Это было самое суперсовременное здание за 300 тысяч рублей. JustMedia.ru узнал историю Екатеринбургского оперного театра и нашел раритетные фото

История создания первых оперных труп в городе началась задолго до возведения театра.

ArtOleg, 1723.ru

JustMedia.ru продолжает рассказывать об интересных памятниках архитектуры и истории в столице Урала. Сегодня в JUSTHISTORY речь пойдет об одном из самых любимых объектов — Екатеринбургском театре оперы и балета. Именно здесь в первом сезоне зрителям представили 37 опер, а Майя Плисецкая впервые исполнила «Умирающего лебедя».

 

Любовь к театру и опере зародилась у екатеринбуржцев задолго до появления в городе первых культурных сооружений. В 1843 году в столицу Урала приехал известный антрепренер Петр Соколов со своей труппой, в которую входили 16 актеров и оркестр из восьми музыкантов с капельмейстером. Именно он познакомил тогда еще неискушенную публику со всеми известными жанрами — от водевилей до опер. Для постановок он снимал помещение цейхгауза Александровского горного госпиталя на Воеводина, 5.

 

 

                                                        Пожарные учения, 1913 год  (ФОТО: ArtOleg, 1723.ru)
 
«По первому объявлению, когда устраивалось еще театральное здание, все места, заменяющие ложи, ценою по 75 к. серебром и все кресла, кроме последних двух рядов, были уже абонированы, так что за последнюю неделю до первого представления в счет абонемента невозможно было купить места в остальных последних рядах. Такое явление в истории театра кажется очень удивительным, особенно в провинции. К чему отнести такую жажду видеть представления? Не зная ни трупы, ни достоинств играемых г. Соколовым пиес, абонировать почти весь театр на всю зиму — удивительно», — писал добровольный корреспондент столичного театрального журнала «Репертуар и Пантеон» местный житель Э. Сибиряков.

 

 

Видя такой небывалый интерес к постановкам Соколова, начальник Главного горного управления Владимир Глинка решил, что городу нужен настоящий театр. На средства промышленников и купцов по проекту архитектора Турского к концу октября 1847 года был построен первый каменный городской театр (сегодня кинотеатр «Колизей») на 625 мест. Антреприза Петра Соколова продолжалась около 15-и лет — до момента его разорения в 1857 году.

 

 

Первый каменный городской театр  (ФОТО: ArtOleg, 1723.ru)
 

С годами публика становилась все требовательней, ее не удовлетворял легковесный репертуар, предлагаемый театральными антрепренерами. С начала 1970-х в городе сформировался любительский кружок, участники которого исполняли оперную и концертную музыку.

 

В 1874 кружковеды подготовили с участием известной оперной певицы Дарьи Леоновой, которая совершала кругосветное турне, очень сложный спектакль — оперу Джузеппе Верди «Трубадур». Постановка имела невероятный успех. В дальнейшем участники кружка ставили две-три сложные даже для профессиональных исполнителей оперы в год. Среди них: «Князь Игорь» Бородина, «Садко» и «Царская невеста» Римского-Корсакова, «Тангейзер» Вагнера. Основным исполнителем многих партий был уроженец Урала Петр Давыдов — выпускник Петербургской консерватории. Именно его в 1911 году избрали председателем Екатеринбургской театральной дирекции строящегося оперного театра. 

 

 

Стоительство оперного театра (ФОТО: ArtOleg, 1723.ru)

 

В 1879 году известный антрепренер Петр Медведев привез в Екатеринбург на целый сезон первую профессиональную труппу. В 1887 году в городе побывала оперная труппа Любимова с репертуаром из 10-и опер. Начиная с 1896 оперные сезоны стали повторяться.

 

В октябре 1900 года открылся деревянный Верх-Исетский театр с залом на 1100 мест. Именно этот объект с 1904 года сдавался под оперные постановки. В этом же году свои двери открыл дом Маклецкого на 500 мест (ныне музыкальное училище Петра Чайковского).

 

                           Стороительство оперного театра    ФОТО: ArtOleg, 1723.ru                            

 

Параллельно с этой площадкой были и так называемые вокзалы (вокальные залы) у Харитоновых, Злоказовых и в домах других известных купцов. На вокзалах выступали музыкальные кружки, участниками которых были в основном представители интеллигенции — врачи, учителя, инженеры, имеющие музыкальное образование.

 

Екатеринбуржцы обожали оперу, однако существовавший деревянный Верх-Исетский театр быстро устарел для таких постановок: в пожароопасном здании была слишком маленькая оркестровая яма, бедны и малочисленны артистические уборные и подсобные помещения.

 

На фасаде здания фигуры трех муз искусств — Талии, Мельпомены и Терпсихоры 

 

Горожане хотели приспособленный для оперных спектаклей театр, поэтому они добились от городской думы разрешения на добровольное самообложение 10% сбором при покупке всех билетов на зрелищные мероприятия. Именно эти средства позволили начать строительство оперного театра.

