Тридцатичасовой рабочий день и ремонт в землянках. О работе автобусов в годы войны в СПЕЦПРОЕКТе «Е-транспорт»

После войны этот вид общественного транспорта развивался практически с нуля.

Тридцатичасовой рабочий день и ремонт в землянках. О работе автобусов в годы войны в СПЕЦПРОЕКТе «Е-транспорт»  - Фото 1
Тридцатичасовой рабочий день и ремонт в землянках. О работе автобусов в годы войны в СПЕЦПРОЕКТе «Е-транспорт»

В годы Великой Отечественной войны автобусного движения в Свердловске практически не было. Часть автобусов была поставлена на прикол. Оставшиеся из-за большой нагрузки и отвратительных дорог постоянно ремонтировали. В начале 1945-го года в городе на ходу были всего 8 автобусов. Поэтому можно сказать, что после войны этот вид общественного транспорта в Свердловске развивался практически с нуля.

 

О том, как плакали женщины, управлявшие машинами на сырых чурках, о 30-часовом рабочем дне и ремонтах автобусов в землянках, в продолжении спецпроекта JustMedia.ru «Е-транспорт».

 

 

Тридцатичасовой рабочий день и ремонт в землянках. О работе автобусов в годы войны в СПЕЦПРОЕКТе «Е-транспорт»  - Фото 2
      ФОТО: 1943 год, Госархив  РФ, Ф. Р-5508. Оп. 3. Д. 323. Л. 46. Взято: victory.rusarchives.ru
 

Свердловское областное автомобильное управление после начала войны переименовали в «Авторазгружелдор». Предприятие изменило свой профиль и теперь обслуживало только железнодорожные перевозки. На 1 января 1942 года, по данным книги «Бесконечный путь. Екатеринбургскому автобусу 75 лет», в состав управления входили 40 грузовых автомобилей, 22 автобуса и три легковых таксомотора.

 

Тридцатичасовой рабочий день и ремонт в землянках. О работе автобусов в годы войны в СПЕЦПРОЕКТе «Е-транспорт»  - Фото 3
                                  Сотрудники автобусного предприятия военного периода
Тридцатичасовой рабочий день и ремонт в землянках. О работе автобусов в годы войны в СПЕЦПРОЕКТе «Е-транспорт»  - Фото 4
                                             Дети едут в летний лагерь. ФОТО: Музея ЕМУП МОАП

 

На рейсы выходило минимальное количество автобусов из-за нехватки водителей и дефицита горючего. Единственное, на чем не экономили, так это на перевозке детей, в том числе до летних лагерей. Почти все грузовики отправлены на фронт вместе с водителями. Вместо них за руль тяжеловесных машин сели женщины.

 

 

Тридцатичасовой рабочий день и ремонт в землянках. О работе автобусов в годы войны в СПЕЦПРОЕКТе «Е-транспорт»  - Фото 5
                                         Анастасия Филиппова
ФОТО: «Бесконечный путь. Екатеринбургскому автобусу 75 лет»
«Во время войны жизнь полностью изменилась. Всех мужчин и все грузовики забрали на фронт, автобусы поставили на прикол. Бензиновых грузовиков оставалось в гараже всего три штуки. Потом у нас появились газогенераторные грузовые машины – «трехтонки». А шоферов-то нет. Стали девушек набирать. Потом появилась другая проблема. Стали возить чурку (древесные чурки являются наиболее распространенным видом топлива для газогенераторных автомобилей – прим. ред.) с лесоучастка Сосновского рудника. Чурка была сырая, и девушкам-шоферам приходилось помучаться, прежде чем она раскочегарится. Слез было немало. Вот так и работали в войну», - вспоминает один из ветеранов автобусного транспорта Анастасия Филиппова.

 

 

Тридцатичасовой рабочий день и ремонт в землянках. О работе автобусов в годы войны в СПЕЦПРОЕКТе «Е-транспорт»  - Фото 6
ФОТО: Музей ЕМУП МОАП
Тридцатичасовой рабочий день и ремонт в землянках. О работе автобусов в годы войны в СПЕЦПРОЕКТе «Е-транспорт»  - Фото 7
                       Экипаж междугородного ЗИС-16 Я. Ефимов и М.М. Квашнина (справа)
                         ФОТО: «Бесконечный путь. Екатеринбургскому автобусу 75 лет»

 

Имеющиеся автобусы часто ломались. В большинство случаев это было связано с отвратительным состоянием дорог. К концу войны город обслуживали всего 8 автобусов.

