В планах издательства Tatlin — выпустить аналогичные путеводители и по другим городам России.
Уральским политикам, бизнесменам и архитекторам в непринужденной обстановке за бокалом вина презентовали «Путеводитель по архитектуре Екатеринбурга. 1920-1940». В числе именитых гостей мероприятия были главный архитектор Екатеринбурга Тимур Абдуллаев, директор по развитию компании «Атомстройкомплекс» Виктор Ананьев, мэр города Евгений Ройзман. Перед именитыми гостями выступили авторы маршрутов, описанных в 360-страничной книге. В планах издательства Tatlin — выпустить аналогичные путеводители и по другим городам России.
Уральская палата недвижимости предоставила авторам путеводителя адреса 530 объектов эпохи первых пятилеток. 124 из них были подробно описаны в восьми маршрутах издания. Протяженность этих пешеходных маршрутов примерно пять километров. Они пролегают по Уралмашу, Зеленой роще, ЦПКиО, проспекту Ленина. При формировании маршрутов учитывались естественные границы (реки, мосты) и общественный транспорт. В начале каждого маршрута помещено эссе. По словам авторов, книга посвящена не только конструктивизму, но и другим архитектурным стилям 1920-1940-х годов.
«Девелоперское и культурологическое сообщество, а также просто обыватели начинают относиться к конструктивизму по-другому — понимать, что это ценное достояние, выделяющее столицу Урала в ряду прочих российских городов, которые могут похвастаться другими успехами. Безусловно, это козырь, который нам надо всячески сохранить, преумножить и придумать ему новый сценарий развития»,— говорит главный архитектор Екатеринбурга Тимур Абдуллаев.
В издании представлены фотографии современного облика объекта и материалы из архивов — от музея архитектуры и дизайна УГАХА, музея истории Екатеринбурга, музея истории «Уралмашзавода». Около 130 фотографий, многие из которых ранее нигде не публиковались, предоставил Государственный архив Свердловской области.
Евгений Ильченко, автор эссе о втором маршруте «Главпочтамт — площадь Народной Мести (Вознесенская горка) — «Динамо»:
«Здания в районе реки Мельковка и стадион «Динамо» дают возможность увидеть некоторые интереснее вещи. Мы привыкли видеть авангард в целом, в отрыве от того, что было до него. В этом районе авангарда не так много, но все настолько удачно сложилось и сочетается, что можно увидеть, каким образом живет эта территория несколько последних десятилетий. Было очень интересно сопоставить фото Свердловска 1930-х годов, сделанные с Вознесенской горки, с газетными статьями, лозунгами, платформами. В то время в городе было сложно разглядеть какие-то величественные, революционные изменения. Видны стройки, контуры «Динамо» — одним словом, тот самый мещанский Екатеринбург, который продолжает существовать и сегодня, дополняясь объектами с новым смыслом и идеями. Это говорит о том, что архитектура авангарда может жить в разных условиях. Второй маршрут — поучительный, интересный, романтичный. Гуляя по нему, можно увидеть предтечу — так называемый протоконструктивизм. Когда ты выходишь с переулка Красного на улицу Челюскинцев, то понимаешь, что тут две эпохи смотрят друг на друга: конструктивистские здания и фантастический пример сталинской неоклассики — здание управления железной дороги архитектора Константина Бабыкина. Авангард в данном районе ничего не изменил и не разрушил, а, напротив, дал возможность увидеть, что архитектура развивается. При этом потрясающий дух мельковской слободы по-прежнему ощущается».
«Процесс размышления о конструктивизме ускоряется, но пока он медленнее процесса разрушения самого тела конструктивизма. Есть ощущение, что об этом направлении останутся только книги, а не то, о чем они. Каждый день хожу по маршруту, который описывал. Я бы назвал его «Маршрут уроков несбывшегося и несостоявшегося». То, что в результате становилось архитектурой, не совпадает с тем, на что была претензия. Да, жилые здания функционируют как жилье, все остальные стоят пустыми, например, типография «Уральский рабочий», здание «Большого Урала», и мы не знаем, что с этими объектами делать дальше. Нам необходимо понять, как сохранить эту архитектуру так, чтобы она могла жить дальше. Просто ортодоксальные охранительные и реставрационные усилия, к сожалению, уже не в состоянии помочь сохранить эту архитектуру, которая является важнейшим куском истории России»,— говорит профессор кафедры графического дизайна УралГАХА, автор эссе к маршруту №3 Леонид Салмин.
«Для книги три раза прокатился по маршруту (стадион «Юность», Зеленая роща, на месте которой планировался зоопарк со слоновником вместо собора Александра Невского, городок милиции) на велосипеде, и меня расстроило, что каких-то вещей, которые помнились с детства, сейчас нет. В эссе я не столько рассказывал об архитекторах, сколько о своих ощущениях того, как я вижу город и как он на меня влияет. Одна из точек маршрута — взгляд с улицы Декабристов на здание Ново-Тихвинского монастыря. Когда-то там был чудесная зубчатая верхняя часть, которая появилась в момент расположения в здании армейских складов. Теперь снова шпиль монтируют, меня это расстраивает. Мне всегда хотелось, чтобы Екатеринбург был средневековым городом»,— рассказывает об эссе к маршруту №7 известный екатеринбургский шоумен Александр Цариков.
«Екатеринбург — это небольшой, скучный, серый, провинциальный город. Мне всегда было немного скучно жить здесь: не хватало подкладки, изнанки, которая позволит посмотреть на него иначе. В эссе я фактически описывал то, чего нет: электростанцию, глобальный, на пол-России, проект парка культуры и отдыха, дирижаблепорт для связи Москвы со Свердловском. Цель сборника, на мой взгляд, придать нашему городу некое дополнительное звучание, которое позволит нам осмыслить точку, которую мы проживаем, как центр большого Урала индустриализации»,— отмечает соавтор эссе к маршруту №8 «Площадь труда — ЦПКиО» (также в него вошли такие локации как Шарташ, Большой конный полуостров, Уктус) преподаватель кафедры культурологии и социально-культурной деятельности факультета искусствоведения и культурологии УрФУ Евгений Рабинович.
По словам директора издательства Tatlin Эдуарда Кубенского, «Путеводитель по архитектуре Екатеринбурга. 1920-1940» — это только начало целой серии архитектурных путеводителей. В планах — выпустить такие книги в Нижнем Новгороде, Новосибирске, Челябинске, Перми, Самаре и других городах России. Также в издательстве хотят выпустить продолжение путеводителя по другим временным периодам Екатеринбурга: 1940-1960-м, 1960-1990-м годам и путеводитель по екатеринбургским кладбищам.
«У нас есть партнеры и авторы в Самаре, Новосибирске и Ростове-на-Дону, поэтому это самые реальные города, по которым в перспективе можно выпустить путеводители. В Новосибирске уже выходили подобные издания, в Самаре наше издательство делало не одну книгу. Технология выпуска таких изданий отработана, поэтому мы могли бы выпускать по два путеводителя в год»,— рассказал JustMedia.ru Эдуард Кубенский.
ФОТО: Tatlin Publishers
Просмотров: 6533
Автор: Екатерина Турдакина