 

Было несколько вариантов для размещения нового театра, в том числе в Историческом сквере. Также были предложения сделать пристрой к «Колизею». В итоге выбрали Щелковскую (в последствии Дровяную) площадь, где торговали досками и дровами, а в летнее время работал первый в городе деревянный цирк-шапито. Чуть позже площадь стала называться Театральной, а потом была переименована в площадь Парижской Коммуны.

 

                                                                  Владимир Семенов

 

На всю страну был объявлен конкурс на лучший проект театра. Поступило 20 работ. 16 из них сразу отмели. Выиграл проект в стиле модерн известного градостроителя из Пятигорска Владимира Семенова под девизом Светлана, получив приз в размере 1500 рублей. Из трех оставшихся работ были выкуплены различные части проекта.

 

Однако Семенов только один раз приехал в столицу Урала в 1903 году, чтобы посмотреть место для строительства: какие тут грунтовые воды, необходим ли дренаж. В 1910 он уехал в Лондон на стажировку до 1912 года, но к нам так больше и не приезжал.

 

 

                                          Закладка первого камня будущего оперного театра

 

Началу строительства театра помешала Русско-японская война 1904-1905 годов и революция. Возводить объект начали только в 1910 году. 20 июня в день закладки первого камня служители кафедрального собора в честь Святой Екатерины совершили водосвятный молебен.

 

Реализатором проекта и его соархитектором стал Константин Бабыкин. Известный архитектор сделал театр не таким строгим, как он задумывался изначально, привнес в проект элементы барокко, ренессанса — украшения, лепнину. Он же предложил разместить на фасаде здания фигуры трех муз искусств — Талию с нотной книгой, Мельпомену с горящим факелом в руке и Терпсихору с лирой. Строили здание театра два года. Все в нем было по последнему слову техники. Оперный стал первым зрелищным объектом, при строительстве которого использовали железобетон.

 

ФОТО: ArtOleg, 1723.ru

Строительство объекта обошлось казне в 300 тысяч рублей. Это была колоссальная по тем временам сумма, составлявшая примерно треть городского бюджета. Помимо бюджетных денег на возведение объекта собирались народные пожертвования, в том числе от золотопромышленников и горнозаводчиков.

 

                        Афиша первого театрального сезона 

 

Театр открылся в субботу, 29 сентября 1912 года (по-новому стилю — 12 октября) оперой Михаила Глинки «Жизнь за царя». В музее театра до сих пор сохранилась первая афиша, где указаны спектакли и актеры. Фамилии у них были уникальными: Алтайский-Ященко, Кипаренко-Доманский, Боброва-Пфейер, Девос-Соболева. Но, конечно, были и самые распространенные в нашей стране фамилии: Иванов, Петров, Сидоров.

 

             Боброва-Пфейфер (колоратурное сопрано)

 

В первом сезоне (раньше сезоны длились всего пять месяцев — прим. ред.) зрителям представили 37 опер из отечественной и мировой классики. Некоторые театральные критики до сих пор не верят в это и называют постановки халтурой. Разумеется, что это было не так. Балет появился в театре только спустя два года после открытия — в 1914 году. Первой постановкой стала «Волшебная флейта» Рикардо Дриго.

 

                    Главный дирижер театра Сильвио Барбини и главный режиссер Альтшуллер

 

Директором театра в течение первых двух сезонов, как уже говорилось выше, был владелец кирпичного завода Петр Давыдов. Помимо того, что он был бизнесменом, Петр Феофанович заседал в гордуме, был певцом, участником музыкального кружка. Когда в 1914 году к нам приезжала передвижная итальянская опера, то он участвовал в некоторых их постановках. И это при том, что все они были на итальянском языке. Первым главным дирижером театра стал итальянец Сильвио Барбини. В первом сезоне под его руководством были поставлены 25 опер. Он был приглашен и на второй сезон, но, к сожалению, уже в 1913 году он умер от сердечного приступа по дороге из театра на улице Мамина-Сибиряка.

 

    Бес – М. Сокольский (Черевички» Петра Чайковского)

            Педро – А. Борисенко («Долина» Э. Д`Альбера)

 

Певцов для театра отбирали очень строго. Важно было знать весь репертуар театра, поэтому собеседования с претендентами проходили следующим образом:

 

—Да, вы красивы, молоды, а что вы поете?

—Ленского, начал учить Альфреда.

—Извините, но вы нам не подходите. Голос замечательный, но нужно войти сразу в весь репертуар.

 

Фатьма Мухтарова в образе Далилы («Самсон и Далила» К. Сен-Санса) и Кармен («Кармен» Ж. Бизе)

 

«Солистка театра Фатьма Саттаровна Мухтарова обладала потрясающими данными: хороший голос, шоколадного цвета кожа, огромные сине-черные глаза, вьющиеся волосы и потрясающий темперамент. Чтобы ее укротить и поставить «Кармен», режиссеру Боголюбову пришлось сделать ее сорежиссером спектакля. После этого ситуация резко изменилась. Например, если актеры отказывались что-то выполнять на сцене, то она показывала, как это надо делать на собственном примере. И после этого уже никто не отказывался. Ее отец-перс умер рано. Отчим заставлял ходить с шарманкой по улицам Саратова и петь. Именно на улице ее и увидел профессор консерватории, которую она впоследствии окончила», —рассказывают в театре.