 

 

Тридцатичасовой рабочий день и ремонт в землянках. О работе автобусов в годы войны в СПЕЦПРОЕКТе «Е-транспорт»  - Фото 8
                                     Василий Земцов
ФОТО: «Бесконечный путь. Екатеринбургскому автобусу 75 лет»

 

«Машины часто ломались. Рессоры особенно. Это все из-за дорог. Токарь был у нас один на всех. Слесарей вообще не было. А мне никогда никого не требовалось. Всегда все сам. «Студенбекеры» с нуля собирал за один день. Работали мы тогда через день по 30 часов. И народ был очень дружный. Сменщик сменщику машину делал – это святое, это закон. Есть какая-то поломка у автобуса вечером, ночью ремонтируешь.  Камеры в подвале клеили, кузница у нас в яме находилась, в землянке. Да и вся наша контора-то была – шесть окон. В одном здании тогда несколько организаций ютилось: грузовики, автобусы, такси. Трудное время было, но с радостью вспоминаю. Никогда ни на кого не обижался. Повода не было», - вспоминает о конце 1940-х годов ветеран свердловского автобусного движения Василий Земцов.
 

 

Тридцатичасовой рабочий день и ремонт в землянках. О работе автобусов в годы войны в СПЕЦПРОЕКТе «Е-транспорт»  - Фото 9
 Орудие изготовлено на Урале для защитников Ленинграда, 1943 год. Источник: victory.rusarchives.ru
ФОТО: Оцуп Петр Адольфович, Российский госархив кинофотодокументов арх. № 1-65103

 

Кроме нескольких внутригородских линий, автобусы ходили до Компрессорного завода, поселков Кольцово, Изоплит, Широкая речка и Горнозаводской, УралНИИСХоза, городов Березовский и Верхняя Пышма.

 

 

Тридцатичасовой рабочий день и ремонт в землянках. О работе автобусов в годы войны в СПЕЦПРОЕКТе «Е-транспорт»  - Фото 10
                     Стахановка-сборщина М. Кольчугина за осмотром готовых мин, Урал, 1942
      ФОТО: Российский госархив кинофотодокументов, арх. № 0-121749. Взято: victory.rusarchives.ru
Тридцатичасовой рабочий день и ремонт в землянках. О работе автобусов в годы войны в СПЕЦПРОЕКТе «Е-транспорт»  - Фото 11
Сборка артилерийских орудий на одном из заводов Урала, 1945  ФОТО: взято с victory.rusarchives.ru 
Автор: Берланд, Российский госархив кинофотодокументов, арх. № 0-168295

 

В начале эти маршруты обслуживали оставшиеся в городе еще с конца 1930-х годов «ЗИС-8» «ЗИС-16». В январе 1949 года к ним добавились десять ЛиАЗ-158. С этого периода автопарк пополнялся новыми «ЗИС-154, 155, 157» и «ГАЗ-48». Также в Свердловске появились Икарус-60, итальянские Fiat, чешские Skoda.

 

 

Тридцатичасовой рабочий день и ремонт в землянках. О работе автобусов в годы войны в СПЕЦПРОЕКТе «Е-транспорт»  - Фото 12
                           ЗиЛ-158 ФОТО: «Бесконечный путь. Екатеринбургскому автобусу 75 лет»

 

«Несколько венгерских Икарусов были опробованы на пышминском направлении. Но машины получили в то время не очень лестные отзывы по причине некоторых эксплуатационных недостатков», - говорилось в книге «Бесконечный путь. Екатеринбургскому автобусу 75 лет».
 
Тридцатичасовой рабочий день и ремонт в землянках. О работе автобусов в годы войны в СПЕЦПРОЕКТе «Е-транспорт»  - Фото 13
Тридцатичасовой рабочий день и ремонт в землянках. О работе автобусов в годы войны в СПЕЦПРОЕКТе «Е-транспорт»  - Фото 14
ФОТО: fotostarina.ru/sverdlovsk-1930-e-gody

В итоге к концу 1949 в городе было уже 30 автобусов. С 1950-х автобусное движение стало развиваться еще интенсивнее.

 

 

При подготовке материала использовались фото и данные книги «Бесконечный путь. Екатеринбургскому автобусу 75 лет», 2000 год, музея ЕМУП МОАП.

 

Предыдущие материалы о становлении автобусного движения в Екатеринбурге читайте здесь, здесьздесьздесь и здесь, трамвайного –здесьздесьздесьздесь и здесь.

 

 

Просмотров: 11918

Автор:

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости