Выпуск «СПЕКТРа», проезд за 1,5 рубля и кризис. О том, как работал трамвай Екатеринбурга в 1990-е годы в спецпроекте «Е-транспорт»

Суточная продолжительность работы каждого трамвая в 1998 году 14,4 часа.

Выпуск «СПЕКТРа», проезд за 1,5 рубля и кризис. О том, как работал трамвай Екатеринбурга в 1990-е годы в спецпроекте «Е-транспорт» - Фото 1
Первый вагон «СПЕКТР 1», 1998 год.

Во второй половине 1990-х годов в трамваи для борьбы с «зайцами» вновь вернулись кондукторы. С конвейера «Уралтрасмаша» сошел первый опытный вагон «СПЕКТР 1». На то, чтобы заставить его ездить и «слушаться», у разработчиков модели и трамвайщиков ушло почти 2 года. В конце 90-х грянул экономический кризис, который больно ударил по электротраспортникам и вынудил их поднять стоимость проезда.

 

О том, как работал трамвай во второй половине 1990-х годов, читайте в продолжении спецпроекта «Е-транспорт».

 

В 1996 в трамваях после длительного перерыва вновь появились кондукторы. Связано это с тем, что в тяжелых экономических условиях «зайцев» становилось все больше. А даже в спокойные и благополучные 1960-е количество безбилетников доходило до 10% от общего числа пассажиров. Так, в 1973 году было подсчитано, что каждый житель города 20 раз за год проехал бесплатно.

 

 

Выпуск «СПЕКТРа», проезд за 1,5 рубля и кризис. О том, как работал трамвай Екатеринбурга в 1990-е годы в спецпроекте «Е-транспорт» - Фото 2
ФОТО: «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга», 1999 год

 

В этом же году из-за начала строительства станции метро «Бажовская» трамвайные пути в районе перекрестка улиц 8 Марта – Большакова пришлось временно переложить. Они пошли полукольцом вокруг стройплощадки.

 

 

Выпуск «СПЕКТРа», проезд за 1,5 рубля и кризис. О том, как работал трамвай Екатеринбурга в 1990-е годы в спецпроекте «Е-транспорт» - Фото 3
ФОТО:  музея «Истории трамвая и троллейбуса в Екатеринбурге»

 

В июне 1997 года началось строительство подземного перехода у цирка. Во время его возведения через котлован для трамваев были построены специальные временные мосты. Несколько раз из-за этого часть трамваев не смогла попасть в родное Южное депо. Машины пришлось отправлять на отдых в другие депо.

 

 

Выпуск «СПЕКТРа», проезд за 1,5 рубля и кризис. О том, как работал трамвай Екатеринбурга в 1990-е годы в спецпроекте «Е-транспорт» - Фото 4
Знаменитый стол ТТУ.  ФОТО: «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга», 1999 год

 

В этом же году были проложены рельсы проложен путепровод Челюскинцев-Смазчиков реконструированы трамвайные узлы Челюскинцев-Луначарского и Смазчиков-переулок Трамвайный.

 

 

Выпуск «СПЕКТРа», проезд за 1,5 рубля и кризис. О том, как работал трамвай Екатеринбурга в 1990-е годы в спецпроекте «Е-транспорт» - Фото 5
Вагон №941 для контактной сварки рельсов. ФОТО: «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга»

 

В сентябре 1997 года «Уралтрансмаш» создал свой первый опытный четырехосный трамвайный вагон «СПЕКТР 1». Аббревиатура расшифровывалась как «Совместное производство ЕКатеринбургских Трамваев». Необходимость производства своих трамваем была обусловлена тем, что в существующих экономических условиях приобретать вагоны у чешкого предприятия CKD Tatra-Smichov было практически невозможно. Тогда директор СТТУ назначается Геннадий Сергеев предложил городу и области самим выпускать трамваи. Действующий тогда губернатор Эдуард Россель его поддержал в этом вопросе.

 

 

Выпуск «СПЕКТРа», проезд за 1,5 рубля и кризис. О том, как работал трамвай Екатеринбурга в 1990-е годы в спецпроекте «Е-транспорт» - Фото 6
ФОТО: «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга», 1999 год

 

Прообразом для «СПЕКТР 1» стали вагоны серии Tatra T6B5. Длина новинки – более 15 метров, полная вместимость – 168 человек. В салоне 32 места для сидения. Максимальная скорость – 75 км в час. Испытывать и обкатывать машину доверили Западному трамвайному депо. Первый вагон туда поставили в октябре 1997 года. Оставалось кажется совсем немого – заставить его двигаться и научить слушаться водителя, а он этого не умел. На преодоление этих трудностей потребовалось полтора года.

 

 

Выпуск «СПЕКТРа», проезд за 1,5 рубля и кризис. О том, как работал трамвай Екатеринбурга в 1990-е годы в спецпроекте «Е-транспорт» - Фото 7
ФОТО: «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга», 1999 год

 

«Разработанные и изготовленные разными организациями отдельные компоненты, успешно прошедшие испытание в лабораториях, после установки их на вагон отказывались работать в единой системе. Слабые места в получившейся схеме попросту выгорали. Выходили из строя и требовали восстановления целые блоки электроники. Головная боль усилилась из-за ненадлежащего качества отечественных электронных приборов. И хотя все это время вагон гоняли по путям Западного депо, а временами по ночам даже выезжали в город. Редкий выезд обходился без проблем и отказов то одного, то другого узла», - рассказывал на страницах книги «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга» (1999 год) технический директор ТД «Спектр» Борис Ерыкалов.

 

 

Выпуск «СПЕКТРа», проезд за 1,5 рубля и кризис. О том, как работал трамвай Екатеринбурга в 1990-е годы в спецпроекте «Е-транспорт» - Фото 8
Первый вагон «СПЕКТР 1», 1998 год.  ФОТО: «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга»

 

Наладка первого опытного вагона была закончена только 15 апреля 1999 года. Примерно в это же время был выпущен второй опытный вагон «СПЕКТР». Только в феврале 2001 года началось серийное производство этих вагонов.

 

 

Выпуск «СПЕКТРа», проезд за 1,5 рубля и кризис. О том, как работал трамвай Екатеринбурга в 1990-е годы в спецпроекте «Е-транспорт» - Фото 9
ФОТО: «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга», 1999 год

 

В 1998 году был открыт музей истории ЕТТУ, в котором была создана уличная экспозиция из четырех ретротрамваем. Среди них: деревянный вагон серии Х и даже 21-метровый трамвай-«змейка», известных как Tatra К-2.

 

 

Выпуск «СПЕКТРа», проезд за 1,5 рубля и кризис. О том, как работал трамвай Екатеринбурга в 1990-е годы в спецпроекте «Е-транспорт» - Фото 10
Выпуск «СПЕКТРа», проезд за 1,5 рубля и кризис. О том, как работал трамвай Екатеринбурга в 1990-е годы в спецпроекте «Е-транспорт» - Фото 11

 

Грянувший в августе 1998 году экономический кризис привел к сокращению сотрудников предприятия, установлению суровых лимитов на материалы и ресурсы, урезанию премий. Зарплату стали выдавать раз в месяц и то с задержкой. Началась текучка кадров среди кондукторов.

 

 

Выпуск «СПЕКТРа», проезд за 1,5 рубля и кризис. О том, как работал трамвай Екатеринбурга в 1990-е годы в спецпроекте «Е-транспорт» - Фото 12
ФОТО: «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга», 1999 год

 

Если в 1980-е середине 1990-х годов электротранспортникам предоставляли новое жилье, то после этого времени труженнки ТТУ могли рассчитывать только на общежития. Новые кадры формировались исключительно из местных жителей. В 1998 году весь жилой фонд управления кроме общежитий, а также детские сады были переданы на баланс города.

 

 

Выпуск «СПЕКТРа», проезд за 1,5 рубля и кризис. О том, как работал трамвай Екатеринбурга в 1990-е годы в спецпроекте «Е-транспорт» - Фото 13
Отрытие новой троллейбусной линии, 1998 год. ФОТО: «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга»

 

По данным книги «Электротранспорту Екатеринбурга 80 лет» (2009 год), чтобы предприятие не пришло в упадок за счет собственных средств, его руководство вместе с инженерной службой построили новый цех плановых ремонтных работ в северном депо, начали строительство нового производственного корпуса в Орджоникидзевском депо. Ведется реконструкция спортивно-оздоровительного комплекса, развивается сеть здравоохранения. Предприятие не надеялось на бюджет как главный ресурс для развития, поэтому принимало все меры для того, чтобы увеличить собственный доход.

 

 

Выпуск «СПЕКТРа», проезд за 1,5 рубля и кризис. О том, как работал трамвай Екатеринбурга в 1990-е годы в спецпроекте «Е-транспорт» - Фото 14
ФОТО: «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга», 1999 год

 

«Сводить концы с концами удавалось не всегда. Еще много в обслуживании путевого и энергетического хозяйства операций были основаны на ручном труде. Доход от перевозки пассажиров не покрывал всех убытков. Необходимо было повышать тариф за проезд, который составлял 1,5 рубля и являлся одним из самых низких России», -  отмечается на страницах книги.

 

 

Выпуск «СПЕКТРа», проезд за 1,5 рубля и кризис. О том, как работал трамвай Екатеринбурга в 1990-е годы в спецпроекте «Е-транспорт» - Фото 15
Конец 1990-х - начало 2000-х. ФОТО: Фото Ю.В.Панкова с сайта 1723.ru, опубликовано 4еловек.

 

Ежедневный выпуск подвижного состава на линию составляет 534 еденицы (трамваи и троллейбусы), перевозится около миллиона пассажиров. Среднегодовой пробег за 1994-1998 45,5 млн км. Суточная продолжительность работы каждого трамвая в 1998 году 14,4 часа.

 

 

Выпуск «СПЕКТРа», проезд за 1,5 рубля и кризис. О том, как работал трамвай Екатеринбурга в 1990-е годы в спецпроекте «Е-транспорт» - Фото 16
Конец 1990-х - начало 2000-х. ФОТО: Фото Ю.В.Панкова с сайта 1723.ru, опубликовано 4еловек.

 

В 2001 году изменилась схема движения трамваев на конечная станции ЦПКиО. Половина однопутного кольца вокруг жилого района была разобрана, а к оставшейся части линии пристроен второй путь. В 2003 году был закрыт трамвайный маршрут №12. В этом же году презентовали первый трамвайный вагон модели 71-403.

 

Выпуск «СПЕКТРа», проезд за 1,5 рубля и кризис. О том, как работал трамвай Екатеринбурга в 1990-е годы в спецпроекте «Е-транспорт» - Фото 17

 

При подготовке использовались материалы книги: «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга», 1999 год, «Электротранспорту Екатеринбурга 80 лет», 2009 год, фото музея «Истории трамвая и троллейбуса в Екатеринбурге».

 

Предыдущие материалы о становлении автобусного движения здесь, здесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесь и здесь, трамвайного – здесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесь, здесь и здесь, троллейбусного – здесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесь и здесь.  

 

Редакция JustMedia.ru выражает огромную благодарность за предоставленные материалы Свердловской областной универсальной научной библиотеке имени В.Г. Белинского и историку трамвайного движения Алексею Медведеву. 

 

 

Просмотров: 12547

Автор:

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости