«Орудия труда – лопата и лом, механизация – тачки и лошади. О миллионном кредите и тяжелой стройке рельсов для трамвая в СПЕЦПРОЕКТЕ «Е-транспорт»

Трамвай в столице Урала запустили 7 ноября 1929 года на Цыганской площади.

«Орудия труда – лопата и лом, механизация – тачки и лошади. О миллионном кредите и тяжелой стройке рельсов для трамвая в СПЕЦПРОЕКТЕ «Е-транспорт» - Фото 1
«Орудия труда – лопата и лом, механизация – тачки и лошади. О миллионном кредите и тяжелой стройке рельсов для трамвая в СПЕЦПРОЕКТЕ «Е-транспорт»

История появления трамвая в Екатеринбурге растянулась на 33 года. Зато, когда президиум облисполкома решил, что этот вид транспорта нужен городу, то за год нашли деньги на реализацию проекта, уложили рельсы, закупили трамваи и подготовили кадры. Однако буквально накануне праздничного события запуск трамвая по центру городу запретил постовой милиционер.

 

О том, как милиция могла помешать появлению электрического транспорта в городе, о стоимости и сложности строительства трамвайных рельсов, а также о том, кто мог стать водителем и кондуктором, в продолжении спецпроекта JustMedia.ru «Е-транспорт».

 

«Орудия труда – лопата и лом, механизация – тачки и лошади. О миллионном кредите и тяжелой стройке рельсов для трамвая в СПЕЦПРОЕКТЕ «Е-транспорт» - Фото 2
                                                          

Население Екатеринбурга активно росло. Так, если в марте 1923 года оно составляло более 93 тысяч человек, то уже в феврале 1925 года – 114222 человек. Именно поэтому после запуска автобусного движения в 1924 году с новой силой заговорили о необходимости второго вида общественного транспорта, который уже долгие годы работал в других крупных городах России. Некоторые газетные заголовки Свердловска тогда так и звучали: «Трамвай нам нужен».

 

 

«Орудия труда – лопата и лом, механизация – тачки и лошади. О миллионном кредите и тяжелой стройке рельсов для трамвая в СПЕЦПРОЕКТЕ «Е-транспорт» - Фото 3

                       Строительство трамвайных путей по улице Якова Свердлова

                            (по другим данным - по проспекту Ленина), 1929 год.

 

Работа над проектом трамвая, за основу которого был взят эскиз, разработанный компанией «Сименс и Гальске» еще в 1917 году, продолжилась после запуска в 1927 году новой электростанции. Однако окончательно ответа на вопрос: «Нужен ли Свердловску (Екатеринбург был переименован 3 ноября 1924 года) электрический транспорт?» еще не было.  

 

 

«Орудия труда – лопата и лом, механизация – тачки и лошади. О миллионном кредите и тяжелой стройке рельсов для трамвая в СПЕЦПРОЕКТЕ «Е-транспорт» - Фото 4
                         Автобусы и трамваи составили серьезную конкуренцию извозчикам

 

Точка в этом спорном вопросе была поставлена на одном из заседаний президиума облисполкома:

 

«Перми в постройке трамвая отказать, начать строить его в Свердловске, с тем, чтобы не снижать расширения автобусного движения, и продолжать одновременно строительство водопровода и канализации. Трамваю быть», - говорится в книге «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга», 1999 год.

 

 

«Орудия труда – лопата и лом, механизация – тачки и лошади. О миллионном кредите и тяжелой стройке рельсов для трамвая в СПЕЦПРОЕКТЕ «Е-транспорт» - Фото 5

 

Московский государственный технический трест, которому город заказал проект устройства трамвая, в рекордно короткие сроки выполнил и защитил его. 1 августа 1928 года свердловский горсовет утверждает окончательный вариант.

 

В конце августа выходит постановление Свердловского окружного комитета, в котором говорится о том, что трамвай должен быть построен за 2 года. В 1929 необходимо возвести две линии: от вокзала до Цыганской площади (Свердлова-набережная Труда-Толмачева-Ленина-Троцкого (8 марта)-2-я загородная) и от площади 1905 года до улицы Отдыха (ВИЗ-проспект Ленина-Щорса).

 
 

В 1930 году надо построить еще 2 линии: от Хлебной площади (Дендропарк на 8 Марта) до Тверитина (Ленинская фабрика-Сибирский тракт-Васнецовская (Луначарского), и от Толмачева через проспект Ленина до 2-й Восточной.

 

Также в документе говорилось о том, что для строительства в первый год, кроме имеющихся 455 тысяч рублей, необходимо в Цекомбанке взять кредит на 1759000 рублей, остальное - из городского, окружного и областного бюджетов.

 

«Орудия труда – лопата и лом, механизация – тачки и лошади. О миллионном кредите и тяжелой стройке рельсов для трамвая в СПЕЦПРОЕКТЕ «Е-транспорт» - Фото 6

 

Поскольку в Екатеринбурге никогда не было конки, только железная дорога, то решили использовать опыт московских трамвайщиков. При горкоме организовано трамвайное проектно-строительное бюро.

 

 

«Орудия труда – лопата и лом, механизация – тачки и лошади. О миллионном кредите и тяжелой стройке рельсов для трамвая в СПЕЦПРОЕКТЕ «Е-транспорт» - Фото 7
                                    Первые строители трамвайных путей в Свердловске

 

И вот весной 1929 года, наконец, началось возведение инфраструктуры для запуска в Свердловске трамвая.

 

«Сотни рабочих, поденных и сезонных крестьян, приехавших в город на заработки, начали рыть вдоль улиц огромные котлованы. Подводы подвозили песок и щебень, рабочие устраивали основания под шпалы и рельсы. Почти все работы велись вручную. Основные орудия труда – лопата и лом, механизация – тачки и лошади. Рабочей силы не хватало, был введен десятичасовой рабочий день. На постройке трамвайной линии работали около 200 человек. Вначале июня количество рабочих будет увеличено до 350», - написали в газете «Уральский рабочий» в мае 1929 года.

 

 

«Орудия труда – лопата и лом, механизация – тачки и лошади. О миллионном кредите и тяжелой стройке рельсов для трамвая в СПЕЦПРОЕКТЕ «Е-транспорт» - Фото 8
                                        Строительство трампарка на Цыганской площади, 1929

 

На Цыганской площади начали строить трамвайный парк. С 10 июля началась установка опорных столбов для контактной сети с улицы Северная (ныне Челюскинцев) по Свердлова.

 

По данным книги «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга» (1999 год), проблема кадров решалась за счет вербовки вагоновожатых из тех городов, где этот вид транспорта уже существовал. Среди них: Москва, Воронеж, Сталинград, Нижний Новгород. Приглашенные специалисты организовывали курсы для молодежи в основном из числа строителей. Занятия проходили после 10-го часового рабочего дня.

 

 

«Орудия труда – лопата и лом, механизация – тачки и лошади. О миллионном кредите и тяжелой стройке рельсов для трамвая в СПЕЦПРОЕКТЕ «Е-транспорт» - Фото 9
                В трампарк на Цыганской площади прибыли первые вагоны серии Х, 1929 год

 

Курсантов водили пешком вдоль строящихся линий, показывая места будущих остановок. Обучали общению с пассажирами и языку сигналов, с помощью которых общались кондуктор и вагоновожатый. Так, если в салоне что-то случилось и надо срочно остановить трамвай, то кондуктор должен был три раза дернуть за специальную веревку.

 

 

«Орудия труда – лопата и лом, механизация – тачки и лошади. О миллионном кредите и тяжелой стройке рельсов для трамвая в СПЕЦПРОЕКТЕ «Е-транспорт» - Фото 10
                     Первые вагоноважаные и кондукторы свердловских трамваев, 1929 год

 

Если водитель три раза ударил в колокольчик, то это значит, что трамвай даст задний ход. Кондуктор должен выйти из вагона и следить за токоприемной дугой, чтобы она не оборвала контактный провод.

 

В кондукторы допускалась молодежь с образованием 1-2 класса, вагоновожатые -7 классов.

 

 

«Орудия труда – лопата и лом, механизация – тачки и лошади. О миллионном кредите и тяжелой стройке рельсов для трамвая в СПЕЦПРОЕКТЕ «Е-транспорт» - Фото 11

 

«В настоящий момент усиленно идут подготовительные работы по сооружению трамвая. По плану 1928-1929 года строится первая линия «Вокзал – «Цыганская площадь», которая будет введена в эксплуатацию с 1 ноября 1929 года. Протяженность двойного пути маршрута составляет 6692 метров. Подвижный состав – 10 моторных вагонов - у мытищинского завода куплен и прибудет летом этого года. Принят широкий вагон вместимость 54 человека. Вагоны будут работать на постоянном токе. Для этого в этом году запроектирована и в этом году оборудуется специальная подстанция с двумя ртутными выпрямителями по 300 киловатт каждый в здании бывшей электростанции луч. Для ночной стоянки вагонов, их осмотра и ремонта запроектирован парк с мастерскими на Цыганской площади», - написал главный инженер постройки трамвая Николай Егоров в газете «Уральский рабочий» в апреле 1929 года.

 

6 ноября 1929 года все строительные работы по трамваю были закончены, и Николай Егоров решил сделать пробный выезд. Подъезжая к площади 1905 года, их остановил милиционер и сказал, что дальше ехать нельзя, плотина не выдержит.

 

 

«Орудия труда – лопата и лом, механизация – тачки и лошади. О миллионном кредите и тяжелой стройке рельсов для трамвая в СПЕЦПРОЕКТЕ «Е-транспорт» - Фото 12
                                                  8 Марта - проспект Ленина, 1930 год

 

«Пришлось вагон спячивать до трампарка. Все видели, что на плотине роется котлован, укладываются рельсы, шпалы, но ни у кого не возникло мысль – а выдержит ли плотина. И только 6 ноября, за сутки до запуска трамвая, у кого-то из членов горсовета возникло опасение за прочность плотины», - вспоминал главный инженер постройки трамвая в Свердловске.

 

«Орудия труда – лопата и лом, механизация – тачки и лошади. О миллионном кредите и тяжелой стройке рельсов для трамвая в СПЕЦПРОЕКТЕ «Е-транспорт» - Фото 13

 

Была создана комиссия из 15 человек для определения прочности плотины при пуске трамвая. Она провела обследование и пришла к выводу – трамвай пускать нельзя, плотина не выдержит. Эту комиссию распустили и создали другую из пяти человек. Новая комиссия, обследовав злополучную плотину, решила: трамвай пускать можно, но скорость вагонов здесь не должна превышать 5 км/ч. Позже отельные водители стали проезжать плотину с нормальной скорость - 13,5 км/ч - и ничего! Строилась плотина в свое время для ломовых извозчиков, но успешно выдерживала тридцатитонные трамваи. Только после 10-12 лет после пуска трамваем плотина была реконструирована.

 

«Орудия труда – лопата и лом, механизация – тачки и лошади. О миллионном кредите и тяжелой стройке рельсов для трамвая в СПЕЦПРОЕКТЕ «Е-транспорт» - Фото 14

 

7 ноября в 9.00 на Цыганской площади состоялось открытие. Под звуки духового оркестра вагоны, украшенные флажками и плакатами, двинулись в путь.

 

В следующем материале мы расскажем о первых в нашем городе трамваях серии X и их техническом устройстве, о главных проблемах трамвайщиков тех времен, а также о жутких несчастных случаях, связанных с электрическим видом транспорта.

 

При подготовке использовались материалы книги: «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга», 1999 год, «Электротранспорту Екатеринбурга 80 лет», 2009 год, фото музея «Истории трамвая и троллейбуса в Екатеринбурге».

 

Редакция JustMedia.ru выражает огромную благодарность за предоставленные материалы Свердловской областной универсальной научной библиотеке имени В.Г. Белинского и музею ЕТТУ.

 

Предыдущие материалы о становлении автобусного движения в Екатеринбурге читайте здесь, здесьздесьздесь, трамвайного – здесь.

 

 

Просмотров: 16267

Автор:

Фотограф: Владислав Бурнашев

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости