Сдуваем пыль с истории деревянного зодчества уральской столицы.
Единственная художественная школа для взрослых, «избушка» Коляды и купеческая «усадьба-погорелица» — когда-то эти постройки были настоящими деревянными дворцами Екатеринбурга, сегодня же потеряли былую славу и пришли в негодность. JustMedia.ru продолжает серию спецпроектов о заброшенных памятниках городской архитектуры и на этот раз предлагает читателям прикоснуться к истории деревянного зодчества уральской столицы.
Неподъемная аренда сгубила единственную вечернюю художественную школу Екатеринбурга
Прогулки по деревянному городу в компании градостроителя и участника общественного движения «Реальная история» Марины Сахаровой начинаем с Сакко и Ванцетти, 23-25 (ранее оживленная улица Усольцевская — прим. ред.). Здесь, в глубине многоэтажной застройки на улице Маршала Жукова, спрятался большой деревянный ансамбль. Оказывается, что это здание с сюрпризом.
«Дома на самом деле два,— рассказывает Марина Сахарова.— Однако единый фасад, украшенный богатым резным декором, как чудесный занавес, скрывает это разделение. Если приглядеться, то различие домов становится вполне зримым».
Перед нами раскинулся протяженный фасад на 11 окон с двумя входами и лужайкой. Тот дом, что стоит слева, был построен крестьянином Пановым в 1890-е годы по разработанному в техническом столе проекту. В Екатеринбурге крестьянин обосновался для торговли мукой и крупчаткой, благо торговые ряды были неподалеку.
«Дом Панова похож на сказочный деревянный дворец, ведь это не обычный одноэтажный сруб, а дом с мезонином. Вход слева — парадный, накрыт навесом на резных столбиках. Над центральной частью дома возвышается мезонин с нарядным балконом, над которым высокий фронтон карниза опирается на резные кронштейны. По фронтону идет причудливая крупноразмерная орнаментная резьба. Во дворе — не менее впечатляющий балкон мезонина и деревянная беседка. Все фасады дома украшены резными карнизами и подзорами»,— говорит Марина Сахарова.
Дом справа принадлежал купцу второй гильдии Лебедеву, владельцу модной мастерской. Он был построен по утвержденному городской управой проекту в 1886 году. Сруб дома, в отличие от «соседа», не имеет обшивки, окна меньше, да и резьба наличников иная.
«Два дома вместе — уникальный образец жилой деревянной застройки Екатеринбурга конца XIX века с декором в различных техниках деревянной резьбы»,— говорит Марина Сахарова.
По словам градостроителя, в начале 1980-х этот ансамбль удалось спасти от сноса силами художников и заместителя председателя Свердловского горисполкома по вопросам капитального строительства. С 1984 года в восстановленных художниками памятниках архитектуры разместилась единственная в городе художественная школа для взрослых, которой было дано имя основателя — Павла Хожателева.
ФОТО: http://pionerart.ru/calendar/news/1031/ |
Последний выпуск художников в старинном здании |
Выпускниками вечернего учебного заведения стали многие известные художники, а в числе учеников была и наша собеседница Марина Сахарова.
«Среди ясного неба грянул гром: МУГИСО затребовало непомерную арендную плату и выселило художников в ноябре 2006 года. Вот уже 10 лет здание пустует, ветшает и не дарит нашему городу новые таланты», — с огорчением говорит градостроитель.
Потрепанная пожаром купеческая усадьба пустует в центре Екатеринбурга
Дома 8 и 8«а» на улице Радищева входили в одну усадьбу, владел которой купец второй гильдии Василий Ваганов — известный торговец скобяными изделиями. Он имел свои лавки в старом Гостином дворе и в течение десяти лет был гласным городской думы.
По рассказам Марины Сахаровой, усадьба Ваганова была построена в 1890-х годах артелью местных строителей.
