делятся планами в таможне.
Пассажиропоток в Кольцово большой. Перелеты в города и страны ежедневно совершаются тысячи людей от мала до велика. Попадаются среди них и довольно странные пассажиры. Если человек вызывает подозрение, инспектор прибегает к крайней и довольно редкой мере — личному досмотру. Для этого в аэропорту есть специальная комната. Заходят в нее нечасто, говорят в таможне, примерно раз в месяц, но такое случается.
Комната для личного досмотра |
Заходим в ничем не примечательную комнату: в углу стоят стол и стул.
«Досмотр проводится в присутствии двух понятных. Как правило, его производит сотрудник того же пола, что и пассажир. Потому что человека могут попросить снять одежду, что-то из личных вещей»,— рассказывают нам.
Провести личный досмотр не так-то уж и просто. Для этого необходимо написать служебную записку на имя начальника таможенного поста. Процедура проводится только с его разрешения.
«Обычно такой досмотр у нас происходит по наводке. Были случаи, когда находили запрещенные вещества. Всякое бывает»,— отмечает Евгений Косцов.
Отправляемся дальше. Заходим в комнату работы с нарушителями. Здесь составляют административные документы. Все, что необходимо для этого, — стул, принтер, сканер и ксерокс.
В комнате работы с нарушителями есть целая стена спортивных достижений и успехов уральских таможенников |
Идем дальше по коридору и заходим в комнату видеонаблюдения. Десять мониторов, которые позволяют следить за всеми зонами: «зеленые» и «красные» коридоры, зона прилета, подсобные помещения. Под таким пристальным взором даже мышь не проскользнет.
Камеры видеонаблюдения помогают отслеживать все перемещения в зоне таможенного контроля |
К слову, работают инспекторы посменно по 12 часов: день, ночь, отсыпной, выходной. Во время рабочего дня сотрудники могут также отдохнуть в специально оборудованной для этого комнате. Каждый инспектор имеет свою печать, которая хранится в специальном сейфе. Печать с несмывающейся краской, поэтому подделать ее практически невозможно.
В этом сейфе хранятся важные документы и печать инспектора |
Отправляемся дальше. Инспектор знакомит нас с современными техническими средствами. Например, анализатор, который улавливает присутствие наркотических веществ, в том числе, героина и других сильно действующих препаратов.
А это идентификатор купюр. Появился на Урале он недавно, рассказывают в таможне, но уже зарекомендовал себя верным помощникам.
«Иногда люди перевозят большое количество наличных средств и возникают вопросы об их происхождении. Прибор имеет различные степени просвечивания: инфракрасные и черно-белые показывают водяные знаки на купюрах, на основании которых можно определить, подделка это или нет. В самом приложении сделаны все образцы купюр, как они должны отображаться на самом деле. Инспектор может посмотреть, сравнить и понять, настоящая это купюра или нет»,— объясняет главный государственный таможенный инспектор таможенного поста аэропорт Кольцово Евгений Косцов.
Вот так выглядит идентификатор купюр |
Рассказывают в уральской таможне и еще об одной новинке, которая была внедрена совсем недавно, — системе профайлинга. Это оперативная психодиагностика личности, которая позволяет определить поведение человека по его ответам на вопросы и реакции.
«Оценить поведение человека мы также можем и по камерам. Если у нас появились какие-то сомнения, можно посмотреть, куда он ходил, как перемещался»,— говорят в таможне.
После обзорной экскурсии выходим в зону прилета. Как раз в эти минуты совершил посадку рейс из Намангана (Узбекистан, — прим. ред.). Люди проходят пограничный (или паспортный) контроль, получают багаж и отправляются в зону таможенного контроля. Схема ничем не отличается от вылета: человека выбирает, в какой коридор ему отправиться — «красный» или «зеленый». Инспекторы вместе с представителями Роспотребнадзора внимательно проверяют каждого пассажира и содержимое багажа.
«Есть так называемые рисковые направления — Средняя Азия, Таджикистан, Узбекистан. Если у человека красные глаза, присутствует волнение, то проверку проводим более тщательно. Важно выяснить, кушал ли человек, пил ли на борту самолета. Люди, которые провозят что-то внутри, — им нельзя ни пить, ни есть», — рассказывает Евгений Косцов.
В России введен целый список продуктов, ввоз которых без заводской упаковки запрещен: кисломолочные и мясные продукты, фрукты, орехи. То есть по санитарным нормам можно провозить лишь до 5 кг, но исключительно в заводской упаковке с указанием места производства и даты; дополнительно могут вводиться карантинные периоды на разную сельхоз продукцию.
Пока багаж не просмотрен при помощи рентген-аппарата, людям лучше добровольно сдать запрещенный товар. В противном случае, его не только конфискуют, но и наложат штраф.
Илдуз привезла с собой килограмм яблок, но девушке пришлось выложить товар. «Это ведь яблоки просто»,— возмутилась гражданка Узбекистана. Но закон есть закон. Все, что запрещено, конфискуется и уничтожается.
Если вопросов нет и показывать проверяющим нечего, пассажиры спокойно проходят сквозь зону таможенного контроля, покидают режимный объект и выходят в зал, где их встречают фразой: «Добро пожаловать, вы в Екатеринбурге».
Это лишь небольшая часть из будней работников таможенной службы. JustMedai.ru поздравляет всех таможенников с профессиональным праздником. О работе грузового отделения таможни читайте здесь.
Просмотров: 12172
Автор: Радик Шараев
Фотограф: Мария Калугина