 

Если на голос и знание репертуара обращалось пристальное внимание, то про декорации и в целом оформление не то, чтобы забывали, но это был второстепенный вопрос.

 

                                         «Лоэнгрин», сцена второго акта

 

Так, художник Иван Белкин рисовал не на конкретный спектакль. У него было задание — нарисовать в сезон 14 тысяч квадратных метров декораций. Конечно, была какая-то мебель предметы, реквизит, но все они переходили из спектакля в спектакль. Сегодня этот предмет используется в «Риголетто», завтра его накрыли чем-нибудь, и он уже в «Травиате».

 

                                                                1930-е годы  (ФОТО: ArtOleg, 1723.ru)

 

Со временем к оформлению сцены стали подходить более детально. Так, художник А. Дубровин на крошечных эскизах, чем очень удивлял иностранных гостей, умудрялся максимально проработать целый спектакль. На каждый акт у него было всего по одной картинке.

 

                                                                     Эскиз Дубровина

 

Изменилось со временем и отношение к внешним данным актеров. Правда, исключение делались только для самых-самых.

 

«Давид Аграновский был очень маленького роста, поэтому всегда ходил на каблуках. Но ни одна вагнеровская опера без него не проходила. Он обладал необыкновенным драматическим тенором. Сегодня такого в театре не хватает. Именно поэтому некоторые спектакли для нас сегодня закрыты. Например, «Аида». Кто будет петь партию Радамеса?», — отмечают в театре.

 

                                                                  Давид Аграновский 

 

В 1919 театр получил имя А.В Луначарского, который побывал в столице Урала четыре раза. В 1923 году получил статут государственного. В 1962 году театр был награжден орденом Трудового Красного Знамени, с 1966 года — носит звание академического.

 

Единственный период, когда в театре не было оперных постановок, длился с июля 1918 до весны 1919 года. В это время здесь работала посредственная драматическая труппа, а в подвале размещался кафе-шантан «Погребок». Музыкальная жизнь города ограничивалась так называемыми «патриотическими концертами», которые устраивал некий экзотический принц Риза-Кули-Мирза, полковник белой армии. Любителям оперы пришлось довольствоваться несколькими случайными спектаклям, в которых участвовали оказавшиеся в ту пору в городе певцы и музыканты.

 

 

                                                             «Тихий дон», сцена второго акта

 

В годы Великой Отечественной войны часть коллектива ушла на фронт, оставшиеся работали без выходных. По понедельникам всегда были концерты в фонд обороны, в которых участвовали даже Майя Плисецкая. 15-летняя Майя Плисецкая находилась с родственниками в эвакуации в нашем городе с 1941 по 1943 годы. Именно на сцене нашего оперного она впервые выступила с «Умирающим лебедем», и именно этим номером она всегда закрывала свои выступления в нашем театре.  

 

 

 

В годы войны театр много и плодотворно работал над русской оперной классикой, отдавая предпочтение произведениям с ярко выраженным национальным колоритом (Майская ночь», «Снегурочка», операм исторического и героического плана таким как «Руслан и Людмила», «Псковитянка». Были поставлены новые спектакли «Пиковая дама» и «Дубровский».

 

Всего за время военных лет здесь были поставлены 26 опер и балетов, дано более 4000 спектаклей. В фонд обороны от театра поступило полтора миллиона рублей, также на собранные средства были приобретены три танка. Первые гастроли театра после войны состоялись в 1958 году.

 

Театр всегда славился высоким уровнем. Здесь начинали многие звезды. Потом, конечно, многие из них уезжали от нас в Москву, Санкт-Петербург или заграницу. Например, Андрей Григорьев, который был солистом у нас с 1990 по 1995 год теперь поет в Большом театре.

 

                    Реконструкция театра 1981-1982 годы (ФОТО: ArtOleg, 1723.ru)

 

Среди известных театров России наш самый компактный — всего на 914 мест, уютный и скромный. Так, впервые лепнина в театре была покрыта сусальным золотом, а не бронзовой краской, которая тускнела, только во время ельцинской реконструкции. Но что всегда отличало наш оперный — это уникальная акустика. Уральцы, как и сто лет назад, очень любят наш театр. У него даже были свои прозвища. В одно время его называли «Белый лебедь» или «Белый торт».

 

 

При подготовке статьи были использованы материалы книги С. Эбергардт, В. Порска «Наш оперный. Воспоминания впечатления летопись 1912-1981 годов».

 

ФОТОРЕПОРТАЖ из музея Екатеринбургского театра оперы и балета смотрите здесь: 

 

Об элитных особняках градоначальников, построенных в XIX веке, читайте здесь:  о дерявянных памятниках Екатеринбурга здесь:  о старых екатеринбургских типографиях здесь:  об особняках бизнес-элиты здесь:  о других уникальных объектах города, а том числе памятниках конструктивизма здесь:здесь: и здесь:

 

Просмотров: 17407

Автор: Екатерина Турдакина

Фотограф: Владислав Бурнашев

Понравилась новость? Тогда: Подпишитесь на наши новости