«Это целый комплекс зданий, в который, помимо деревянных жилых домов, входят кирпичные хозяйственные постройки. Главные фасады всех зданий стоят на «красной линии» улицы. В постройках есть парадные и дворовые входы. На первый взгляд, главный дом и флигель очень похожи, чему во многом способствуют почти одинаковые оконные переплёты. Но главный дом — больше размером, имеет цокольный этаж и, несомненно, более сложный и разнообразный декор. Всего в главном доме 22 окна с резными наличниками. В резьбе использованы как геометрические орнаменты, так и затейливые растительные узоры, применены различные техники. Мастерство исполнения и многообразие декора обоих домов подтверждают их высокую художественную ценность»,— говорит Марина Сахарова.
В конце декабря 2005 года в главном доме произошел пожар. Последующие годы по соседству с усадьбой развернулось строительство многоэтажных офисных зданий. А в 2011-2013 годах усадьба была распродана из областной собственности по частям. Так, в ноябре 2011 года ООО «Ермак и К» приобрело единым лотом за 19 миллионов 800 тысяч рублей полукаменный дом, флигель, украшенный деревянной резьбой, и торговую лавку. По условиям договора, собственник брал на себя охранные обязательства и должен был использовать памятник по целевому назначению — разместить там административные помещения. Однако по сей день дом пустует.
ФОТО пожара: http://www.1723.ru/ |
Советская «коммуналка» превратилась в творческую «избушку», прославленную на весь мир
Одноэтажный деревянный особняк с мезонином на Тургенева, 20, известен горожанам как «избушка» Коляды. В этом здании до 2014 года располагался «Коляда-театр», а затем обитали воспитанники уральского драматурга — Центр современной драматургии. С 1 сентября этого года здание закрыто на реставрацию. Правительство Свердловской области намерено потратить на ремонт более 4,5 млн рублей.
Особняк под номером 20 на улице Верхней Вознесенской был построен на рубеже ХIХ-ХХ веков по утвержденному городской управой проекту и входил в усадьбу городского чиновника Ивана Петровича Маева. Основа дома — одноэтажный бревенчатый сруб с мезонином. На улице перед особняком разбит газон. После революции здание было приспособлено под жилые квартиры.
В композиции главного фасада особняка легко читаются три части: центральная на два окна и с парадным входом, две боковые с большими окнами, при этом левая боковая часть в два этажа. Боковые части увенчаны резными фронтонами, над крыльцом центральной части — двускатный навес с ажурным карнизом. Резной декор наличников, фриза и карнизов эффектно выделяется на обшивке бревенчатого сруба.
«Выразительный образец деревянного зодчества находился в плачевном состоянии и мог быть утрачен, но, к счастью, был передан «Коляда-театру». В 2006 году дом буквально восстал из руин благодаря энтузиазму режиссера, актеров и при поддержке многих жителей города. Через 10 лет дом снова опустел»,— говорит Марина Сахарова.
ФОТО: http://www.flat96.ru/ |
«Невыносимо печально. Мы вошли в этот дом в первый раз 2 августа 2006 года... Тут мы играли спектакли, а еще — жили: влюблялись, выходили замуж, рожали детей, отправляли их в школу, отсюда мы ездили по всему миру. Там каждая досточка, каждая палочка — все мне знакомо и близко, все — мое. Десять лет — как одна минута», — написал на своей странице в «Фейсбуке» Николай Коляда.
Исходя из данных заявки на проведение ремонтных работ, опубликованных на сайте госзакупок, за 4 месяца рабочие должны провести полную реставрацию объекта культурного наследия. Речь идет о замене кровли, восстановлении наружной отделки здания, ремонте фасадов, систем отопления и электроснабжения и проведении пожарной сигнализации. Работы в здании еще не начаты.
Градостроитель Марина Сахарова сожалеет, что сегодня в городе существует немало зданий, требующих капитального ремонта или реконструкции, но выселению подвергаются именно те, которые функционируют и служат на благо горожан:
«Сегодня целенаправленно выселяют учреждения культуры, которые собственными силами восстанавливали эти здания, вкладывали в их возрождение все свои силы и душу».
Просмотров: 14945
Автор: Татьяна Рябова
Фотограф: Владислав Бурнашев